Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Статья "Менторинг в условиях современной школы"
Начало педагогической карьеры традиционно считается наиболее важным этапом в процессе профессионального становления учителя. О важности этого этапа и о пристальном внимании педагогической общественности школы к адаптации педагога говорит наличие в школах специальных форм поддержки, одной из которых является наставничество или менторинг.
Понятие менторинг появилось сравнительно недавно в России, а в Казахстане еще позднее. Хочется остановиться подробнее на этом понятии. Что такое менторинг? Менторинг от английского – mentoring, эквивалент которому в русском языке – наставничество. Отсюда и происходит наше понимание слова ментор. Ментор – это наставник, человек, который помогает своему ученику на первых порах профессионального становления. Менторы или, как привычнее для нашего слуха, наставники, закрепляются за молодыми специалистами, которые, покинув уютные стены педагогических колледжей и институтов, приходят во «взрослую» профессиональную жизнь. Хочется отметить, что зачастую молодые специалисты оказываются в растерянности, так как практика, полученная во время учебы, не соответствует реалиям педагогической работы. Появляются новые требования администрации, появляются также должностные обязанности, во время практики о которых не упоминалось. Но самым болезненным в работе начинающих педагогов является то, что от них с первых дней ждут профессионализма, высокой степени исполнительской дисциплины и компетентности по вопросам документации, работы с детьми и родителями. Эти требования предъявляются молодым педагогам наряду с гораздо более опытными коллегами, порой не учитывая, что теоретически, методически и даже психологически, человек является неподготовленным к реалиям профессиональной жизни.
Вот здесь и приходит на помощь наставник. Одной из важнейших задач наставника является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде.
Администрация выбирает наставника среди наиболее опытных педагогов школы, при этом, не учитывая пожелания «ученика» и «учителя». Что очень негативно сказывается на дальнейшем развитии отношений между ментором и его подопечным. В других сферах и организациях, на производстве и в фирмах молодому специалисту самому предоставляется право искать своего ментора. Поскольку, молодой специалист будет искать не просто опытного коллегу, а того человека, который приобрел уже достаточно опыта, чтобы осознать свою потребность в передаче оного своему последователю. А ментору в свою очередь предоставляется право либо принять молодого специалиста, либо отказаться. Все будет зависеть от его мотивации.
Мотивация ментора — это мотивация человека, который настолько наполнился опытом и знаниями, что ему необходимо их кому-то передать.
И это весьма целесообразно. Именно на этом уровне и начинается совпадение интересов сторон, что положительно скажется на развитии обеих.
Что, если в образовательных заведениях тоже предоставить педагогам подобную свободу выбора? Ведь это гораздо более полезно для самоутверждения и самореализации начинающего специалиста. Потому что в своем выборе он будет руководствоваться интуицией, своими чувствами и потребностями. Он обязательно будет искать в менторе единомышленника и союзника, что предаст их профессиональным отношениям гармонию, а также разовьет их собственный деловой стиль. И это пойдет только на пользу наставнику и молодому специалисту. Подопечный сможет по максимуму извлечь выгоду в виде неоценимой помощи старшего товарища, а ментор сможет удовлетворить свою потребность в передаче своих знаний, опыта.
Но как долго будет молодой специалист выбирать своего наставника? – спросите Вы. Может, так пройдет и целый год. И вы в этом будете абсолютно правы. На поиски ментора соответственно и должно уйти от одного до двух месяцев. За это время администрация должна организовать работу с молодым специалистом так, чтобы он смог активно поучаствовать в работе со всеми потенциальными наставниками. Это поможет новичку сделать правильный выбор.
Помимо этого предлагается организовать своего рода лагерь для молодых специалистов, в котором они смогут получать опыт не только от наставника, но и делиться своими мыслями и предложениями. В школе всегда найдется молодой специалист, у которого все всегда получается, так называемый «круговой фонарь», он тоже может принять участие, и отчасти взять на себя некоторые функции наставника, поделиться секретами своего успеха.
Нелегко молодому учителю в школе. Но также нелегко и наставнику. Ведь в образовании программа «наставничества» в рамках обязательного проекта не развита. Казалось бы, на бумаге есть и отчеты по проделанной работе, и молодой специалист перенимает опыт, участвует в конкурсах, т.е. буквально старается показать, что наставник работает с ним и работает плодотворно, успешно. Но системности и очередности в этом процессе нет. Как нет и единой документации для всех школ, касающейся ведения наставничества. Почему наставники делают отчет о своей работе только на бумаге? Почему мы не можем просмотреть их работу на практике в действии? Это вполне резонный вопрос. Есть и ответ на него. Эту работу нельзя показать как урок. Но смоделировать его в ситуации на совещании ШМО можно и даже нужно. Отсюда можно двигаться дальше в том же направлении. Организовать курсы для наставников. На которых наставники смогут пройти несколько этапов обучения.
Первый - обсуждение:
Им предоставят возможность поделиться приемами своей работы с другими менторами. А также получить полезную информацию о ведении отчетности, о методах работы с молодыми специалистами от коллег.
Второй – собственно обучение:
Тут можно организовать работу по-разному. Это могут быть тренинги. Здесь наставники пройдут обучающие тренинги, особенностью которых является психологическая сторона развития отношений между наставником и молодым специалистом, а также научатся правильно подавать информацию, которую подопечный сможет не только прослушать и понять, но и принять безоговорочно и начать применять на практике.
Третий – экзамен:
На этом этапе наставник должен доказать, что он может и готов принять молодого специалиста, обучить его и вывести на более высокий уровень педагогического мастерства.
Его тоже нужно разбить на два под этапа:
Первый: теория
Второй: практика
Все это впоследствии можно вывести на гораздо более значимый уровень. Создать целую программу по наставничеству. Кстати, такие программы существуют, начиная с 80-х годов прошлого века в странах Европы. И доказали свою состоятельность.
Хочу отметить, что менторинг станет действенным и качественным, если обе стороны смогут быть достаточно заинтересованы и замотивированы.
Помимо учительской среды, менторинг можно использовать и с учащимися школ, средних специальных и высших учебных заведений. Правда, специфика такой программы будет немного иной. Для этого в первую очередь необходимо избрать волонтеров из среды учащихся с наиболее высокими показателями по успеваемости и достижениями во внеурочной деятельности. Закрепляться они будут за учащимися с низкой успеваемостью, девиантным поведением и низким уровнем популярности в классе. Все занятия будут проходить во внеурочное время, один раз в неделю. В форме факультатива, прогулки или занимательной программы. Вся работа по наставничеству должна фиксироваться в специальных журналах классными руководителями. А сами волонтеры должны быть отмечены такими поощрениями, как путевки в детские оздоровительные лагери, санатории. Волонтерское движение можно создать на базе детско-юношеских организаций «Жас қыран» и «Жас улан», ведь среди членов этих организаций очень много ответственной, сознательной и деятельной молодежи.
Задачей наставников будет подготовка подопечных по предметам и помощь в завоевании положительного авторитета в классном коллективе.
Опыт применения таких программ в системе образования европейских государств и США показывает, что объединение групп под эгидой «Наставничество» обеспечивает отличные показатели в учебной и внеурочной деятельности, а также развиваются волонтерские движения, создаются научные молодежные организации. Подрастающее поколение в этом случае никогда не станет безразличным и апатичным, а будет деятельным, активным и прогрессивным, проявляющим свою активную гражданскую позицию, как в школе, так и в своей жизни и в жизни окружающих, а также в судьбе государства.

Список источников
1. Грачёва Елена Юрьевна аспирант кафедры педагогики, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, Чита «Особенности наставничества начинающего учителя в современной школе Германии» http://www.emissia.org/offline/2012/1747.htm
2. Журнал "Справочник заместителя директора школы" №1 2009 год
3. Коучинг и менторинг. Коучинг – наука побеждать. http://coach-s.narod.ru/business26.html
4. Менторинг. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%ED%F2%EE%F0
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Ольга4939 (2015-02-26) | Автор: Тарабарина Ольга Николаевна E
Просмотров: 2381 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru