Главная » Статьи » Профессиональное образование |
К ВОПРОСУ О ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОМ ПОДХОДЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Шевелева А.С. В настоящее время происходит становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается кардинальными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной системы: предлагаются иное право, иные подходы, иное содержание, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Развитие личности смысл и цель современного образования. В современной педагогической науке уже существует ряд новых технологий, подходов и методов, созданные для гармонического развития личности учащегося, способствующие развитию ценностных художественно-эстетических ориентаций. К таковым относится и полихудожественный подход. В настоящее время он получает все большее распространение в различных областях педагогиче-ской науки. Это музыкальное и изобразительное искусства, литература, хореография. Нами были проанализировали различные научные точки зрения современных ученых и педагогов-новаторов, касающиеся данной проблематики. Основоположником данного подхода является Юсов Б. П. - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией «Института художественного образования» РАО. Сам термин «полихудожественный» был предложен им еще в 1987 году. Ученый установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграции» и является одним из условий ее возникновения. Б. П. Юсов подчеркивал, что в педагогике интеграция означает сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга. Им впервые был использован термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса [1]. Горпиненко Е. А. трактует понятие «полихудожественный подход», ори-ентируясь на труды Б.П. Юсова, следующим образом: в логике полихудожественного подхода эффективность художественно-творческого развития учащихся достигается при помощи использования всех уже существующих способов эстетического воспитания и разнообразных видов художественно-творческой деятельности: музыкальной, художественно-изобразительной, речевой, театрализованной, игровой. Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности: в музыке – мелодия, гармония, ритм, фактура, лад, тональность, динамика, темп, тембр; в хореографии – жесты, мимика, пластика, музыкальное оформление и др.; в драматическом искусстве – движения, мимика, жесты, речевые интонации и др.; в литературе – все богатство речи (эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, аллегории, гиперболы, олицетворения, перифразы, синекдохи); в живописи – рисунок, композиция, цвет, пластика линий, фактура красочной поверхности, выразительность мазков, светотеневая моделировка и др. В то же время разные виды искусства имеют схожие средства выразительности: ритм присутствует в музыке, в поэзии, в изобразительном искусстве; можно говорить о пластической выразительности мелодии, линий рисунка, движений танцора; музыкальные тембры имеют аналогию с богатством цветовых оттен-ков в живописи, смена лада (мажор – минор) в музыке вызывает ассоциацию светотени в изобразительном искусстве; динамика есть и в музыке, и в танце, и в живописи, и в литературе, и в драматическом искусстве; музыкальная гармония аналогична колориту в изобразительном искусстве; фактура музыкальных произведений родственна выразительности мазков живописи [2]. По мнению Стукаловой О. В., кандидата педагогических наук, доцента, ведущего научного сотрудника Учреждения РАО «Института художественного образования» в системе полихудожественного подхода литература приобретает силу обращения к чувствам, а не только к рациональной сфере человека – ученики, ярко представляющие себе происходящее, получают удовольствие от прочитанного, ассоциируясь с ситуацией и героями, имеют устойчивые внутренние образы слов, расширяют свой словарный запас, развивают воображение и гибкость мышления. Данный подход позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к литературному творчеству. Интеграция литературы с другими видами искусства на глубинном содержательном уровне открывает возможности для общего эстетического развития учащихся. Ведущим принципом является сенсорное насыщение слова. Здесь закладывается методика и стратегия полихудожественного подхода. Доминирование в художественных текстах цвета, звука, свободного или замкнутого пространства и т.д. рождает многовариантность педагогических решений в организации восприятия и полихудожественной деятельности самих учащихся [3]. Кабкова Е. П., профессор кафедры истории и теории музыки и музыкального образования, доктор педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, считает, что единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов. Ребенок выражает желание выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке и т.д. Стержнем полихудожественного подхода является «раскрепощение» учащегося, снятие психологического напряжения, развитие самостоятельности в работе. Исходным импульсом творческого процесса становится эстетическое переживание, которое стимулирует развитие образного мышления учащихся [4]. Бондарева Н. И., кандидат педагогических наук, говорит о том, что путь полихудожественного подхода является действенным средством в развитии системных представлений о нравственной и поведенческой культуре, поскольку позволяет опираться на субъектный потенциал детей и подростков. Полихудожественный подход способен актуализировать интерес к освоению системных представлений о культуре поведения, так как с помощью разнообразных и посильных для школьников видов художественной деятельности, обогащения занятий различными видами искусства активизирует выражение и отражение чувств и эмоций учеников [5]. Савенкова Л.Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, зам.директора Учреждения Российской академии образования, считает что полихудожественный подход, это сложный структурный процесс, возникающий на основе взаимосвязи искусств, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения [6]. Ермолинская Е.А., старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, рассматривает полихудожественный подход как гармоничную систему вхождения ребенка в процесс обучения и постепенное освоение культурного наследия, как раскрытие своего творческого потенциала и самореализации в творчестве[7]. По мнению нашего отечественного ученого Золотаревой Л.Р. кандидата педагогических наук, доцента ВАК по истории художественной культуры, профессора Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова, члена-корреспондента АПН Казахстана, полихудожественный подход – это комплексная взаимосвязь искусств в процессе специального образования обучающихся, которая возможна на основе предметов культурологического и искусствоведческо-эстетического цикла. Это не замена традиционных занятий по искусству, а создание новых условий их организации в интеграционном пространстве. В целостном педагогическом процессе полихудожественный подход неразрывно связан с исследованием и внедрением в практику интерактивных технологий на основе личностных ценностей [8]. Анализируя существующие точки зрения и определения полихудожест-венного подхода, мы выявили, что в основе всех определений лежит принцип интеграции, который предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином целом на основе их дополнительности и взаимопомощи, и согласно которому любое предметное содержание, оснащенное интегративными связями, несомненно, обладает огромным развивающим резервом. Список источников: 1. Юсов Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудоже-ственном развитии школьников. – Луганск, 1990. 2. Горпиненко Е. А. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход: автореф. дисс.- М.: МГАХ, 2014. - 26 с 3. Стукалова О. В. Созвучие идей (о философских основах теории Б.П. Юсова)// Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований): Сборник науч. тр. - М.: Институт художественного образования РАО, 2006. 4. Кабкова Е. П. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие. - М.: Просвещение, 2009. 5. Бондарева Н.И. Педагогические условия полихудожественного под-хода на занятиях по этике // Гуманитарные исследования. Журнал Фундамен-тальных и прикладных исследований АТУ.-2003.-№6 6. Савенкова Л.Г. Педагогические условия внедрения в практику обучения школы интегрированного направления работы. // Педагогика искусства: научный журнал. – № 4, 2010 7. Ермолинская, Е. А. Взаимодействие искусств как условие активизации педагогического творчества учителя изобразительного искусства : автореф. канд. пед. наук. - М, 2004 8. Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение: Монография. – Алматы: Білім, 2011. – 395 с | |
Просмотров: 2137 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|