Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Филологическое образование в жизни человека Утеубаева Айгуль Зияшевна учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 17 г. Астаны Самобытность каждой нации – в ее языке. Без языка нет народа. Справедливы слова поэта Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть». Вот почему Закон о языках в Республике Казахстан прежде всего защищает и утверждает в правах родной язык казахского народа, давшего название республике, на земле которой испокон веков жили казахи. Я учитель русского языка в казахской школе. Когда-то любовь к слову привела меня на студенческую скамью филологического факультета. Мне посчастливилось учиться у корифеев филологического образования нашей республики, чьи учебники и учебные пособия каждый день открывают миллионы обучающихся в школах и вузах. Благодаря своим педагогам еще в стенах вуза я поняла, что учитель русского языка в казахской аудитории должен одинаково владеть двумя языками, что быть филологом сложно: словесник не просто учитель языка, он историк, географ, художник, воспитатель, ибо язык – междисциплинарная область и фактор решения больших воспитательных задач. Незнание языка, неумение правильно им пользоваться чревато равнодушием не только к своему народу, но и к его культуре, к его истории, отсутствием любви к «родному пепелищу». Самобытность духовной культуры казахского народа проявляется в особо уважительном отношении казахов к СЛОВУ – меткому и выразительному, емкому и образному. И как научить современного учащегося правильно говорить и писать, любить читать, получить начальное филологическое образование в школе, если в век информационных технологий стало трудно бороться с печальными последствиями глобальной компьютеризации. Школьники, часто общающиеся с компьютером, утрачивают способность мыслить самостоятельно, творчески, так как в основе любой компьютерной программы лежит алгоритм – автоматизм, определенный порядок действий. Сейчас даже литература популярна та, которая написана по законам компьютерных игр. Возможно, что лет через десять-пятнадцать мы получим людей, по складу ума и функциональным возможностям напоминающих автоматизированную технику, не нуждающихся в выразительном, образном языке. Нынешняя языковая ситуация в республике диктует настоятельную необходимость знаний трех языков, поэтому возрастает значимость качественного обучения языкам в школе. Причем речь идет не только о правильности речи, ее соответствии правописанию и грамматическим нормам, но и о речевой культуре, предполагающей умение пользоваться языком в разных ситуациях общения. Приятно слушать человека, если он умеет к месту употребить эпитет, красочную метафору, удачное сравнение, точный фразеологизм. Но, увы, таких людей с каждым поколением становится все меньше. В жизни современного человека недостаток филологического образования означает кризис культуры. И надо признать печальный факт – филологическое образование мало кому сегодня нужно, ибо нет проблемы коммуникации в нашем обществе. Точнее, нет спроса на правильную коммуникацию. Формируется совершенно иной мир – мир виртуальной культуры, новый мир потребительских стратегий. И новой бедой общества становится нечитающее поколение. Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков. Без чтения пробудить интерес к изучению языка как к способу самореализации личности, научить мыслить по-новому будет трудно. Даже нынешняя форма итоговой аттестации учащихся в форме тестирования не способствует развитию филологического образования. Как в сложившихся условиях создавать нам коммуникативное пространство? Возможно, надо выйти за пределы школьных представлений, которые больше не работают. Но одно ясно, сегодня мы должны учить детей культуре коммуникации, чтобы в будущем имели широкий кругозор и развитое языковое мышление. | |
Просмотров: 689 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|