Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Работа воспитателя по адаптации и социализации старшеклассников коррекционной школы–интернат. Миссия вспомогательной школы заключается в том, чтобы довести детей до возможно более высокой степени умственного и нравственного развития, социально интегрировать детей в общество. В процессе воспитательной работы пробуждать у детей веру в собственные силы, всячески поощрять проявления самостоятельности, корректировать недостатки психического развития , формировать развитие волевых процессов и самоконтроля. Перед нашими воспитанниками заканчивающими школу встаёт сложнейшая задача начать самостоятельную жизнь, адаптироваться в обществе , научиться отвечать за свои поступки и принятые решения, и за успешность социализации наших воспитанников мы педагоги несём полную ответственность. Именно на воспитателе, на данном этапе лежит задача стать одним из главных людей в жизни воспитанника , его опорой и поддержкой. Стратегическая цель для достижения этой миссии , максимально индивидуализировать процесс обучения. « Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, сущность которых сводится к таким принципам обучения и воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у детей культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор замкнутости и недоверия. Чтобы разумно организовать воспитательный процесс в группе, воспитателю необходимо хорошо знать возрастные ,а так же индивидуальные особенности своих воспитанников. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому, воспитатель должен быть особо внимательным к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. Ведь не редко именно близкий человек может дать нужный совет, выслушать, пожалеть и посочувствовать в ситуации, где на почве юношеской влюблённости, ревности т.д, у ребёнка бывает депрессия, нервный срыв проявляющийся в отказе от пищи, общения, разговорах о нежелании жить, намеренного нанесения себе вреда и т.д. В такой ситуации ребёнку необходимо участие взрослого, совет, поддержка, вера в будущий успех. Характерная особенность подросткового возраста не только половое созревание организма, но и глубокие внутренние психологические изменения личности. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и совсем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Ещё совсем недавно дети, не умевшие сформулировать свою мысль, мнение, и не проявлявшие особенностей своего характера, теперь, не просто оспаривают ,резко возражают , агрессивно доказывают свою точку зрения. И здесь необходимо научить ребят толерантному общению, умению идти на компромисс во избежание неприятностей в будущем при общении на работе ,в семье, в обществе. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. Но как же понять, что внутри у каждого? Важнейшими условиями и средствами нравственного воспитания являются коллектив и безупречный пример нравственных качеств педагога. Время идет, каждый год коллектив группы-класса обновляется, соответственно меняются и взаимоотношения, и это тоже нужно учитывать, выстраивая систему воспитания. Для этого можно провести игровые тестирования, которые помогут выяснить слабые и сильные стороны, комфортность, раздражающий фактор и др. В игровой ситуации дети охотно делятся своими внутренними ощущениями. На нарисованной ладони, можно предложить дать каждому пальчику имя одногруппника , наделяя его в «прозвище» характеризующей чертой,(например, «Вова-шахматист», «Вадим-Спортакус»),нарисовать шапочки тем, кого уважает , и дорисовывать себя рядом с теми, с кем хотел бы подружиться и тд. На самой ладони в зоне с плюсом отметить всё положительное, что принесли взаимоотношения в коллективе, а в зоне с минусом – отрицательное, раздражающее и тд. Анализ результатов позволит выявить проблемы в общении, а так же корректировать работу ,направленную на создание комфортной атмосферы в группе. В этом возрасте подростки весьма подражательны. Это может привести к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Подражая подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими. И здесь необходима работа по правовой компетенции, через индивидуальные и коллективные формы работы . Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением, в этом возрасте они активно занимаются «украшением» своей внешности (роспись татуировками, использование косметики, проколы ушных раковин, окраска волос постоянные разговоры о пирсинге и милировании волос) и т.д. Конечно, для убеждения в преждевременности этих действий приходится прибегать не только к индивидуальным беседам, но и к специальным занятиям, рассказам из личного опыта и медицинским консультациям. Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить дружеские, доверительные отношения с воспитанником. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. И здесь необходима похвала и признание любых, даже минимальных достижений (хорошо убрал класс, выиграл в шашки, принял участие в КТД, аккуратно сложил вещи, первым напомнил домашнее задание) и тд. Учащимся интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать общешкольные дела, принимать самостоятельные решения. Для этих целей в школе создана и активно работает организация «Алга», в активе которой нашли самовыражение многие старшеклассники у которых в течении года заметно поднялась самооценка. У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с обучением. И это порой вовсе не связано с работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением отношения к учебной мотивации. Основная наша задача — предоставить каждому ребенку оптимальные условия для реализации его способностей с учетом индивидуальных особенностей. Поэтому воспитатель должен используя педагогический такт– правильно разговаривать с детьми и главное слушать и слышать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах, находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки и проявления их личностных качеств, а главное, уметь индивидуализировать методы и приёмы воспитания. И здесь возможно придётся убеждать, уговаривать, отмечать достижения, использовать метод «поддержки личного вклада в общее дело» использовать похвалу и призыв брать пример , делать многое другое чтобы добиться эффективности в работе. Большое значение отводится индивидуальной работе ,необходимость в которой возникает спонтанно, когда нужна «скорая помощь» . Например, с одним, беседа о том, как ухаживать за девочками ,что значит дружить, как привлечь к себе внимание, с другим- о заметном снижении интереса к учёбе, пассивному отношению к чтению и своим успехам и нашим позитивным надеждам на его внутренние ресурсы, и изменения в положительную сторону. С кем-то о понятии «репутация». Как бережно нужно относиться к этому, не допуская неприличных действий провоцирующих слухи и тд. Основная цель воспитателя в социальной адаптации подростков – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. Основные направления работы по социальной адаптации следующие: - «Безопасность жизни» дети усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, спичками, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя в близи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»; и.тд . - « Культура поведения, этика семейной жизни» -, дети учиться правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, им сообщают знания о семье и семейных отношениях. - «Ориентирование в окружающем и проф. ориентация» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение мы придаём экскурсиям на почту, пожарную часть , полицию ,предприятия города, например « Хлеб завод» ,и другие. «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Проводятся беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваниях, о СПИДе. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми. В систему воспитательных занятий входят разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций. Трудовая и бытовая адаптации выпускников спецшколы – интерната далеко не всегда проходит успешно. У выпускников коррекционных школ характерны: тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отмечаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения. Конечно, в целом о воспитательной системе можно говорить много, и функции воспитания в старшем звене следует рассматривать комплексно но, я хочу уделить внимание двум основным направлениям, которым отводиться больше значения в старшем звене. А именно: воспитание этики и культуры семейной жизни и профессиональной ориентации. Ведущей целью курса «Воспитание этики и культуры семейной жизни у подростков с ограниченными возможностями ” является формирование готовности к вступлению в брак, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. И на начальном этапе наша задача состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, индивидуальных особенностях , психологии межличностных отношений, нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек , понятие о мужественности и женственности сущности дружбы, и любви. На занятиях мы стараемся показать несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией, их вредное воздействие на репродуктивную функцию организма. Обсуждаются и вопросы экономической и правовой сферы. А так же особую актуальность в старшем звене приобретает такая проблема как подготовка к самостоятельной взрослой жизни, профессиональная ориентация . Для социальной адаптации учащихся большое значение имеет профессиональное обучение учащихся, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит к бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность. Для детей нашей школы профессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Наши выпускники получают возможность приобрести специальность столяра , штукатура –маляра, швеи. Главную роль в профессиональной ориентации воспитанников я отвожу индивидуальной работе и проф. диагностике. В проф. диагностике использую такие методы, как наблюдение, анализ учебной и практической деятельности воспитанников, индивидуальные беседы с воспитанниками. Воспитанники – старшеклассники зачастую колеблются в своём выборе. Выясняю причину колебаний: неуверенность в себе, в выборе, боязнь самостоятельной жизни и т.п., а затем по возможности устраняю эту причину, например с помощью « техники поддержки» .При этом объясняя, что важным и значительным при выборе профессии является влияние физиологических особенностей и здоровья человека на возможность овладения той или иной профессией так как каждая профессия предъявляет определённые требования к человеку, который её выбирает. Задача воспитателя тактично и мягко помочь развеять несбыточные иллюзии ребёнка и направить его мысли на более реальные пути. Основной проблемой, над которой я работаю, считаю формирование – уважения к представителям любого вида труда. А значит не толкать ребенка “вперед”, а кропотливо, с учетом интересов, способностей и наклонностей подвести его к самостоятельным решениям и шагам в деле профессионального самоопределения. Индивидуальная беседа позволяет воспитателю занять необходимую педагогическую и просто человеческую позицию по отношению к воспитаннику, а ребёнку выговориться, при наличии определённой степени доверия к воспитателю выйти на высокий уровень откровенности. При таком общении ребята получают индивидуальную помощь в осознании, понимании волнующих их вопросов и проблем, и поиска путей их разрешения. А так же социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих воспитанникам активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Но основной проблемой становится то ,что выходя из стен нашей школы дети не получают продолжения педагогического сопровождения и неожиданно для себя остаются один на один со всеми своими проблемами ,что зачастую сводит к нулю всю нашу предыдущую работу. | |
Просмотров: 2015 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|