Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

К ВОПРОСУ О ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОМ ПОДХОДЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
К ВОПРОСУ О ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОМ ПОДХОДЕ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Шевелева А.С.

В настоящее время происходит становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается кардинальными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной системы: предлагаются иное право, иные подходы, иное содержание, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Развитие личности смысл и цель современного образования.
В современной педагогической науке уже существует ряд новых технологий, подходов и методов, созданные для гармонического развития личности учащегося, способствующие развитию ценностных художественно-эстетических ориентаций.
К таковым относится и полихудожественный подход. В настоящее время он получает все большее распространение в различных областях педагогиче-ской науки. Это музыкальное и изобразительное искусства, литература, хореография. Нами были проанализировали различные научные точки зрения современных ученых и педагогов-новаторов, касающиеся данной проблематики.
Основоположником данного подхода является Юсов Б. П. - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией «Института художественного образования» РАО. Сам термин «полихудожественный» был предложен им еще в 1987 году. Ученый установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграции» и является одним из условий ее возникновения. Б. П. Юсов подчеркивал, что в педагогике интеграция означает сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга.
Им впервые был использован термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса [1].
Горпиненко Е. А. трактует понятие «полихудожественный подход», ори-ентируясь на труды Б.П. Юсова, следующим образом: в логике полихудожественного подхода эффективность художественно-творческого развития учащихся достигается при помощи использования всех уже существующих способов эстетического воспитания и разнообразных видов художественно-творческой деятельности: музыкальной, художественно-изобразительной, речевой, театрализованной, игровой. Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности:
 в музыке – мелодия, гармония, ритм, фактура, лад, тональность, динамика, темп, тембр;
 в хореографии – жесты, мимика, пластика, музыкальное оформление и др.;
 в драматическом искусстве – движения, мимика, жесты, речевые интонации и др.;
 в литературе – все богатство речи (эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, аллегории, гиперболы, олицетворения, перифразы, синекдохи);
 в живописи – рисунок, композиция, цвет, пластика линий, фактура красочной поверхности, выразительность мазков, светотеневая моделировка и др.
В то же время разные виды искусства имеют схожие средства выразительности:
 ритм присутствует в музыке, в поэзии, в изобразительном искусстве;
 можно говорить о пластической выразительности мелодии, линий рисунка, движений танцора;
 музыкальные тембры имеют аналогию с богатством цветовых оттен-ков в живописи,
 смена лада (мажор – минор) в музыке вызывает ассоциацию светотени в изобразительном искусстве;
 динамика есть и в музыке, и в танце, и в живописи, и в литературе, и в драматическом искусстве;
 музыкальная гармония аналогична колориту в изобразительном искусстве;
 фактура музыкальных произведений родственна выразительности мазков живописи [2].
По мнению Стукаловой О. В., кандидата педагогических наук, доцента, ведущего научного сотрудника Учреждения РАО «Института художественного образования» в системе полихудожественного подхода литература приобретает силу обращения к чувствам, а не только к рациональной сфере человека – ученики, ярко представляющие себе происходящее, получают удовольствие от прочитанного, ассоциируясь с ситуацией и героями, имеют устойчивые внутренние образы слов, расширяют свой словарный запас, развивают воображение и гибкость мышления. Данный подход позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к литературному творчеству. Интеграция литературы с другими видами искусства на глубинном содержательном уровне открывает возможности для общего эстетического развития учащихся. Ведущим принципом является сенсорное насыщение слова. Здесь закладывается методика и стратегия полихудожественного подхода. Доминирование в художественных текстах цвета, звука, свободного или замкнутого пространства и т.д. рождает многовариантность педагогических решений в организации восприятия и полихудожественной деятельности самих учащихся [3].
Кабкова Е. П., профессор кафедры истории и теории музыки и музыкального образования, доктор педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, считает, что единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов. Ребенок выражает желание выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке и т.д. Стержнем полихудожественного подхода является «раскрепощение» учащегося, снятие психологического напряжения, развитие самостоятельности в работе. Исходным импульсом творческого процесса становится эстетическое переживание, которое стимулирует развитие образного мышления учащихся [4].
Бондарева Н. И., кандидат педагогических наук, говорит о том, что путь полихудожественного подхода является действенным средством в развитии системных представлений о нравственной и поведенческой культуре, поскольку позволяет опираться на субъектный потенциал детей и подростков. Полихудожественный подход способен актуализировать интерес к освоению системных представлений о культуре поведения, так как с помощью разнообразных и посильных для школьников видов художественной деятельности, обогащения занятий различными видами искусства активизирует выражение и отражение чувств и эмоций учеников [5].
Савенкова Л.Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, зам.директора Учреждения Российской академии образования, считает что полихудожественный подход, это сложный структурный процесс, возникающий на основе взаимосвязи искусств, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения [6].
Ермолинская Е.А., старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, рассматривает полихудожественный подход как гармоничную систему вхождения ребенка в процесс обучения и постепенное освоение культурного наследия, как раскрытие своего творческого потенциала и самореализации в творчестве[7].
По мнению нашего отечественного ученого Золотаревой Л.Р. кандидата педагогических наук, доцента ВАК по истории художественной культуры, профессора Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова, члена-корреспондента АПН Казахстана, полихудожественный подход – это комплексная взаимосвязь искусств в процессе специального образования обучающихся, которая возможна на основе предметов культурологического и искусствоведческо-эстетического цикла. Это не замена традиционных занятий по искусству, а создание новых условий их организации в интеграционном пространстве. В целостном педагогическом процессе полихудожественный подход неразрывно связан с исследованием и внедрением в практику интерактивных технологий на основе личностных ценностей [8].
Анализируя существующие точки зрения и определения полихудожест-венного подхода, мы выявили, что в основе всех определений лежит принцип интеграции, который предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином целом на основе их дополнительности и взаимопомощи, и согласно которому любое предметное содержание, оснащенное интегративными связями, несомненно, обладает огромным развивающим резервом.

Список источников:
1. Юсов Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудоже-ственном развитии школьников. – Луганск, 1990.
2. Горпиненко Е. А. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход: автореф. дисс.- М.: МГАХ, 2014. - 26 с
3. Стукалова О. В. Созвучие идей (о философских основах теории Б.П. Юсова)// Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований): Сборник науч. тр. - М.: Институт художественного образования РАО, 2006.
4. Кабкова Е. П. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие. - М.: Просвещение, 2009.
5. Бондарева Н.И. Педагогические условия полихудожественного под-хода на занятиях по этике // Гуманитарные исследования. Журнал Фундамен-тальных и прикладных исследований АТУ.-2003.-№6
6. Савенкова Л.Г. Педагогические условия внедрения в практику обучения школы интегрированного направления работы. // Педагогика искусства: научный журнал. – № 4, 2010
7. Ермолинская, Е. А. Взаимодействие искусств как условие активизации педагогического творчества учителя изобразительного искусства : автореф. канд. пед. наук. - М, 2004
8. Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение: Монография. – Алматы: Білім, 2011. – 395 с
Категория: Профессиональное образование | Добавил: nastia19-93 (2015-10-28) | Автор: Анастасия
Просмотров: 2137 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru