Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Роль мастера производственного обучения в образовательном процессе
В современном, развивающимся бешеными темпами, мире каждый человек старается во всём преуспеть. Чтобы эффективно реализовать себя в работе, необходимо быть высококвалифицированным и конкурентноспособным специалистом в определённой области деятельности. Поэтому очень важно, чтобы человек мог получить качественное профессиональное образование.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
Профессиональное образование в колледже состоит из теоретического обучения, производственного обучения в мастерских и производственной практики в условиях производства. Производственное обучение в учебных мастерских является начальным этапом профессиональной подготовки рабочих. На этом этапе обучения учащиеся адаптируются к профессиональной деятельности, постепенно осваивая темп, ритм, условия, требования соответствующего производства. Как ни велико значение учебных мастерских для овладения профессией, подготовка квалифицированного рабочего завершается в производственных условиях – на предприятии.
В процессе обучения на производстве учащиеся имеют возможность изучить новую технику, современные технологические процессы, приобретают практический опыт работы с оборудованием, производственный опыт и соответствующую квалификацию. Обучение учащихся на предприятии – решающий период в подготовке квалифицированных рабочих. Роль мастера производственного обучения в организации обучения учащихся на предприятии чрезвычайно важна. Мастер осуществляет методическое руководство и систематический оперативный контроль за обучением и воспитанием учащихся на предприятии, знакомит их с порядком выдачи заданий, приема и учета выполненных работ. Ребята осваиваются в производственной обстановке, привыкают к ритму работы, учатся трудиться в рабочем коллективе. У учащихся формируется сознательное отношение к процессу усвоения умений и навыков, ответственное отношение к трудовому коллективу и режиму работы предприятия, творческих подход к выполнению производственных заданий. По мере накопления производственного опыта, учащиеся более полно используют свои знания для совершенствования технологических процессов, выполнения отдельных работ, повышения производительности труда, более рационально планируют и организовывают свой труд. Период обучения на производстве имеет большое значение для формирования морального облика будущего квалифицированного рабочего. Здесь учащиеся знакомятся с производственной обстановкой, современным оборудованием, новой технологической оснасткой, с современным технологическим процессом. У учащихся воспитывается сознание общественного долга, уважение к славным традициям коллектива, любовь к выбранной профессии и удовлетворение результатами труда, уверенность в своих силах.
Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов. Ему доверено обучение и воспитание молодого рабочего. Он является непосредственным руководителем производственного обучения студентов и несет ответственность за качество их профессиональной подготовки.
Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива, закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь.
Мастер производственного обучения на всем протяжении обучения студентов является для них учителем и воспитателем.

Авторитет мастера, прежде всего, определяется его собственной профессиональной и педагогической квалификацией, знаниями, опытом, педагогическим тактом, любовью к молодежи.

Мастер ПО имеет право:
1) участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического развития учебного заведения;
2) свободно обсуждать на советах и во всех формах методической работы (собраниях, совещаниях и конференциях) вопросы обучения и воспитания студентов. Высказывать свое мнение, критиковать недостатки, вносить предложения по улучшению качества подготовки рабочих;
3) совместно с классным руководителем определять меры поощрения студентов, а также наложения взысканий за нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка;
4) участвовать в работе аттестационной комиссии при аттестации инженерно-педагогических работников в качестве представителя совета учебного заведения, совета мастеров.
Обязанности мастера ПО:
1. Формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Мастер несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ профессионального обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям, за выполнение соответствующих работ и производство товарной продукции.
2. Обучать студентов рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда, бережному расходованию материалов, электроэнергетических ресурсов. Обеспечивать высокое качество изготовления студентами продукции, выполнение ими норм времени и выработки, плана профессионального обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда, требований стандартов, надлежащий контроль и приемку готовой продукции.
3. Вести установленную документацию по планированию, учету и отчетности профессионального обучения, своевременно осуществлять материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий). Активно участвовать в методической работе, проводимой в учебном заведении.
4. Совместно с работниками базового предприятия обеспечивать выполнение Положения о производственной практике студентов.
5. Совместно с классным руководителем участвовать в комплектовании учебных групп, сохранении контингента студентов и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями.
6. Содержать в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивать их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.

3. Требования к мастеру ПО как педагогу и воспитателю молодежи
Мастер ПО в своей практической работе, в особенности на занятиях, формирует у студентов нравственные привычки, воспитывает у них интерес к изучаемой специальности. Искусство мастера заключается в том, чтобы каждая учено – производственная работа, выполняемая студентом, вызывала у них личную гордость за выполненную работу, собственное достоинство.
Профессия мастера ПО не допускает ремесленничества, требует постоянного творчества, новизны, знания жизни и является искусством, где необходимы большие знания, высокая культура, педагогическое и профессиональное мастерство.
Мастер, как педагог, должен владеть методикой обучения и воспитания, применять разнообразные и эффективные методы обучения, уметь интересно рассказывать и показывать свое мастерство.
Педагогическое мастерство проявляется в умении проявить любовь студентов к изучаемой профессии: в процессе ПО активизировать способность студентов, наблюдательность, память, любознательность, воображение, мышление, находчивость, сообразительность, изобретательность; развивать и укреплять у студентов уверенность в своих силах, веру в свои силы, творческий подход к работе, добросовестное отношение к учебе, соблюдение дисциплины, чувство коллективизма, дружбы, товарищества и взаимопомощи.
Мастер должен уметь наблюдать и анализировать жизнь подростка, подбирать «ключи», к правильному формированию его личности; владеть искусством изложения материала, соблюдать педагогический такт.
Мастер должен любить студентов, заботится о каждом из них; сочетать чуткость и тактичность с твердостью в своих требованиях. Быть справедливым, честным, следить за тем, чтобы слова не расходились с делом и обещаниями.
Мастер должен уметь, прежде всего, побуждать, а не принуждать студентов к правильным действиям и поступкам, достойному поведению; уметь выслушивать студентов, понимать их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, мастер должен показать студентам, что это неприятная для него, но необходимая для студента мера, которая направлена на пресечение его промахов.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Гульсабира (2015-03-16) | Автор: Часовникова Гульсабира Асетовна E
Просмотров: 3873 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru