Главная » Статьи » Профессиональное образование |
…Чтобы научиться говорить, надо говорить. .Р. Львов Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи. Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей в детском саду, а также единые требования в дошкольном учреждении и семье, позволяют ускорить формирование речевой активности. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание на занятиях, что дает положительные результаты. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки. Одно из основных условий нормального психофизического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе — это своевременное овладение правильной, активной речью. Курс предшкольной подготовки нацелен на развитие у детей интереса к обучению в школе и формирование волевой готовности к учению. Владение навыками языковой деятельности является необходимым условием решения задач интеллектуального развития и нравственного воспитания детей. Чем полноценнее будет обучение языку в дошкольном возрасте, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Современные требования государственного стандарта – это освоение старшими дошкольниками базовых норм и правил языка в пределах возрастной компетентности, формирование умения их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками. Многими учеными доказано, что продуктивная деятельность напрямую связана с речевой. Имя кандидата педагогических наук Галины Урадовских хорошо известно многим педагогам. Она — автор «лоскутного» конструктора, или лоскутной мозаики, как иногда называют педагоги это пособие. Ею предложена система занятий по конструированию. Я расширила область применения «лоскутного» конструктора и успешно использую его на занятиях развития речи. Через применение универсального конструктора Г. Урадовских реализуются программные задачи: • формируется активный словарь; • формируется монологическая и диалогическая речь; • формируется грамматическая правильность речи; • дети учатся размышлять, фантазировать. Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью. Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в соответствии с замыслом маленького художника. Малыш, таким образом, с успехом осваивает основы композиции, обучается различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет ребенку легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям. Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. То есть конструктор представляет собой «потенциальное поле успешности» для самых разных детей. Подобное конструирование – это синтетическая деятельность, в ходе которой могут одновременно решаться образовательные задачи речевой, изобразительной и конструктивной деятельности, предоставляя детям дополнительные возможности для развития сенсорных, познавательных, речемыслительных и творческих способностей. Я, опираясь на опыт Г. Урадовских, разработала рекомендации по применению универсального конструктора на занятиях развития речи. Основанием является представление о взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и его речи. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов, побуждают детей говорить. И даже трехлетки могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, а участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Это означает, что собственно продуктивную деятельность можно органично «вживлять», имплантировать в занятия по обучению детей правильно и красиво говорить. Работа воспитателя по развитию речи в процессе конструирования включает несколько этапов и предполагает определенную последовательность: 1) Сначала воспитатель побуждает ребенка произнести слова вместе с собой (сопряженная речь). 2) Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения. 3) Составление простого предложения, наконец, разрастается до самостоятельно построенного распространенного предложения. Работая с конструктором в системе, мною накоплен комплекс дидактических упражнений, игр с лоскутной мозаикой. Выкладывание предметных картинок - Выложи домик, животное и опиши. - Составь предложение по выложенной картине. • Заучивание. Лоскутный конструктор так же можно использовать при заучивании. При повторном чтении стихотворения дети выкладывают из лоскутков его сюжет • Выкладывание картинок на определенный звук на занятиях звуковой речи. • Чтение сказки и выкладывание сюжета сказки, восстановление сюжета. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим по теме «Волшебница-Водица» для закрепления знаний о воде дети по подгруппам выкладывали сюжет сказки «Жила-была Речка». • Моделирование сказок Например, моделирование сказки «Жихарка». Дети рассказывают сказку с заместителями, выкладывая из деталей конструктора. Еще раз хотелось бы отметить, что цель использования данного пособия не выложенная картина, а результат речевой деятельности. После систематического использования универсального конструктора дети могут составлять мини – рассказы, рассказы-описания, сочинять сказки, придумывать загадки и т.д.. Диагностика, проведённая мною в начале учебного года в старшей группе для выявления уровня речевого развития детей показала следующие результаты: высокий уровень речи – 20% , средний – 47%, низкий – 33%. После использования на занятиях и вне занятий выше описанной методики, результаты изменились: высокий уровень – 50%, средний уровень – 47%, низкий уровень – 3 %. Методика работы с универсальным конструктором Г. Урадовских показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми высокий положительный результат. В результате чего: - у детей повысился интерес к языку, внимание к слову; - повысилась активность речи, каждый ребенок стремится к самостоятельному выстраиванию речевых высказываний; - повысился речевой уровень развития; - совершенствуются конструкторские умения, конструирование детей носит творческий характер. «Африка» «В моей Африке всегда светит солнце, оно нагревает песок, и поэтому он всегда желтый. На другой стороне Африки есть речка, и там купаются жители Африки. Среди песков растет большая – пребольшая пальма, на ней всегда много вкусных кокосов. В Африке небо всегда ярко – синее». Афанасьева Аня (5 лет). | |
Просмотров: 1548 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|