Главная » Статьи » Профессиональное образование |
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей через использование интенсивных педагогических технологий» Тасименова Лилия Владимировна - преподаватель химии УТКС Химия – один из самых трудных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у учащихся отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. К сожалению, в учебных программах не используется научно – практический потенциал химической науки. Усилить практический аспект подготовки учащихся можно за счет использования теории практико – ориентированного обучения, основная цель которой – подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности [2]. Наряду с последовательным и логичным изложением основ науки важно на всех этапах обучения в каждую изучаемую тему включать материал, отражающий значение веществ, природных закономерностей в повседневной жизни. Однако, основная масса предлагаемых авторами учебников заданий - стандартные, а в жизни человек сталкивается с задачами нестандартными. Поэтому я систематизирую и апробирую систему учебных практико – ориентированных заданий по некоторым наиболее значимым темам курса химии для специальностей «Повар», «Модельер-закройщик», «Портной». Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, искомые и заданные величины реальны [1]. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. А это шаг к воспитанию творчески активной личности. Практико – ориентированные задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально – теоретические, расчетные). Приведу некоторые примеры таких заданий: Можно также использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности: «Полезные рекомендации начинающему портному», мини – пособий («Техника безопасности на домашней кухне», эссе («Жизнь без топлива», «Такая простая алюминиевая ложка»), сообщений («Химический характер житейских ситуаций»). Решение экспериментальных задач практической направленности, хотя бы таких как, а также обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление [3]. Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу (и не только по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности. Понимая и осознавая необходимость интеграции, в нашем училище преподавателями биологии, информатики, географии, и химии разрабатываются и проводятся интегрированные уроки. Тесное сотрудничество учителей-предметников, делает процесс обучения более качественным и интересным. В качестве примера можно привести недавно проведенный интегрированный урок с учителем биологии Сулейменовой А.Р. по химии и биологии в группе поваров на тему «Элементы жизни». Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс. Интегрированные уроки позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Еще Ушинский говорил: «Развитие без накопления знаний – мыльный пузырь». Активное развитие уровня мышления у учащихся, привитие интереса к предметам естественного цикла на уроках химии достигается мной путем применения современных технологий. На всем протяжении развития человечества была необходимость обучать и воспитывать подрастающее поколение. Любая дидактическая задача решается при помощи соответствующей технологии обучения. Каждую дидактическую задачу можно решить с помощью соответствующей технологии, то есть дидактических процессов, организационных форм и учителя, вернее, его отношения к ученикам и процессу их обучения. Дидактическая задача, поставленная сегодня перед образованием - это воспитание личности. Но в лицей приходят не просто учащиеся, в лицей приходят личности. Каждый из них приносит в лицей свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя. В трудах Авиценны имеются слова: «Обращайся с человеком так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой». Этот подход на своих уроках применяю я и стараюсь, чтобы каждый учащийся почувствовал в себе уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. При объяснении нового материала - ученик слушает (или имитирует, что слушает), запоминает и воспроизводит услышанное (по определению психологов, это-1 уровень развития личности); либо слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности (по определению психологов- II уровень развития). Нашему обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы прежде всего личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение (3 уровень развития). В своей практической деятельности я использую такие виды уроков, как урок-лекция, урок-беседа, киноурок, урок практических работ, урок самостоятельных работ, урок-семинар, урок контрольная работа, лекция – визуализация. Для учащихся со сниженным эмоциональным компонентом, которым свойственно холодность, равнодушие, слабые отрицательные эмоции, проявляющиеся в учебной деятельности, являются особо полезными уроки-конкурсы, уроки КВН, которые вызывают непосредственное желание участвовать в уроке, осваивая необходимый учебный материал и др. Чтобы любой урок был интересным, познавательным, считаю важным в планировании любой темы оставлять место неизвестному, загадочному, чтобы каждый урок был маленьким окошечком в большой мир науки. Для этого в любое задание включаю элементы, связанные с развитием логики, выявлением причинно-следственных связей. И здесь самое сложное – отбор информации для заданий, чтобы они носили не репродуктивный характер, а развивающий, причем независимо от типа урока, даже в зачетный урок включаю задания – «изюминки», которые не только обучают, но и способствуют развитию творческого мышления. Активизировать познавательную активность, способствовать развитию творческого потенциала каждого ученика и наладить процесс сотрудничества с учениками мне помогают нестандартные формы уроков. Выделю следующие группы нестандартных уроков: 1.Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, викторина, ролевая игра, дуэль и т.д. 2. Уроки, основанные на формах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. Немаловажное значение для организации урока принадлежит выбору методов и приемов обучения. Мной применяются методы, стимулирующие познавательную деятельность: эвристическая беседа, проблемное обучение, выполнение прогностических заданий типа «Что будет, если…». Развитие творческих способностей учащихся будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко¬торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже¬ние конечной цели [4]. Основным направлением моей педагогической концепции стало: «Создание условий для развития у учащихся практических навыков, знаний, умений и ценностей, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения». Сам процесс образования я рассматриваю не просто как процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков, а, главным образом, как продуктивную встречу поколений, как сохранение и обновление высокой духовной культуры [5]. Для реализации данной концепции мною выбрана и применяется смешанная модель образования, которая представляется наиболее перспективной. Основные задачи, которые я решаю на уроках и внеклассных мероприятиях: развитие творческих способностей учащихся и химического мышления; формирование разносторонней личности, способной к исследовательской деятельности; воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали. На своих уроках использую следующие приемы педагогической техники: для контроля за уровнем усвоения учебного материала применяю такие формы опроса: дидактические карточки, словарный марафон, словарный и кодированный диктант, опрос по цепочке, взаимоопрос, беседа. Изучая новую тему, я стараюсь использовать не только традиционные формы и методы (рассказ-объяснение, лекция, эвристическая беседа), но и не традиционные «лови ошибку», «удивляй», «привлекательная цель», «практичность теории», «карта сознания», «светофор», «да-нетка»[6]. Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо и изменить формы и методы ведения урока, разнообразя их, сделает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся, развития творческих способностей каждого ученика. Литература 1. Выготский Л.Н. Воображение и творчество - СПб., 1997. 2. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 1992. 3.Гречухина Т.И. Учебно-исследовательская и проектная работа учащихся как средство освоения социального проектирования. Образование. 2002. Выпуск №5. стр. 323. 4. Курганский С.М. Реализация развивающих целей обучения на уроках химии.2002. Образование. Выпуск № 4 стр. 43. 5. http://festival.1september.ru/ 6. http://nsportal.ru/shkola/khimiya Источник: http://Литература 1. Выготский Л.Н. Воображение и творчество - СПб., 1997. 2. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М. | |
Просмотров: 747 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|