Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Рефлексивный отчёт об использовании модулей программы при планировании серии последовательных уроков – показывает обоснованность и методику использования одного из модулей Программы в серию последовательных уроков В настоящее время происходят большие перемены в системе образования Казахстана. Эти перемены вызваны не только требованием времени и стремительным техническим прогрессом, но и желанием устранить разрыв между имеющимися в данный период достоверными научными открытиями в области педагогики и практической деятельности нынешних педагогов. В результате обучения на первом этапе «Лицом к лицу» у меня сформировалось убеждение в том, что мне необходимо внедрять в свою практику основные идеи социоконструктивисткой теории, которая «базируется на утверждении, что развитие мышления у учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебника» (РДУ, стр.4). Анализируя свой опыт работы, сделала вывод, что применение традиционных методик не приносит желаемого результата: по статистике с переходом в старшие классы происходит падение уровня качества знаний; у многих не сформирована способность к самостоятельному обучению. На сегодняшний день я для себя поняла, что интеграция всех семи моделей в процесс обучения даст в будущем для меня положительный, результат, так как все предложенные идеи семи моделей Программы взаимосвязаны и «будут способствовать формированию у учащихся навыков обучения тому, как обучаться, и как следствие, становление их самомотивированными, увлечёнными, независимыми, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях» (РДУ, стр.4). При проведении серии последовательных уроков математики я интегрировала все семь модулей Программы. Больше всего меня заинтересовал модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», так как в его основе лежит конструктивисткая теория Hattie, 2009. Основываясь на высказывании Л. Выготского, который характеризует детей младшего возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия (РДУ, стр.37), я решила апробировать в своей практике новые педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Мерсер, 1995; Александер, 2008) и метасознание, или «Обучение тому, как учиться» (Флейвел, 1976; Выготский,1978) служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистких идей (РДУ, стр. 10). На первом этапе «Лицом к лицу» сделала для себя вывод, что совсем незнакома с новыми подходами в преподавании и обучении. Поэтому ту информацию, которую я получила на первом этапе, считаю очень ценной. Я узнала: • что важно не только понять, как люди обучаются, но и научить учеников обучаться; • почему необходимо развивать диалогическое обучение в классе; • что такое метапознание; • как стимулировать саморегулирование учеников. Полученные знания применила на практике в школе. Серию запланированных уроков по математике провела в 5В классе. На всех уроках включила задания, благодаря которым ученики активно участвовали в учебном процессе. Для того чтобы развивать диалогическое обучение, на всех четырёх последовательных уроках организовала работу в парах и в группах. На первом уроке математики в пятом классе по теме: «Умножение десятичных дробей», первое, что я сделала, это разделила учащихся пятого класса на малые группы по пять человек. Я предполагала, что работа в малых группах будет эффективной, плодотворной и даст положительный результат в обучении. О групповой работе говорил в своих научных трудах (Мерсер 2005),он показал что, взаимодействие в группе сверстников играет огромную роль в обучение (РДУ, стр. 27). Деля учащихся на группы, использовала метод жеребьевки. Серьёзная проблема выявилась на первом этапе урока при распределении на группы. Учащиеся не хотели садиться в группы с некоторыми детьми, аргументируя свой отказ тем, что им будет некомфортно работать с теми, с кем они мало общаются. Данную проблему необходимо было устранить, иначе диалог между учениками не состоялся. Решая эту проблему, пришлось ещё раз провести беседу и консультацию с учащимися, объяснить смысл работы в группах, о необходимости взаимодействия с одноклассниками, даже с которыми они не общаются или мало дружат. Анализируя ситуацию, которая возникла, пришла к выводу, что в дальнейшем при делении на пары для обсуждения заданий буду учитывать взаимоотношения учеников. На уроке мною были использованы активные методы обучения, такие как «Горячий стул», стратегия «Кластер». Учащиеся работали по принципу «Подумай – в паре - поделись». Суть задания состояла в том, что каждая группа решала свой тип задач: 1 группа - на нахождение дроби от числа; 2 группа – найти диаметр планеты Земля; 3 группа – нахождение объёма фигуры; 4 группа – нахождение площади основания прямоугольного параллелепипеда; 5 группа – задача на движение пешехода. Учащиеся сначала должны были подумать сами, как решить данную задачу, затем поделиться своим мнением в паре и обсудить в группе решение задачи. Метод «Подумай – в паре - поделись» отражает диалогический подход для развития обучения, определяет в развитии учеников умения учиться друг у друга, углублять свои мысли и действия посредством разговора и размышления. Каждая группа презентовала свою работу с помощью стратегии «Кластер». Моя задача была наблюдать за процессом «саморегулирования, в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения, посредством процесса метапознания» (РДУ, стр. 42). Тут же со стороны учеников посыпались вопросы: «Как оформить?», «Что написать на кластере?». Дети обращались ко мне с просьбой помочь, но мне хотелось, чтобы ученики самостоятельно нашли ответы на свои вопросы. Это говорит о недостаточном уровне саморегуляции, так как привыкли действовать по шаблонам и чётким инструкциям. Раньше я бы конечно помогла ученикам, подсказала им, как выполнить задание, но сейчас, изучив «Новые подходы в преподавании и обучении», хотела стимулировать саморегулируемое обучение. Ведь согласно проведенным исследованиям развитие подобных способностей у ребёнка происходит уже в возрасте 3-5 лет, а моим ученикам 11-12 лет (РДУ, стр. 42). Поэтому на данный момент наблюдала, какими путями учащиеся ищут самостоятельный ответ: кто-то настойчиво листал учебник, пока не нашёл ответ; кто-то по привычке оглядывался по сторонам, молча ища поддержки; кто-то просил о помощи учителя. Всё-таки учащиеся выполнили задание во время, так как организаторы в группах следили за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекали всех в совместную работу. Для себя я сделала вывод, что мои ученики могут справиться заданием самостоятельно. На первом же уроке возникла ещё одна проблема, не все учащиеся при работе в группе были вовлечены в процесс. Это произошло потому, что в каждой группе присутствовали ученики уровня А..Эти ученики готовы были взять всю инициативу на себя: быть и организатором, и генератором идей, и спикерами. Постоянно приходилось напоминать о ролях в группах, а также о правилах работы в группе. Хочется отметить ученицу К., которая меня удивила при выполнении основного задания. Она, как говорят «тихий ученик», раскрылась, взяла на себя роль организатора и помогла группе выполнить задание, так как в некоторый момент у группы возникли сложности. Делая рефлексию для себя, я поняла ошибку. Она заключалась не в учениках, а в том, что не до конца была проведена работа по созданию коллаборативной среды и, наверное, мною, как учителем, не было поддержки социальной вовлеченности в диалог учеников. Не были привиты навыки эффективного общения, решения проблем. На втором уроке по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» аналогично разделила учеников на группы для проведения групповой работы, чтобы предоставить ученикам возможность решить поставленные задачи совместно, а также запланировала работу по взаимооцениванию, чтобы наблюдать, как реализуется идея теории «Голос ученика» на практике. Мне важно было показать детям, что их голос может быть услышан, что к ним прислушиваются и воспринимают их мнение всерьёз. Дети уже с большим удовольствием рассаживались в те группы, в которые попали по жребию, уже не делая выбора с кем, хотят сидеть. На этом уроке применила методы активного обучения: метод «Пазл», стратегия «Кластер». Раздала ученикам картинки, по которым дети составляли условие задачи, вопрос к задаче, схему или краткую запись, решение и ответ. Обязательным условием выполнения задания по этому методу было то, чтобы каждый ученик в группе выполнил свой пазл. Выбрала данный вид задания, потому что метод «Пазл» - это техника для структурирования обучения, а также распределения объёма работы. Метод «Пазл» отражает диалогический подход для развития обучения. На данном уроке мои действия были направлены на то, чтобы ученики не воспринимали класс как «территорию учителя», чтобы они свободно высказывали своё мнение, аргументы. На следующем уроке по теме «Деление десятичной дроби на десятичную дробь» запланировала этап урока, предполагающий вовлечение учеников в диалог, содействующий аргументированию учениками своих идей при помощи исследовательского типа беседы. Так как «Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждали, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики думают вместе» (РДУ, стр. 38). Целью этого урока было узнать правило деления десятичных дробей и научиться применять правило для решения примеров. Суть задания заключалась в том, чтобы ученики самостоятельно составили алгоритм деления десятичных дробей, используя материал учебника или интернета. Большой акцент сделала на трёх элементах саморегулируемого обучения (Perryetal, 2002): самонаправленность в процессе работы над заданиями; самостоятельное определение учеником проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем (РДУ, стр.44). При выполнении задания у учеников возникали вопросы, так как самостоятельное изучение материала для них было новым подходом. Оказывала поддержку, работала как «рефлективный агент», согласно Брунеру «устанавливала подмостки» (РДУ, стр.27). Наблюдая за работой групп и по фразам, которые говорили учащиеся: «Может быть, сделать так!», «Д., а если мы решим по-другому», можно сказать что исследовательская беседа состоялась. В результате диалога все ученики разобрали, как выполнить деление десятичных дробей. На следующем этапе урока ученикам по методу «Подумай - в паре - поделись» необходимо было применить правило для решения примеров: 1 группа- деление натурального числа на десятичную дробь; 2 группа - деление на 0,1; 3 группа - деление на 0,01; 4 группа - деление на 0,001; 5 группа - деление на 0,0001.Я, как учитель, с целью удерживания внимания учеников следила за тем, «чтобы процесс работы был сложен и разнообразен, при этом предоставляя им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач» (РДУ, стр.32). Чиксентмихайи (2008) говорил, что учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют «самоцель», а Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией (РДУ, стр.32). Проведя анализ урока можно с точностью сказать, что учащиеся получили возможность взаимообучаться, при выполнении заданий они были в «потоке». На четвёртом уроке по теме «Деление десятичных дробей» также использовала идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», так как уже имела небольшой опыт его использования и могла действовать увереннее. Урок запланирован был с использованием визуальных средств. Использовала на уроке активный метод обучения «Карусель». Стратегия «Карусель» развивает навыки работы в команде, развивает мышление, принятие решений. Учащиеся работали в группах. Получив картинки с изображением обыкновенных и десятичных дробей, они рассматривали их, обсуждали, отбирали картинки. Задача учеников была разделить картинки по категориям. Я предполагала, что ученики выделят две основные группы: десятичные и обыкновенные дроби. Они же, включив критическое мышление, сразу разбили картинки по нескольким категориям. С помощью стратегии «Карусель» ученики просматривали работы своих одноклассников. Используя данную стратегию, каждый ученик находил основные элементы урока. При этом никто ни сидел без дела, абсолютно все с увлечение выполняли задание. Предположу, что такой вид работы способствовал процессу саморегулирования. После проведённых уроков можно подвести первые итоги практики и сделать выводы по тому, как мне удалось реализовать идеи Программы. Конечно, в итоге можно сказать, что не всё получилось идеально. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» имеет свои методики проведения урока, которые начинала осваивать на практике, отсюда недостатки в проведённых уроках. Например, не учла то, что выполнение некоторых заданий в группах занимает больше времени, чем обычно, поэтому не успевала закончить свои уроки вовремя. Очень трудно было выдерживать паузу после постановки вопроса для того, чтобы дать ученику время на ответ. Готовясь к урокам, неоднократно отмечала для себя, что бывает очень сложно задать ученикам качественный вопрос. Часто возникало желание, после того, как задала вопрос слабому ученику, ответить за него. На мой взгляд, не всегда было качественным оценивание для обучения: некоторые учащиеся при оценивании учитывали, прежде всего, личностные отношения (лучший друг, сосед по парте и т.д.). Поэтому для себя сделала вывод, что нужно более тщательно подходить к разработке критериев. Для дальнейшей работы мне нужно более тщательно изучить все методы и приёмы, применение которых станут залогом развития у учеников основ метапознавательного потенциала и условиями их интеллектуального развития, что впоследствии приведёт учащихся к саморегулируемому обучению. Достигнуть этого смогу только путём самообразования. Но уже могу отметить, что стала вовлекать детей в диалог, наблюдать за тем, как распределены роли в группах, для того чтобы все были вовлечены в учебный процесс. Мои ученики учились свободно выражать свои мысли, высказываться, аргументировать, работать в группах. Они стали более уверенными, общительными и у них формировалась ответственность за собственное обучение. Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик. «Новые подходы в преподавании и обучении» должны научить учителя мыслить по-новому, а ученика – стать ответственным за свои результаты. | |
Просмотров: 1230 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|