Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Работа учителя с семьёй ребёнка с ОВР
ТЕМА: «Работа учителя с семьёй ребёнка с ОВЗ»

ВОЙТКЕ М. В.,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Г.АКТОБЕ
СШ №3 Г.АКТОБЕ
Введение
Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». А тем более с семьями, где есть «особый» ребёнок. Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно стала объектом изучения и социального действия. На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание.Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий. Только тогда, когда семья выступает как субъект образовательного процесса, как равный партнер в решении проблем медико - педагогической, социально - психологической реабилитации и профессионального становления своего ребенка, образование может гарантировать обеспечение стандартного минимума услуг, гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество, формирование готовности к самостоятельной жизни.
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Семья ближайшее и ᴨервое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: ᴨереживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у
родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с дефектом развития действует
на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате ᴨережитого шока. Большинство родителей постеᴨенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка. У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, ᴨерсᴨектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не могут его уже оᴨекать; психологическая дезадаптация родителей; попытки найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?»; решение об отказе от больного ребёнка и помещение его в стационарное учреждение. С появлением ребёнка-инвалида возникают многие проблемы материального характера

и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества.
Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Причины связаны: с психологическими особенностями больного ребенка; с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом с физической нагрузкой; материальными затратами; отношением социума к больным детям и их семьям.
Формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии
Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект:
• Принятие ребенка и его дефекта - родители принимают дефект, адекватно его оценивают и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность, У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.
• Реакция отрицания - отрицается, что ребенок страдает дефектом, родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничении и настаивают на высокой усᴨешности его деятельности.
• Реакция чрезмерной защиты, протекции, оᴨеки, охранительства - родители испытывают чувство жалости и сочувствия, что проявляется в заботе, гипᴨероᴨеке, защите и чрезмерной любви. Стараются все сделать за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне.
• Скрытое отречение, отвержение ребенка - дефект считается позором. Родители скрывают свое отрицательное отношение и отвращение за чрезмерно заботливым и предупредительным воспитанием.
• Открытое отречение, отвержение ребенка - родители полностью осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Родители обвиняют общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.
Таким образом, перед педагогами встают следующие задачи:
1.Привлечь родителей к активному участию в учебно - воспитательном процессе.
2.Оказать социально - педагогическую поддержку семьям в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.
3.Повысить правовую, педагогическую компетентность родителей.
4.Обучить родителей эффективным способам взаимодействия со своим ребенком.
5.Организовать совместную деятельность учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
6.Оптимизировать отношения между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Исходя из задач, деятельность по взаимодействию с семьями предусматривает следующие направления:

1.Социально-педагогическая диагностика условий развития детей
2.Социально-педагогическое и правовое просвещение родителей
3.Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний, воспитание в семье
4.Досуговая деятельность, включение родителей в деятельность учреждения профилактика семейного неблагополучия.
Вначале работы с семьёй ребёнка необходимо определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Примерные пункты маршрута для ученика 1-4 классов. (Общие сведения о ребёнке. Заключение ГПМПК. Тестирование на готовность к обучению. Характеристика. Индивидуальная образовательная программа. Индивидуальный план коррекционной работы. Карта комплексной коррекции. Сетка занятости в кружках и учебном процессе. Индивидуальная карта ученика. Диагностическая карта. Карта успешности по предметам. Лист учебных достижений. Мониторинг успеваемости по предметам.) Использовать разные формы проведения родительских собраний. Например, собрание в минигруппах, когда на встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Очень ценны и индивидуальные формы работы с родителями, т.к. только они приближают заинтересованные лица к решению различных вопросов, только они раскрывают проблему наиболее глубоко, а значит, и оказывают эффект. С целью пропаганды коррекционно-педагогических знаний, коснусь и такой формы помощи родителям, как информационная, через стенды, в которых надо
дать полную информацию о телефонах доверия, разных служб, а также о жизни детского коллектива во внеурочное время, помещая фотографии и информацию о проведении различных мероприятий. Анализируя анкеты и возможности семей, вовлекать родителей в трудовые дела, оказание помощи школе, планировать помощь ребёнку по запросу родителя. А родителей в свою очередь привлекать к мелкому ремонту мебели, помещений, работе на участке, трудиться вместе со своими детьми во время трудовых акций по облагораживанию территории. Проводить внеклассные мероприятия с приглашением родителей, а тем более с их участием, например, «Дни открытых дверей», Новогодние утренники, Масленица, праздники для мам, пап, бабушек к 8 Марта, 7 мая.
Можно также использовать следующие формы взаимодействия с родителями: встречи, знакомства с родителями;анкетирование;индивидуальные и групповые консультации; школа молодых родителей;мастер-класс для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм); тематические папки с рекомендациями для родителей; занятия – практикумы, тренинги. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогам
Категория: Профессиональное образование | Добавил: voitkemarina (2015-03-29) | Автор: Вотйке Марина Владимировна E
Просмотров: 1517 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru