Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Компетентностный подход в профессиональном образовании. Новикова Людмила Викторовна, КГКП «Костанайский колледж сферы обслуживания», преподаватель спецдисциплин высшей категории, Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем времени. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Через трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» в зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода. Латинское: compitentia–согласованность, соразмерность частей целого, compete-совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться, быть годным, способным, profession-официально указанное занятие, профессия. Компетенция определяется как: 1) способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3) способность выполнять особые трудовые функции. В рамках такого отождествления этих понятий подчеркивается именно практическая направленность компетенций. «Компетенция является, таким образом, - сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике», а «компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования». Происходит резкая переориентация таких понятий, как «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия: «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании. Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области. В настоящее время «предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску». Общие принципы компетентностного подхода: 1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта. 2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить. 3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем. 4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций. Главная задача компетентностного подхода – научить учащегося пользоваться полученными знаниями в работе, а также для решения различных производственных и социальных проблем. Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем: 1.Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность. 2.Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат. 3.Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.). 4.Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей. 5.Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей. 6.Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности. Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Существуют несколько видов компетенций. Ценностно-смысловые компетенции, заключаются в способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. Общекультурные компетенции: познание и опыт в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Учебно-познавательные компетенции: совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая включает логику, общеучебную деятельность. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Информационные компетенции: владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Коммуникативные компетенции: знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними. Социально-трудовые компетенции: учащийся должен быть компетентен в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. Профессиональная компетенция - качество, или состояние специалиста, обеспечивающее физическое психическое и духовное соответствие потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности. В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как: - совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда; -объем навыков выполнения задачи; -комбинация личностных качеств и свойств; -комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; -единство теоретической и практической готовности к труду. Из собственного опыта я определила, что профессиональная компетентность объединяет такие понятия, как профессионализм, квалификация, профессиональные способности, профессиональный кругозор. Все это выражается в знаниях, умениях, навыках, используемых в профессиональной деятельности; а также в дипломах, приказах, инструкциях; проявляется в занимаемой должности и профессиональной деятельности. Таким образом, цель внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании – формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня. Результат внедрения компетентностного подхода заключается в том, каким должен быть выпускник : 1. Востребованным и конкурентоспособным. 2. Готовым к эффективной профессиональной деятельности. 3. Способным решительно действовать в различных ситуациях. 4. Эффективно решать производственные проблемы. Преимущества компетентностного подхода: 1. Повышение профессиональной подготовки учащихся. 2. Взаимодействие обучающегося и преподавателя. 3. Быстрая адаптация молодых специалистов на производстве. 4. Владение знаниями работы на современном оборудовании. 5. Формируется производственная культура, профессиональный кругозор и уважение к выбранной профессии. 6. Учащийся может работать по смежным профессиям. Например, кондитер может работать тестомесом, пекарем, оформителем кондитерских изделий. Официант - барменом, метрдотелем, барристом, сомелье. Для успешного внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании, нужны определенные методы, они могут быть различны, на своих уроках я использую такие: - проведение экскурсий; - личный показ технологических приемов и отдельных элементов; - демонстрация кинофильмов, презентаций; - использование лабораторно-практических и самостоятельных работ учащихся; - использование тестов, технологических схем, карточек-заданий; - пополнение кабинета наглядными и учебными пособиями. Данные методы способствуют формированию профессиональных компетенций по предмету «Организация обслуживания посетителей»: овладение основами теории: базовые понятия, приемы обслуживания; - иметь представление об основных правилах сервировки, подачи блюд, методах обслуживания; - знание правил по технике безопасности; - владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования; - самостоятельная познавательная деятельность учащихся, основанная на усвоении способов приобретения профессиональных знаний на уроках п/о, теоритического обучения, на практике; - профессиональная грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у учащихся способность высказывать хорошо обоснованные суждения; - вырабатывать у учащихся умения применять полученные знания и навыки в нестандартных ситуациях; - уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере; - разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Итак, используя эффективные методы и приемы компетентностного подхода в профессиональном образовании, преподаватель должен в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала. Источник: http://Воровщиков С.Г. Компетентностный подход в образовании: итоги осмысления и векторы реализации // «Субъектно-развивающие | |
Просмотров: 2502 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|