Главная » Статьи » Профессиональное образование |
В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана первоочередной задачей выдвигается повышение уровня образованности как фактора конкурентоспособности нации.[1] В последнем послании «Нұрлы Жол» Нурсултан Назарбаев сконцентрировал внимание на молодежи, сказав: «молодежь-основа нашего будущего». [2] Поэтому закономерно, ставится важная задача создания национальной системы образования, соответствующей современным требованиям и мировым стандартам. Казахстан также идет в ногу со всем миром, используя в системе образования все лучшее из мировой практики для формирования общества, основанного на знаниях. Используя опыт зарубежных стран Национальная палата предпринимателей РК совместно с Министерством образования и науки запустила проект Дорожная карта внедрения дуального обучения. Сегодня по этой системе работают 60 стран мира. Дуальная система обучения – самая распространенная, популярная в обществе, среди молодежи траектория профессионального образования ФРГ.[3] На сегодняшний день уровень подготовки выпускников учреждения технического и профессионального образования зачастую не соответствует современным требованиям рынка труда, т.е. дуальное обучение - это более эффективный способ подготовки кадров. Эффективность заключается в том, что полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами в учебных мастерских, а также во время производственного обучения. То, что сегодня расскажут студентам в аудитории, – завтра они применят в действии на предприятии. [4] Суть дуальной системы обучения - сочетание теоретического обучения с практическим обучением на предприятии. По дуальной системе образования студенты получают более глубокие знания и навыки по выбранной специальности, т.е. эта система, при которой студенты половину всего своего учебного времени посвящают практике на том предприятии, где они в дальнейшем будут работать, что позволяет студентам не только успешно освоить учебную программу, но и получить хорошие практические навыки, наладить контакты в трудовом коллективе. Практическая (производственная) часть составляет примерно две трети времени обучения, а школьная (профессионально-теоретическая) часть, примерно одну треть времени обучения. Эта система практикуется не только в Германии, а ещё в Австрии и в Швейцарии. Такая форма образования - прекрасная возможность для работодателей обучить специалистов, нужных предприятию, а для студентов – получить не только теоретические, но и практические знания. [5] Дуальная система обучения открывает дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и технических кадров высшей квалификации, обеспечивает диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ. Также, такая система получения образования способствуют более разностороннему профессиональному развитию учащихся иобеспечивает взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.[6] Работодателям, в конечном счете, экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации). Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».[7] Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает. Благодаря сочетанию практики и теории будущим выпускникам предоставляется возможность проявить себя, доказать будущему руководителю, что он готов приступить к работе, не хуже специалиста с большим опытом. Появится здоровая конкуренция среди работников и студентов, что способствует улучшения качества получаемых теоретических и практических знаний, будущие специалисты будут заинтересованы и полностью вовлечены в процесс дуального образования. Благодаря внедрению дуальной системы обучения, создается трехсторонний договор, каждый из участников которого имеет и заинтересованность. В программе Дорожная карта дуального образования, которая содержит 11 приоритетных отраслей региона такие как: машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, транспорт. На период 2014-2016 г.г. более 10 тысяч специалистов по 83 специальностям для порядка с 400 предприятиями совместно с более 170 колледжами осуществят свою деятельность. В этот период объединяться интересы бизнеса, государства и будущего специалиста. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже. Основной упор делается на технические специальности т.к. на данном этапе рынок труда наиболее нуждается в данных специалистов. Хотелось бы, чтоб данная программа заняла достойную нишу в нашей системе образования, и получила положительные результаты по итогам завершения. Думаю, что в скором времени дуальная система обучения расширится и предоставит возможность экономическим профессиям, также закрепить свои практические знания в области бухгалтерии и экономики, благодаря этому вырастит класс специалистов подкованных теоретическими знаниям, подкрепленных практическим опытом. [8] В заключении , хотелось бы, отметить совершенствования современной системы образования с помощью дуального метода обучения позволит решить основную проблему профессионально-технического образования - разрыв между теорией и практикой. Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. И в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. Список использованных источников: 1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г 2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 11 ноября 2014 г 3. www.akorda.kz 4. www.palata.kz 5. www.meta.kz 6. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 7. http://news.nur.kz/214021.html 8. Статья «Перспективы и возможности внедрения дуальной системы обучения. | |
Просмотров: 948 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|