Главная » Статьи » Профессиональное образование |
В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека. В педагогической действительности данная ситуация актуализирует проблему поликультурного образования, так как оно, способствуя формированию межкультурной компетентности как неотъемлемого компонента толерантного отношения к другим культурам, составляет основу адекватного вхождения в мировое сообщество. Главной целью такого поликультурного обучения является формирование у индивида способности к успешной межкультурной коммуникации, подготовка к жизни в полиэтническом социуме, которая предполагает овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности [1]. Для этого различные аспекты межкультурного обучения должны быть наполнены культурно-специфическим содержанием, отражающим принадлежность личности к определенному этносу, региону проживания, обществу в целом. Реализации данной задачи способствуют межкультурные задания, обеспечивающие погружение в культуру страны изучаемого языка и единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального в культуре [2]. Они не просто преподносят абстрактно готовые факты из реальной жизни, а требуют анализа этих фактов в виде диагностики конкретных ситуаций и генерирования всех имеющихся знаний и навыков. К их числу относятся: биографическая рефлексия, полевое наблюдение, интерактивное моделирование, самооценка, симуляции, а также методы активного вовлечения в ситуации межкультурного общения, такие как дискуссии, разнообразные игры, анализ ситуаций, тренинги. Именно активные методы межкультурного обучения – имитационные игры и тренинги позволяют развернуть проблемы в динамике, дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межкультурной коммуникации. Метод биографической рефлексии предполагает осмысление собственной биографии с целью основ выяснения своей собственной идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни. С помощью анализа биографии и воспроизведения прошлых жизненных ситуаций актуализируются чувства и осознаются события, определившие формирование личности человека. Подобная работа над собственной биографией помогает рефлексировать различные стороны человеческой жизнедеятельности, определять природу ценностных ориентации и интересов и поэтому может применяться при различных методологических подходах. Специфика метода биографической рефлексии заключается в том, что знания и опыт человека, события его жизни выделяются из всех социальных контекстов и подвергаются внимательной оценке. Значение этого метода состоит в том, что занятия по методу биографической рефлексии помогают получить объяснение собственной культурной принадлежности, идентифицировать личные культурные стандарты и раскрыть механизм культурного самовосприятия. Метод полевого наблюдения – такой тип наблюдения, осуществляемый в естественных условиях реальной жизни наблюдаемого «объекта». Требование такого наблюдения – отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Данный метод позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальных искажениях) Например, используя личные наблюдения, студентам можно предложить описать невербальное поведение представителей их культуры в определенных ситуациях, сравнить их с поведением представителей – носителей изучаемого языка, определить нормы или образцы поведения в обществе: Gestures. In a number of different settings, watch what people do with their arms, hands, fingers, and whole body. Try to describe the gestures and indicate what you think is the meaning. Eye Contact. Observe the degree and nature of eye contact in as many of the following situations as possible: Between two men/ women of the same age; Between an older and younger man/woman; Between a boss and employee; Between people passing on the street, etc. Facial Expressions. Observe what people do with their head, eyes, eyebrows, mouth, nose, chin, etc. Record these observations as accurately as you can in the spaces below, indicating what these facial expressions mean: The Head and Forehead; Eyes and eyebrows; Any part of the face or head in combination with the hands and fingers. Personal Space. Observe how close various kinds of people stand to each other in various settings: In normal conversation, at work, on the street, in an elevator, crowded or uncrowded, etc. Touching. Observe how much and in which parts of the body the following people touch each other: Two men/ women, Husband and wife, Unrelated man and woman, Older and younger person, Boss and subordinate, etc. What differences do you observe in touching behavior in public and in private? Метод интерактивного моделирования ориентирован на сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных индивидуальных и групповых ситуаций межкультурного общения. Например: «You are a female Peace Corps volunteer working as an environmental educator in a government ministry. You work under an older host countryman who is much less technically competent than you. At staff meetings, you routinely outshine this man, which has begun to cause him acute discomfort. Today he has asked you not to speak at these meetings and especially not to contradict or disagree with him when he speaks, even (and especially) if what he says is incorrect, but you cannot agree with him». Обучающимся предлагается проанализировать правильность/ ошибочность поведения волонтера Корпуса Мира в данной ситуации с точки зрения его ценностных ориентаций, решить ситуацию с учетом культурных норм и стереотипов поведения, принятых в обществе принимающей страны. Интеллектуальная и эмоциональная энергия участников процесса обучения в данном случае направляется на оценку ситуации. Упрощенный мир интерактивных моделей позволяет участникам лучше, чем в реальной действительности, узнать и изучить способы и виды отношений в межкультурных контактах. Кроме того, ценность метода интерактивного моделирования заключается в том, что он: 1) значительно облегчает начало процесса обучения, поскольку создает более естественную обстановку для знакомства участников; 2) кооперирует и организует участников для совместной деятельности; 3) создает условия для развития более откровенных отношений участников друг к другу; 4) заставляет обращаться к прошлому опыту участников и через это оценивать практические ситуации общения в настоящем. Метод ролевых игр характеризуется исполнением участниками ролей, которые воссоздают часто повторяющиеся ситуации межкультурного общения. Эти роли узнаются, смешиваются и изменяются при их воспроизведении и анализе. Основой метода ролевых игр является игровое переживание в ситуациях «как будто». В таких случаях происходит восприятие скрытых правил и стандартов, которые лежат в основе норм и ценностей чужой культуры и которые отпечатываются в сознании участников обучения. Например: «You are a male teacher. You are from Asia, but temporarily work at an International School. You have given one of your students, American by origin, a low mark but he/she is not satisfied with it. He/she is trying to convince you that he/she deserves a better mark. You consider such behavior rude. Explain your decision to a student, try to save face. The student should try to persuade the examiner to give him/her a higher mark than the he was giving you». В изучении межкультурных коммуникаций данный метод порождает игровое переживание, благодаря чему глубже познаются интересы взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры. Метод самооценки своей целью ставит выделение определенных типов поведения при межкультурном общении и рассмотрение их под соответствующим углом зрения. Эта цель достигается посредством общественных опросов, структурированных наблюдений и тестов. Полученные результаты становятся темами для аналитических дискуссий и обсуждений о типах межкультурного поведения и их результатах в межкультурном общении. При этом речь может идти о различных точках зрения, способностях к коммуникативной деятельности или отдельных аспектах практического поведения. Метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных ситуаций межкультурного общения и прогнозировании возможных вариантов и результатов исходя из различных точек зрения и аспектов [3]. Симулятивные ситуации, как правило, являются обобщенным опытом межкультурного общения всех участников процесса межкультурного обучения. В профессиональной подготовке возможно предложить обучающимся завершить заданный диалог несколькими различными способами, рефлексируя выбор проецируемых межкультурных ценностей. Практика использования рассмотренных методов позволяет сделать вывод, что с их помощью возможно не только демонстрация связей элементов различных культур, элементов одной национальной культуры, но и их содержательное сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. Использование данных методов в процессе обучения позволяет подготовить представителей различных культур к эффективным контактам с чужими культурами, научить их понимать своих партнеров по коммуникации и добиваться поставленных целей и результатов. Список литературы: 1. Нарымбетова, Ж.С. Формирование лингвокультурологической компетенции будущего учителя иностранных языков в контексте его подготовки к межкультурной коммуникации (английский язык, языковой вуз) [Текст] / Ж.С. Нарымбетова. // Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Алматы, 2009. – 23 с. 2. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений: [Текст] – 3-изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с 3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с. | |
Просмотров: 1560 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|