Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков Изучая и осваивая «Программу курсов повышения квалификации педагогических работников РК» третьего (базового) уровня, убедилась в необходимости внесения изменений в практику моей работы, внедрение в неё идей семи модулей Программы. С точки зрения социоконструктивисткой теории обучения, «развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми знаниями» (РДУ, стр.4). На этапе «Практика в школе» провела серию четырёх последовательных уроков математики в пятом классе, интегрируя семь моделей Программы. Хочу остановиться на первом, так как на этом уроке впервые могла наблюдать за реакцией учеников на изменения, внесённые мною в процесс обучения. Возраст детей в 5В классе: 11-12 лет. Общее количество детей 24 ученика. При планировании и подборе заданий я учитывала возрастные особенности учащихся, подбирая интересные, занимательные задания, соответствующие возрасту учеников 5 класса и их образовательным потребностям. Тема урока была выбрана согласно учебной программе, раздел: «Десятичные дроби и действия над ними». Тема первого урока "Умножение десятичных дробей". Цели урока: • повторить правило умножения десятичных дробей; •применить правило умножения десятичных дробей для решения задач; •размышлять о возможности использования умножения десятичных дробей в сферах деятельности человека. На этапе введения с целью установления межличностного контакта мною был проведён психологический тренинг, использовала игру «Солнце светит на того, кто сегодня…», направленный на создание благоприятной атмосферы сотрудничества доверия. Заметила, что ученик В., который всегда находится в состоянии апатии, оживился, после того, как его выбрали ведущим. Это заметно повысило не только его настроение, но и класса в целом. В начале урока передо мной стояла задача разделить класс на группы. Создание коллаборативной среды в классе представляет собой класс, в котором учитель понимает ответственность, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета обучения. Успех в обучении и преподавании содержит в создание комфортной атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно. Первое, что сделала, это разбила учащихся на малые группы по пять человек. Я предполагала, что работа в малых группах будет эффективной, плодотворной и даст положительный результат. При делении на группы, использовала способ жеребьёвки, где для определения названия групп учащимся было предложено отгадать математические загадки, при этом никто из учащихся не знал с кем, и в какой группе будут сидеть. Групповую работу я выбрала потому что, самым эффективным методом является диалоговое обучение, оно занимает центральное место на уроках (Мерсер и Литлтон 2007,РДУ,стр.37), способствует интеллектуальному развитию и результативности в обучении учеников. Раньше мне казалось, что ученики не смогут обучаться во взаимодействии друг с другом, не смогут понять друг друга, поэтому, никогда не применяла на своих уроках работу в группах. Мои ученики привыкли работать по традиционной системе, где каждый отвечает только за свои действия. Так как это был первый урок из серии запланированных последовательных уроков, я, прежде чем начать работу в группах, предложила ученикам совместно разработать правила работы в группах, которые мы будем соблюдать. Правила работы в группах, должны обеспечить эффективную работу, при которой ученики смогли бы слышать и слушать мнения участников группы. Учащиеся отметили наиболее важные, такие как: не перебивать говорящего, называть друг друга по имени, быть вежливым, выражать своё мнение, рассматривать идеи каждого ученика, распределить роли в группе. Данные правила, учащиеся старались соблюдать при работе в группе, но на первых уроках это не всегда получилось. На стадии презентации материала, после озвучивания темы урока «Умножения десятичных дробей», мною были заданы следующие вопросы: «Что мы хотим вспомнить на уроке?», «Чему мы научимся на уроке?», «Для чего это нам надо?» Задавая такие вопросы, хотела добиться понимания учениками цели и задач урока. Некоторые ученики сформулировали цели урока, например, ученик Д. сказал: «Нам необходимо повторить правило умножения десятичных дробей», ученица А. сказала: «Это необходимо для решения примеров и задач». Совместное обсуждение с учениками целей урока помогло включить язык мышления на уроке. После озвучивания учениками целей урока, использовала метод «ЗХУ». Основывалась здесь на конструктивисткой теории Хэтти,2009: «развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми знаниями» (РДУ,стр.4). Этот метод использовался в качестве вводной стратегии для того, чтобы ученики проверили существующий уровень знаний и узнали, какие пробелы существуют у них по теме «Умножения десятичных дробей». Так как обучение новому зависит от того, что ученик уже знает и понимает в основной части урока при выполнении первого задания, ученикам было предложено задание, в котором они должны повторить правило умножения десятичных дробей. Здесь использовала стратегию «1 - 2 - 1››. Почему выбрала именно эту стратегию? Так как легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими. Л. Выготский характеризует детей как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путём их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей с культурой и средой (РДУ, стр.37), поэтому в основной части урока особое внимание было уделено парной и групповой работе. На этапе сбора релевантной информации, ученикам было предложено из учебника каждому выбрать по одному примеру, решить данный пример индивидуально, тем самым вспомнить и сформулировать правило умножения десятичных дробей. Затем в паре обсудить решение того или иного примера. С данным заданием все учащиеся легко справились, так как они выбирали сами тот пример, который им легче решить. Для того, чтобы мне определить уровень учеников на данном этапе, была применена стратегия «Горячий стул». Данная стратегия развивает навыки работы в команде, творческий подход, мышление, принятие решения. Объяснив суть данной стратегии, предложила выбрать троих учеников. К моему удивлению, желающих посидеть на «горячем» стуле было много. Объяснив ученикам что в данной стратегии примут участие абсолютно все, и те кто сидят на «горячем»стуле, и те кто будут задавать вопросы, выбрали троих учеников уровня А, В, С. Остальным ученикам предложила сформулировать вопросы, которые они задавали трём ученикам, сидящим на стуле, вопросы были как на формулировку правила, так и на устный счёт. Ученик уровня А ответил на все задаваемые вопросы, ученик уровня В не смог ответить на один вопрос, ученик уровня С ответил на все вопросы. Все ученики активно участвовали в постановке вопросов. Для того, чтобы вовлечь учеников в формативное оценивание (взаимооценивание), предложила на данном этапе оценить ответы учеников при помощи стратегии «звёзды, пожелания». Данный способ взаимооценивания проводила в устной форме. Для получения обратной связи задала вопросы по Блуму низкого порядка: «Как умножить десятичные дроби?», «Как умножить дробь на разрядные единицы?», «В какую сторону двигаем запятую?». По ответам учащихся я поняла, что все ученики вспомнили и все смогли сформулировать правило умножения десятичных дробей. Этот вывод позволил нам перейти на второе задание. После применённой на этом этапе стратегии «Горячий» стул, увидела, что учащиеся устали. Проведение физминутки помогло снять напряжение. Учащиеся увлечённо выполняли упражнение вместе с героями видеоролика. Ученик С, который до физминутки «скучал», не проявлял особого интереса, активности и желания выполнять вышеуказанные задания, здесь явно оживился, с удовольствием выполнял движения вместе со своими одноклассниками. Целью урока на этапе оценки и обоснованных выводов было применить правило умножения десятичных дробей для решения задач. Для этого ученики выполняли основное (20 минутное) задание. При выполнении задания учащиеся работали в группах по стратегии «Подумай – в паре – поделись». Данный метод направлен для развития навыков мышления, внесения решений и учит работать в команде. Этот метод активного обучения позволяет ученикам размышлять над вопросом или проблемой, а затем поделиться этими размышлениями с другими. Ученики расширяют свое концептуальное понимание темы и получают навык использования идей других людей в развитии своих собственных идей. Наблюдая за работой учеников на уроке, поняла, что они способны обучаться самостоятельно и обучать друг друга, и что «совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать своё понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения» (РДУ,стр.37). При выполнении второго задания ученикам были розданы карточки с условием задачи: 1 группа - нахождение дроби от числа; 2 группа - нахождение радиуса и диаметра; 3 группа – нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда; 4 группа – нахождение площади прямоугольного параллелепипеда; 5 группа – задача на движение поезда. Когда группы получили своё задание, моя задача была организовать работу так, чтобы каждый прочитал условие задачи, сформулировал своё собственное мнение относительно того, как решить данную задачу. После того, как ученики индивидуально продумали ход решения задачи, обсуждали в паре, где каждый смог высказать свою точку зрения. Последующим шагом было то, что каждый ученик делился в группе своим мнением, как он видит ход решения задачи. Наблюдая за работой групп, увидела, что ученики Д., А. и Л. активно участвовали в диалоге, вовлекая остальных членов группы в обсуждение. Эти ученики, взявшие на себя роль организатора, помогали остальным понять, что нужно сделать для выполнения задания. Для обеспечения обратной связи, на столах лежали карточки трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного цветов. Когда возникал у учеников вопрос, они поднимали тот или иной цвет, тем самым могла видеть, что у группы есть сложности или вопросы. Анализируя данное задание и то, как работали ученики, хочу отметить, что обстановка во время работы была доброжелательной, постепенно даже пассивно наблюдавшие за процессом ученики включились в работу и только в одной группе возникли трудности в отношении выполнения задания. Ученик уровня А поднял «светофор» жёлтого цвета, задав мне вопрос: «Как найти диаметр? Мы не помним». Ещё раньше я, конечно, указала бы страницу в учебнике, и даже напомнила ученикам, как находится радиус и диаметр, но сейчас применяя новые подходы в преподавании и обучении, сказала: «Вспоминайте! Перед вами лежит учебник, где можно посмотреть, как находится радиус и диаметр». К моей большой радости ученики быстро активизировались, нашли данный раздел в учебнике и смогли решить задачу без всяких проблем. Свою работу ученики оформляли на кластерах, которые по окончании работы были представлены на доске. Представители каждой группы у доски защищали свой кластер. До выполнения задания совместно с учащимися разработали критерии, по которым будем оценивать работу от группы. Например: оформление задач (условие, вопрос, схема или краткая запись, решение, ответ); правильность решения т.д. Стратегия «Голосование стикерами» по разработанным критериям помогла провести взаимооценивание на данном этапе. Меня удивило, что ученики не только приклеили стикеры на понравившуюся им работу, а некоторые пожелали выступить и аргументировать, почему они поставили ту или иную оценку. Конечно, большинство учеников старались отметить лучшие стороны работы. Дальнейшая работа по взаимооцениванию поможет ученикам оценивать друг друга более объективно. После выполнения и защиты работ, также для получения обратной связи задала вопросы: «Как вы использовали правило в решении задач?», «Что является доказательством для вывода?» На этапе пересмотра и предположений гипотез учащиеся размышляли о возможности использования умножения десятичных дробей в сферах деятельности человека, отвечали и защищали точку зрения. Предложила им поразмышлять над вопросом высокого порядка: «Как вы думаете, где могут пригодиться знания умножения десятичных дробей?» Только некоторые смогли сформулировать и защитить свою точку зрения. Например, ученица А. сказала: «Умножение десятичных дробей нужно в банках, так как они считают деньги, выдают кредиты». Ученик Д. сказал: «Знания десятичных дробей нам нужны в магазине. Если мне нужно купить не 1 килограмм, а 1 кг 500г конфет». При ответах на открытый вопрос учащиеся научились размышлять, анализировать. После размышления над открытым вопросом, ученикам предложила оценить свою работу на уроке с помощью стратегии «ЗХУ». Здесь ученикам необходимо было дописать, что же они узнали на данном уроке. На этапе заключения мы с учениками провели рефлексию урока. Раздала учащимся анкеты, которые они заполнили. Раньше считала, что главное – это дать детям больше готовой информации. Дети должны были много решать на уроке. Не задумывалась, что им просто неинтересно. Теперь придерживаюсь совершенно иной точки зрения. Хотя это был первый урок с применением новых подходов, не всё получилось, но я увидела на практике, как реализуются идеи Программы. Все ученики были вовлечены в процесс обучения, старались вести исследовательский тип беседы, включили критическое мышление, они были не пассивными учениками, а активными. Цели урока мы достигли: все ученики решили по одному примеру, тем самым каждый вспомнил правило умножения десятичных дробей; 70% учащихся смогли применить правило при решении задач. А те ученики, у которых возникли сложности с решением задачи, смогли с помощью групповой работы достичь второй цели урока. Сразу же после окончания первого урока ученица Л. сказала: «Давайте так работать каждый день. Это очень интересно». В результате самоанализа данного урока пришла к выводу, что, несмотря на сложности в организации такого урока, работа на уроке была интересной и продуктивной. Мне ещё многому предстоит научить учеников при работе в парах, в группах, ведению диалога, оценивании своих достижений и достижений одноклассников. Интегрирование семи модулей Программы в учебный процесс дало возможность работать в активном классе, способствовало вовлечению всех учащихся в работу. Понимаю, что мне ещё предстоит учиться работать по-новому, постоянно совершенствовать своё мастерство. Но делать шаг назад обратно возвращаться к традиционной форме обучения уже не хочется. | |
Просмотров: 1331 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|