Главная » Статьи » Профессиональное образование |
ГУ «Гимназия имени А.М.Горького отдела образования акимата города Костаная»г. Костанай Бекбулатова Айгуль Адамбековна учитель казахского языка и литературы Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И КРИТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. В современном мире учителю и ученику просто необходимо уметь творчески мыслить,принимать нестандартные решения. Поэтому одна из моих задач, как учителя казахского языка и литературы-наращивать интеллектуальный потенциал гимназистов, развивая их творческие способности Цель – формирование у гимназистов не только функциональной, но и критической грамотности. Создаю условия для развития творческого потенциала учащихся; использую элементы новых технологий в обучении; моделирую учебные ситуации которые способствует самореализации школьника на уроке. Наша творческая группа приготовила несколько универсальных заданий для развития функциональной и критической грамотности, которые успешно могут применяться на уроках казахского языка. Чтобы лучше воспринять и понять информацию, такие дети нуждаются в зрительных образах, они хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм, любят пазлы и головоломки. Задания, основанные на word clouds [4] (словарные облака), бесспорно, полезны, так как содействуют развитию визуализации. Обладая умением визуализировать информацию, ученик обретает способность быстро перерабатывать тексты, выделять главное, выстраивать причинно-следственные связи. При помощи словарных облаков можно проводить лингвистические разминки на разных этапах урока, отрабатывая лексический и грамматический материал. Содержание облака будет зависеть от цели работы, а также от задач, которые ставит учитель перед учащимися. Для актуализации опорных знаний возможно вести работу на предтекстовом этапе, а также использовать словарные облака в качестве платформы для обсуждения или дискуссии. Предлогаю следующую форму работы: учащиеся работают со словарным облаком и выделяют или подчеркивают те слова, которые предлагает им учитель, например, прилагательные в казахском языке по значению (мағынасына қарай) делятся на сапалық-качественные и қатыстық -относительные им даны слова с вариативным написанием При выполнении такого задания формируются важные навыки вычленения нужной информации, сравнения и сопоставления. В дальнейшем учащиеся составляют предложения с выделенными словами. На уроках казахского языка задание может выглядеть так: Сөз тіркестері: С а у а т т ы а д а м, ж а қ с ы с ө з, қ ы з ы л т і л , ә д е п т і б а л а Еще один эффективный вид деятельности, упражнение « Мен көріп тұрмын- Мен ойлаймын- Білгім келеді» , «Вижу – Полагаю – Хочу знать» Этот прием стимулирует любознательность учащихся, нацеливает на размышления, позволяет мотивировать на креативность в создании ответов. Это задание можно использовать как в начале изучения новой темы, чтобы вызвать интерес учащихся, так и в конце, чтобы развивать дальнейшие идеи. Используем произведение искусства (живопись, фотография, обложки книги, изображения, артефакт), имеющие отношение к теме и задаем учащимся три ключевых вопроса: Мен көріп тұрмын Мен ойлаймын Білгім келеді Күз Ағаштар Адамдар Трамвай Сағат Жол Дүкендер Бағдаршам Көлік Емен Мынау күз. Бұл күз жыл мезгілі. Бұл қала Бұл көлік Ақ көлік Жеті адам Трамвай жолда Дөңгелек сағат Күз келбеті • Бұл қай қала? • Трамвай қайда бара жатыр? • Неліктен адам аз? Учащиеся могут работать индивидуально, в парах или в группах. Они могут сначала записать свои ответы, а потом поделиться своими идеями с одноклассниками и учителем. Важно в таком подходе то, что командная работа учителей по развитию лексикона учащихся на разных языковых предметах позволит ребенку продуктивнее отработать лексический материал, запоминать, не зазубривая, а осознанно. Также интересным может быть использование афоризмов и высказываний знаменитых людей на занятиях, нацеленных на развитие речи. Учащимся предлагается цитаты, с которыми они должны либо согласиться, либо опровергнуть, высказав собственное мнение. Келісемін Келіспеймін • Мен сенімен келісемін • Мен осы пікірімен келісемін • Мен де осылай ойлаймын • Мен ... сенемін • Менің ойымша , дұрыс ... • Мен оның айтқан пікірімен келісемін • Бұл мәселеде басқа пікір болмау керек • Бір жағынан дұрыс • Бұл солай • Шын мәнінде олай болу мүмкін • Басқа көзқарас болмау керек, өйткені ... • Менің ойымша ол дұрыс сияқты • Мұнымен келісуге болады • Оған қарсы емеспін • Мен келісе аламын • Солай деп ойлаймын • Мен онымен келісемін • Мен сенімен келіспеймін • Мен осы пікірімен келіспеймін, өйткені ... • Мен осылай деп ойламаймын • Мен ... сенбеймін • Менімше, дұрыс емес • Мен оның айтқан пікірімен келіспеймін • Бұл мәселеге басқа да пікір болу керек, себебі ... • Бір жағынан осылай , бірақ ... • Бұл олай емес • Шын мәнінде олай болмау керек • Басқа көзқарас болу керек • Менің ойымша ол дұрыс емес • Мұнымен келісуге болмайды • Оған қарсымын • Мен келісе алмаймын. (Мен келісе алмаймын,...) • Солай деп ойламаймын • Мен онымен келіспеймін Например: «Басқа тіл – басқа өмірдің көзқарасы».(ФедерикоФелини) В качестве основы высказывания предлагается использовать опорные речевые фразы, представленные в таблице. Непосредственная реакция на только прочитанную цитату позволяет воспитывать у ребят возможность высказывать свои мысли о прочитанном, реагировать и делиться впечатлениями ,эмоционально откликаться на мысли автора. Вывод:Ученик-вырабатывает умение выделять главное; учится интерпретировать текст; создает рефлексию на содержание информации; учится организовывать учебную работу на уроке; оценивает свою деятельность и деятельность одноклассников; учится работать с учебником и дополнительной литературой; формирует креативный взгляд на предложенную информацию; осваивает прием моделирования с целью визуализации; развивает знания и умения для активного применения в жизни общества. Источник: http://ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И КРИТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. | |
Просмотров: 1774 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|