Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Начало педагогической карьеры традиционно считается наиболее важным этапом в процессе профессионального становления учителя. О важности этого этапа и о пристальном внимании педагогической общественности школы к адаптации педагога говорит наличие в школах специальных форм поддержки, одной из которых является наставничество или менторинг. Понятие менторинг появилось сравнительно недавно в России, а в Казахстане еще позднее. Хочется остановиться подробнее на этом понятии. Что такое менторинг? Менторинг от английского – mentoring, эквивалент которому в русском языке – наставничество. Отсюда и происходит наше понимание слова ментор. Ментор – это наставник, человек, который помогает своему ученику на первых порах профессионального становления. Менторы или, как привычнее для нашего слуха, наставники, закрепляются за молодыми специалистами, которые, покинув уютные стены педагогических колледжей и институтов, приходят во «взрослую» профессиональную жизнь. Хочется отметить, что зачастую молодые специалисты оказываются в растерянности, так как практика, полученная во время учебы, не соответствует реалиям педагогической работы. Появляются новые требования администрации, появляются также должностные обязанности, во время практики о которых не упоминалось. Но самым болезненным в работе начинающих педагогов является то, что от них с первых дней ждут профессионализма, высокой степени исполнительской дисциплины и компетентности по вопросам документации, работы с детьми и родителями. Эти требования предъявляются молодым педагогам наряду с гораздо более опытными коллегами, порой не учитывая, что теоретически, методически и даже психологически, человек является неподготовленным к реалиям профессиональной жизни. Вот здесь и приходит на помощь наставник. Одной из важнейших задач наставника является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Администрация выбирает наставника среди наиболее опытных педагогов школы, при этом, не учитывая пожелания «ученика» и «учителя». Что очень негативно сказывается на дальнейшем развитии отношений между ментором и его подопечным. В других сферах и организациях, на производстве и в фирмах молодому специалисту самому предоставляется право искать своего ментора. Поскольку, молодой специалист будет искать не просто опытного коллегу, а того человека, который приобрел уже достаточно опыта, чтобы осознать свою потребность в передаче оного своему последователю. А ментору в свою очередь предоставляется право либо принять молодого специалиста, либо отказаться. Все будет зависеть от его мотивации. Мотивация ментора — это мотивация человека, который настолько наполнился опытом и знаниями, что ему необходимо их кому-то передать. И это весьма целесообразно. Именно на этом уровне и начинается совпадение интересов сторон, что положительно скажется на развитии обеих. Что, если в образовательных заведениях тоже предоставить педагогам подобную свободу выбора? Ведь это гораздо более полезно для самоутверждения и самореализации начинающего специалиста. Потому что в своем выборе он будет руководствоваться интуицией, своими чувствами и потребностями. Он обязательно будет искать в менторе единомышленника и союзника, что предаст их профессиональным отношениям гармонию, а также разовьет их собственный деловой стиль. И это пойдет только на пользу наставнику и молодому специалисту. Подопечный сможет по максимуму извлечь выгоду в виде неоценимой помощи старшего товарища, а ментор сможет удовлетворить свою потребность в передаче своих знаний, опыта. Но как долго будет молодой специалист выбирать своего наставника? – спросите Вы. Может, так пройдет и целый год. И вы в этом будете абсолютно правы. На поиски ментора соответственно и должно уйти от одного до двух месяцев. За это время администрация должна организовать работу с молодым специалистом так, чтобы он смог активно поучаствовать в работе со всеми потенциальными наставниками. Это поможет новичку сделать правильный выбор. Помимо этого предлагается организовать своего рода лагерь для молодых специалистов, в котором они смогут получать опыт не только от наставника, но и делиться своими мыслями и предложениями. В школе всегда найдется молодой специалист, у которого все всегда получается, так называемый «круговой фонарь», он тоже может принять участие, и отчасти взять на себя некоторые функции наставника, поделиться секретами своего успеха. Нелегко молодому учителю в школе. Но также нелегко и наставнику. Ведь в образовании программа «наставничества» в рамках обязательного проекта не развита. Казалось бы, на бумаге есть и отчеты по проделанной работе, и молодой специалист перенимает опыт, участвует в конкурсах, т.е. буквально старается показать, что наставник работает с ним и работает плодотворно, успешно. Но системности и очередности в этом процессе нет. Как нет и единой документации для всех школ, касающейся ведения наставничества. Почему наставники делают отчет о своей работе только на бумаге? Почему мы не можем просмотреть их работу на практике в действии? Это вполне резонный вопрос. Есть и ответ на него. Эту работу нельзя показать как урок. Но смоделировать его в ситуации на совещании ШМО можно и даже нужно. Отсюда можно двигаться дальше в том же направлении. Организовать курсы для наставников. На которых наставники смогут пройти несколько этапов обучения. Первый - обсуждение: Им предоставят возможность поделиться приемами своей работы с другими менторами. А также получить полезную информацию о ведении отчетности, о методах работы с молодыми специалистами от коллег. Второй – собственно обучение: Тут можно организовать работу по-разному. Это могут быть тренинги. Здесь наставники пройдут обучающие тренинги, особенностью которых является психологическая сторона развития отношений между наставником и молодым специалистом, а также научатся правильно подавать информацию, которую подопечный сможет не только прослушать и понять, но и принять безоговорочно и начать применять на практике. Третий – экзамен: На этом этапе наставник должен доказать, что он может и готов принять молодого специалиста, обучить его и вывести на более высокий уровень педагогического мастерства. Его тоже нужно разбить на два под этапа: Первый: теория Второй: практика Все это впоследствии можно вывести на гораздо более значимый уровень. Создать целую программу по наставничеству. Кстати, такие программы существуют, начиная с 80-х годов прошлого века в странах Европы. И доказали свою состоятельность. Хочу отметить, что менторинг станет действенным и качественным, если обе стороны смогут быть достаточно заинтересованы и замотивированы. Помимо учительской среды, менторинг можно использовать и с учащимися школ, средних специальных и высших учебных заведений. Правда, специфика такой программы будет немного иной. Для этого в первую очередь необходимо избрать волонтеров из среды учащихся с наиболее высокими показателями по успеваемости и достижениями во внеурочной деятельности. Закрепляться они будут за учащимися с низкой успеваемостью, девиантным поведением и низким уровнем популярности в классе. Все занятия будут проходить во внеурочное время, один раз в неделю. В форме факультатива, прогулки или занимательной программы. Вся работа по наставничеству должна фиксироваться в специальных журналах классными руководителями. А сами волонтеры должны быть отмечены такими поощрениями, как путевки в детские оздоровительные лагери, санатории. Волонтерское движение можно создать на базе детско-юношеских организаций «Жас қыран» и «Жас улан», ведь среди членов этих организаций очень много ответственной, сознательной и деятельной молодежи. Задачей наставников будет подготовка подопечных по предметам и помощь в завоевании положительного авторитета в классном коллективе. Опыт применения таких программ в системе образования европейских государств и США показывает, что объединение групп под эгидой «Наставничество» обеспечивает отличные показатели в учебной и внеурочной деятельности, а также развиваются волонтерские движения, создаются научные молодежные организации. Подрастающее поколение в этом случае никогда не станет безразличным и апатичным, а будет деятельным, активным и прогрессивным, проявляющим свою активную гражданскую позицию, как в школе, так и в своей жизни и в жизни окружающих, а также в судьбе государства. Список источников 1. Грачёва Елена Юрьевна аспирант кафедры педагогики, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, Чита «Особенности наставничества начинающего учителя в современной школе Германии» http://www.emissia.org/offline/2012/1747.htm 2. Журнал "Справочник заместителя директора школы" №1 2009 год 3. Коучинг и менторинг. Коучинг – наука побеждать. http://coach-s.narod.ru/business26.html 4. Менторинг. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%ED%F2%EE%F0 | |
Просмотров: 2387 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|