Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях
Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях

Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях. Содержание каждой учебной дисциплины ориентировано на конкретную педагогическую технологию и комплект учебно-методических материалов, разработанных для поддержки её изучения.
В настоящее время по многим учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов.
По мнению ряда специалистов, самостоятельная работа студентов - это неотъемлемая часть учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению знаний. В результате успешного выполнения самостоятельной работы осваиваются навыки познания, формируется научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности [1].
На основе государственного образовательного стандарта увеличено время на проведение практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов (СРС), при соответствующем сокращении времени на чтение лекций. Это требует создание условия, обеспечивающей эффективность СРС. Самостоятельная работа студентов, многие из которых ещё не приучены ее выполнение и не имеют навыков поиска нужной информации, обязательно должна осуществляться под руководством преподавателей и ими руководствоваться. Кроме того, студентов необходимо обеспечить учебно-методическими и справочными материалами. Должны быть подготовлены как печатные, так и электронные версии учебных пособий по практическим занятиям. Необходимо разработать и внедрить обоснованную систему учёта качества выполнения самостоятельной работы в семестре при выставлении рейтингового балла по дисциплине [3].
Нам предоставляется, что нельзя недооценить необходимость самостоятельной работы студентов на практических занятиях как и абсолютизировать её при работе во вне учебное время, скажем при выполнении индивидуальных домашних заданий. У нас для большой упор делается на решение задач, упражнений, составление различных диаграмм, графиков. Такой подход к изучению материалов способствует углублению знаний при подготовке высококвалифицированных работников.
Для курса «Электротехника» по подготовке специалистов в не энергетических специальностей выделены ограниченные часы. Это требует активной организации самостоятельной работы, исходя из степени готовности к ней каждого студента. Необходимо выстраивать систему заданий так, чтобы в конечном счете студент имел возможность реально оценить свое знание, а преподаватель определяя её должен оказывать консультативную помощь каждому студенту по развитию его самостоятельной работы. По мере готовности к самостоятельной работе функция контроля со стороны преподавателя заменяется различными формами самоконтроля. В результате от первоначального непосредственного руководства преподавателя студент начинает переходит к самоуправлению собственной деятельностью.
Мы по курсу «Электротехника» для студентов неэнергетических специальностей разработали и внедрили в учебный процесс сборник задач и заданий на основе дидактических материалов, т. е. схем, рисунков и графиков.
При составлении заданий выбрали следующие принципы и методики:
1. Задачи представлены только в схемах и рисунках. Это относиться к проблемным занятиям в современных технологиях обучения, потому что самостоятельная творческая работа студентов реально обеспечивается в электрических схемах и заданиях.
2. Условие задачи не даётся открытым текстом, однако студент имеет возможность составить его на основе схемы и данных электротехнических параметров.
3. Предлагается определение электротехнических величин на основе буквенных и графических значений в схемах.
4. Каждая задача состоит из 5 дифференцированных заданий. Для него разработан критерий рейтинговых баллов с учётом степени сложности заданий. Это даст возможность студентам само оценивать свои знания.
В аудиторных занятиях применяется «метод микро групп» из 5-6 человек, им раздаются однотипные задачи на карточках, после определённого времени проводится презентация каждой микро группы, её обсуждение и самооценка деятельности микро группы и студентов в микро группах. Такая стратегия педагогических технологий способствует развитию самостоятельности, научного мышления и речи студентов, позволяет одновременно проверить знания достаточно многих студентов в группе, в связи с чем она выступает важным средством оперативной обратной связи.
Каждую задачу составили так, чтобы охватить важные вопросы темы и по возможности математические выкладки были краткими. Все задачи были заранее решены и методически обработаны нами, а студентам представлены только их ответы.
Следует подчеркнуть, что подготовленные дидактические задачи не исполняют роль теста для контроля знаний, так как предназначены для развития познавательного процесса. Вместе с тем в данном случае выполняется и методическая задача: не разобравшись с электротехнической схемой, студент не может решать любую представленную задачу.

Приведём примеры из составленных задач.





1. Расчёт трёхфазных сетей:
Электротехнические данные для схемы-1:
R= 16 Ом – активное сопротивление каждого из трёх потребителей;
XL=12 Ом – индуктивное сопротивление;
РФ= 1,2∙103 Вт – активная мощность одной фазы.
Задания для схемы-1:
1. Определить полное сопротивление фазы.
2. Определить коэффициент мощности фазы.
3. Вычислить напряжение фазы.
4. Определить ток фазы.
5. Вычислить полную мощность.

2.Вычисление параметров трансформатора.



Электротехнические данные для схемы-2:
SH=15 кB∙А – мощность трансформатора;
U1=3B – напряжение сети постоянного тока;
I1=25A – показание амперметра при U1.

Сети постоянного тока U и переменного тока ˜U присоединяются поочерёдно.
UH=220B – напряжение сети переменного тока, где f =50Гц;
IX=6A – показатель амперметра при холостом ходе;
PX=90 Вт – показание ваттметра при холостом ходе;
U2=36B – показание вольтметра V2.

Задания для схемы-2:
1. Определить активное сопротивление – R1 первичной обмотки.
2. Вычислить полное сопротивление – Z1 первичной обмотки переменного тока.
3. Определить индуктивное сопротивление – X1 первичной обмотки.
4. Вычислить мощность потерь – P1 первичной обмотки при холостом ходе и потерь мощности в стали (сердечнике) – PC.
5. Определить номинальный ток – I1H первичной обмотки и мощности потерь – P1H первичной нагрузке при номинальной нагрузке.

Библиографический список:
1.Хилкова.Н., Ермакова Л. Проблемы организации самостоятельной работы. Высшее образование в России. №2.2007г. стр. 171-172.
2.Болтаева М., Дадамирзаев Г. Методологические основы формирования самостоятельного образования. Проблемы образования. №1.2008год. стр. 78-79.
3.Болтаева М., Дадамирзаев М. Г. Методические основы организации самостоятельной работы. Педагогическое образование. №4.2008 год. стр. 32-35.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Андрей4763 (2015-02-18)
Просмотров: 1117 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru