Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ: ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ:
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ»

Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

Задачи урока:
• Познакомить воспитанников с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.
• Развивать у воспитанников способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
• Формировать у воспитанников устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Воспитанники должны знать:
• Понятия “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”.
• Классификацию профессий.
• Критерии анализа профессий.

Оборудование:
• таблица “Классификация профессий”;
• раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;
• иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;
• бланки опросника для воспитанников;
• эпиграфы на доске

- “Начало – более чем половина всего”. Аристотель;
- «Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех». Дж.Рескин

Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.
Существует множество (более 10 тыс.) разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса нынешних выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
1. Востребованность на рынке труда.
2. Доходность.
3. Требования к физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
7. Положительное влияние на семейную жизнь.
8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”. Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.
Сегодня мы проведем игровую разминку, где вам необходимо будет проявить свое знание профессий, логическое мышление, память и внимание.
Предлагаю разделиться на три команды. (Деление на команды повышает активность воспитанников).
1. РАЗМИНКА:
Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:
1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
3. самая волосатая (парикмахер)
4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
6. самая смешная (клоун) )
7. самая серьёзная (атомщик)
8. самая умная (учёный, профессор)
9. самая белая (врач)
10. самая зубастая (стоматолог)
11. самая начитанная (библиотекарь)
12. самая требовательная (тренер)
13. самая высокая (монтажник-высотник)
14. самая быстрая (гонщик)
15. самая техническая (инженер-конструктор)
16. самая свободная (художник)
17. самая смелая (милиционер)
18. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
19. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

2. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ:
Команды должны собрать пословицы. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием быстрее и правильнее. Пословицы: «Сделал дело…», «Терпение и труд…», «Один с сошкой…», «Без труда…», «Одни в поле…» и т.д.
3. НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ:
А теперь сменим задание: я прошу Вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алёна – архитектор) и т.д побеждает та команда, в которой названо больше профессий..
4. ИГРА “Узнай профессию”
Ведущий (родитель) показывает инструменты, а воспитанники должны назвать профессию:
- Стетоскоп, градусник, шприц…
- Указка, ручка, книга…
- Гаечный ключ, отвертка…
- Ложка, нож, поварешка…
- Краска, шпаклевка, валик…
- Тряпка, ведро, швабра…
- Иголка, нитка, ножницы, кусочек ткани

Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от воспитанников знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора воспитанников в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности.
Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию. Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд. Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.
Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.
Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.
Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.
Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.
Например:
• профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
• профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.
Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

5.ИГРА-КОНКУРС “Профессия или должность”
• врач заведующий бухгалтер
• директор продавец губернатор
• строитель президент шахтер
• завуч бригадир летчик

6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА.
Давайте настроимся на серьезную работу. Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие этим профессиям. (воспитанники раскладывают карточки, затем идет проверка).

Оператор банковского дела • аккуратность;
• усидчивость;
• терпеливость;
• умелость рук;
• хорошее зрение.
Портной • внимательность;
• терпеливость;
• общительность;
• эмоциональная уравновешенность.
• Умение сопереживать
Милиционер • любовь к природе;
• наблюдательность;
• физическая выносливость;
• образная и долговременная память.
Животновод • внимательность;
• аккуратность;
• хорошая память;
• концентрация и переключение внимания;
• устойчивость к монотонной работе;
• быстро
• та движений рук;
• чувство ответственности;
• общительность;
• хорошие зрение и слух.
Логопед • чувство ответственности;
• наблюдательность;
• трудолюбие
• Любовь к животным
• эмоциональная устойчивость;
• внимательность.
Психолог • хорошее зрение и цветоразличение;
• художественный вкус;
• память на цветовые оттенки;;
• ручная ловкость;
• аккуратность;
• внимательность;
• быстрая реакция;
• правильная координация движений.
Лесник • хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности;
• эмоциональная устойчивость;
• хорошая память;
• ответственность;
• логическое мышление;
• умение быстро принимать решение, четко излагать мысли.
Маляр-штукатур • аналитический ум;
• физическая сила и выносливость
• эмоционально-волевая устойчивость;
• добросовестность;
• честность;
• умение общаться
• умение сопереживать.

Классификация профессий

Для того чтобы уметь разобраться в огромном количестве существующих профессий, существует определенная классификация. У нас в стране чаще всего используется классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.
Мы разберем классификацию по предметам труда или типам профессий. Академик Климов, выделяет пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ».

1. Человек-техника. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель — вот только некоторые из них.
2. Человек-человек. Профессии этой группы имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Как вы думаете, что это за профессии? Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.
3. Человек-природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Какие профессии этой группы вы можете назвать? Профессии этой группы: агроном, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, эколог. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная.
4. Человек-знаковая система. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса.
5. Человек-художественный образ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Что необходимо человеку, выбирающему творческую специальность? Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми (кластер).

Я предлагаю вам определить, к какому типу профессий у вас склонности выше.

Практическая работа «Определение типа будущей профессии»
(методика Е.А. Климова)

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет — поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

1. Легко знакомлюсь с людьми 1
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить 1
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки 1
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными 1
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить 1
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами 1
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными 1
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах 1
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших 2
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности 2
11. Охотно читаю о растениях, животных 1
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. 1
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин 1
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы 2
15. Легко улаживаю разногласия между людьми 2
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой 2
17. Людям нравится мое художественное творчество 2
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными 2
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме 2
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь 1
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди 1
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки 1
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям 2
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. 1
25. Могу влиять на ход развития растений и животных 2
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов 1
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте 1
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными 1
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику 1
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. 1
РЕЗУЛЬТАТЫ П Т З Х Ч

Обработка и интерпретация результатов
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), Х (художественный образ), Ч (человек). Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 — говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.

Подведение итогов занятия:
1. Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой, начиная это занятие?
Выработать способы деятельности, позволяющие максимально реализовать себя в азличных сферах трудовой, общекультурной, социально-профессиональной деятельности.
2. Какие способы позволяют максимально реализовать себя в различных сферах будущей профессиональной деятельности?
- Знать классификацию профессий.
-Уметь определять профессиональные склонности.
- Повышать компетентность в вопросах выбора профессии.
3. А зачем нужно повышать компетентность?
- Чтобы выбор профессиональной деятельности был осознанным и успешным

На следующем занятии мы продолжим разговор о профессиональных знаниях, которые помогут вам в будущем стать мастерами своего дела.

Большое спасибо, до свидания!
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Лидер7115 (2015-02-10) | Автор: Щербакова Мария Викторовна E
Просмотров: 1588 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru