Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Рефлексивный отчёт по проведенной серии последовательных уроков Всё течёт, всё меняется. Сейчас то время, когда наука и техника стремительно развивается. С каждым днём у нас появляются новые потребности, новые идеи, новые мысли. Наше общество нуждается в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, обмениваться идеями и работать в команде. Вследствие изменений в мире, учитель не может и не должен работать так, как раньше, он не просто должен, учителю необходимо меняться, чтобы идти в ногу со временем. Просто «знание о знаниях» больше недостаточно, чтобы преуспеть во всё более сложном, текущем и быстро развивающемся мире, в котором мы живём. Важным компонентом профессиональной компетентности педагога является непрерывное повышение квалификации, повышение профессионального уровня. Изменения во взглядах на преподавание и обучение у меня начались ещё на первом этапе «Лицом к лицу», когда мы в группах обсуждали различные вопросы, требующие неоднозначного ответа. Во время работы в группах, мы часто спорили, отстаивая собственную точку зрения. Материал «Руководства для учителя» казался непонятным и трудным, некоторые термины вообще не укладывались в голове. Честно говоря, работать было нелегко, толкование некоторых понятий понимала по – своему и при выполнении многих упражнений испытывала трудности. На первой неделе обучения в голове был «туман», но буквально, к концу третьей недели он стал рассеиваться. Получив объемную теоретическую базу, вышла на практику в свою школу. И всё же, к моменту выхода на практику, в голове по – прежнему было много вопросов по теоретической части: что - то было понятно, а что – то осталось не до конца ясным. До тех пор, пока не прошла практическую часть, с теорией возникали большие трудности. Лишь во время практики наглядно увидела то, о чем так научно описывалось в «Руководстве для учителя». Сейчас, на третьем этапе обучения, выполняя работу по написанию отчетов и подготовке презентаций, провожу, своего рода, рефлексию своего пребывания на курсах и тех изменений, которые произошли со мной лично и в моей педагогической деятельности. После прохождения первого этапа обучения на курсах повышения квалификации третьего (базового) уровня поняла, что в моей практике преподавания произойдут существенные изменения. Моё утверждение сформировалось в результате наблюдений над собственным процессом обучения на курсах, построенном на использовании новых методик и групповых методах работ. В период прохождения практики в школе, разработала план серии последовательных уроков, для того, чтобы внести изменения в мою педагогическую практику. Внедрение семи модулей Программы в процесс обучения предполагало изменение некоторых позиций в преподавании. Прежде чем приступить к проведению уроков, провела ряд консультаций, которые повлияли на моё дальнейшее планирование. Первая консультация состоялась с администрацией школы. В ходе консультирования сразу нашла понимание, так как директор в своё время прошёл курсы. А так как изменения процесса обучения касались моих учеников, для меня важным было узнать их мнение относительно «Новых подходов в обучении и преподавании». Предложила ученикам ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводилось в два этапа: до и после проведённой серии последовательных уроков, что позволило мне провести сравнительный анализ по ответам учащихся. До проведения уроков ученики ответили следующим образом: на вопрос «Математика для тебя - это» ученики отвечали: «Математика для меня учёба», «Пригодится в жизни», «Математика для меня – нужный предмет для жизни, никуда без неё», а на вопрос «Больше всего на уроке математики тебе нравится» отвечали: «Решать задачи и примеры», «Всё, когда меня не спрашивают», «Решать, получать хорошие оценки». При составлении среднесрочного планирования серии последовательных уроков основывалась на теории Шульмана, который назвал трёх помощников учителя: голова, рука, сердце. Внедрять изменения начала с деления на пары и на группы, вовлекая учеников в диалог. Опиралась на высказывании Л. Выготского: «когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путём их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей культурой и средой» (РДУ, стр.37). Моя цель была развивать «обучение тому, как учиться», «обучение через диалог». Ученикам было интересно работать в группах, так как раньше групповая форма работы на уроках мною не применялась, только с тех случаях, когда проходила неделя математики. Работа в группах позволила мне увидеть возможности моих учеников, на глазах менялась атмосфера в классе, отношение учеников друг к другу, они стали доверять и считаться с другим мнением. При планировании работы в паре, в группе опиралась на данные о «Среднем проценте полученной информации учениками». Самыми продуктивными являются: передача знаний – 90%, практика– 75%, обсуждение – 50%. А также очень важно развивать саморегулирование у учеников. На первом уроке не совсем всё получилось, ребята забывали правила в группе, не все смогли высказать своё мнение, приходилось периодически напоминать об этом, не могли вовремя уложиться с выполнением заданий. До сих пор в памяти осталась фраза, которую на первом же уроке в процессе выполнения задания сказала ученица Л.: «Н. В., а что уже прошло 30 минут урока?! Мы даже не заметили этого. Давайте так будем работать всегда». После чего сделала вывод о том, что ученики на уроке находятся в «потоке», у них нет ни скуки, ни беспокойства. Раньше при проведении традиционных уроков у некоторых учеников наблюдала в глазах скуку, им было неинтересно на уроке, сейчас же абсолютно у всех детей горели глаза. Ученики без давления учителя находили пути решения. Обучению критическому мышлению так же стало основой в моём планировании уроков. Для того чтобы у учащихся был дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения (РДУ, стр.47), запланировала задания, используя методы активного обучения. Так, например, на четвёртом уроке провела урок с визуальными средствами. Учащимся раздала картинки с изображением обыкновенных и десятичных дробей, эти картинки им необходимо было разбить на категории. Я предполагала, что ученики определят две основные группы, но, включив критическое мышление, ученики сразу классифицировали дроби по многим категориям. После этого они выбрали две - три картинки и составляли к картинкам вопросы, затем составляли примеры с этими выбранными дробями. На данном этапе у детей появилась возможность мыслить творчески, аргументировать свой выбор. Так как это был четвёртый урок, наблюдатели отметили хороший уровень активности учеников, сформированность интереса к предмету. Что для меня очень ценно. На всех уроках применяла «Оценивание для обучения и оценивание обучения», чтобы определить, как усвоены знания учениками и успешно ли прошло обучение. Включила задания по самооцениванию и взаимооцениванию, совместно с учениками разработали критерии оценивания. Целью было донести до сознания учеников, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания (РДУ,стр.54). Оценивание осуществляет развитие темпов в учёбе. После каждой работы поощряла учеников положительными высказываниями, например, «Молодец», «Замечательно», «Хорошо». На протяжении всех уроков проводила формативное оценивание, например, таблица «ЗХУ», «Две звезды, одно пожелание», «Кулак, пять пальцев», «Светофор». Эта работа позволила мне по-новому взглянуть на весь процесс оценивания и убедиться, что учащиеся стали более самокритичными. Проведение рефлексии в конце урока позволили оценить, насколько успешно усвоена тема, например с помощью стратегии «Смайлики», «Дерево успеха». Проведение рефлексии в конце урока процесс трудоёмкий, но он позволяет корректировать планы на следующих уроках. Формативное оценивание изменило не только мои взгляды на оценивание, но и взгляды учеников. Поняла, что раньше не всегда была справедлива при выставлении оценок. Признание этой ошибки считаю одним из главных своих достижений. Развитие информационно – коммуникационных технологий требует своевременных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что ведет к изменениям методов обучения. ИКТ применяла на всех уроках: с помощью проектора выводила задания на доску, а также вопросы низкого и высокого порядка. Хотелось бы здесь остановиться на третьем уроке, целями этого урока узнать правило деления десятичных дробей и применить правило для решения примеров. Для учеников это был сложный урок, так как новая тема детьми изучалась самостоятельно впервые. Для того чтобы самостоятельно изучить правило деления десятичных дробей, ученикам была предоставлена возможность воспользоваться интернет ресурсами. Хочу отметить, что этап изучения новой темы прошёл успешно, все ученики выполнили по одному примеру, тем самым поняв как необходимо делить десятичные дроби. Анализируя, сделала вывод, что ученики могут сами регулировать свой процесс обучения. При проведении серии уроков меня особенно заинтересовала работа над модулем «Обучение талантливых и одаренных».Так как раньше считала, что талантливые и одаренные это те ученики, которые побеждают в олимпиадах. Согласно Фриману (1998), «проверочные листы могут запутать и дать учителю неверное направление при использовании их для выявления способных, талантливых учеников» (РДУ,стр.70). Фриман выделил основные критерии, по которым можно выявить талантливых и одарённых учеников: память и знание; самообразование; решение проблем; гибкость; любовь к сложностям; концентрация; ранняя символическая деятельность. Моей задачей было спланировать так уроки, чтобы лидерские качества этих учеников проявились в групповой работе. На втором уроке по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» применила стратегию «Пазл». Раздала каждой группе картинки, по которым ученики составляли условие задачи, вопрос к задаче, схему или краткую запись, решение и ответ. Обязательным условием выполнения задания по этому методу было то, чтобы каждый ученик в группе выполнил свой пазл. Выбрала данный вид задания, потому что метод «Пазл» - это техника для структурирования обучения, а также распределения объёма работы. Применение данной стратегии вызвало недопонимание со стороны учеников, у многих учеников в глазах было беспокойство. Благодаря тому, что в каждой группе оказались ученики уровня А, которые проявили гибкость, концентрацию, смогли организовать работу групп на хорошем уровне. Хочется на этом уроке отметить ученицу К., это ученица уровня С., которая при проведении традиционных уроков не проявляла глубоких знаний предмета. В группе, где была ученица К., возникли трудности с выполнением задания, она проявила организаторские способности и начала вовлекать остальных учеников в процесс обучения. Из чего могу сделать заключение о том, что К. поняла суть задания и смогла донести до остальных учеников в своей группе. Ученица открылась для меня с новой стороны, она обладает выдающимися социальными навыками и лидерскими качествами, которые не могла проявить в формальной образовательной среде (РДУ,стр.70). Именно на этом уроке смогла выявить одаренного и талантливого ученика из «слабоуспевающих». Когнитивное развитие соотносится с развитием способности к обучению, а также с развитием внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования и креативности (РДУ,стр.74). Изучив модуль обучения с учётом возрастных особенностей, поняла, как важно для учителя знать особенности психического развития учеников и поэтому все задания запланировала с учетом возрастных особенностей. На всех уроках подготовила задания для уровня 5 класса, принимая во внимание их возможности, познавательные способности, а также обращала внимание на объём заданий. Учитель является частью учебного сообщества, в рамках которого его практика совершенствуется, основываясь на исследованиях, инновациях, инициируемых учителем - лидером (РДУ,стр.83). В школе залогом совершенствования обучения является лидерство самого учителя. Теперь стала развивать не только организаторские способности, но и проявлять в своей деятельности профессиональную активность. На базе этого класса мы провели урок по плану «Lesson study». До прохождения курсов повышения квалификации учителей считала себя состоявшемся учителем, у меня была своя система проведения урока в традиционной форме и мне ненужно, что - либо менять. Раньше считала, что главное передать ученикам те знания, которыми владею сама, как можно больше решить примеров, задач на уроках, для более успешного усвоения материала. Не задумывалась над тем, что моим ученикам просто скучно и неинтересно на уроках. Но теперь мои взгляды и убеждения изменились. Стала более уверена в себе, в правильности проведения своих уроков, потому что у меня появились чёткие убеждения, являющиеся основой моих установок, решений, действий (Пажарес,1992,РДУ,стр.5). После проведения серии уроков увидела интерес у учеников, них появилась мотивация. Именно «внутренняя» мотивация, про которую говорили Райан и Деки. Ученики стали более ответственно подходить к своему обучению, их заинтересовал сам процесс поисковой деятельности на уроке. Они стали более самостоятельны. Мы нашли свой «поток». Теперь им не скучно на уроке, но и беспокойства в их глазах тоже не вижу. Чтобы узнать какие изменения произошли у моих учеников и их отношение к «Новым подходам в преподавании и обучении» после серии уроков провела с учениками интервью, в ходе которого получила ответы на вопросы. Смогла понять, что работа в группах им нравится больше, так как они могут помочь друг другу при выполнении заданий. Им нравится самим изучать новую тему, хотя ученик С сказал: «Мне немного было трудно изучать правило, понять, как делятся десятичные дроби, но мне помог Д.» После проведённой серии уроков ответы учеников на анкеты кардинально поменялись. Например: на вопрос «Математика для тебя - это» учащиеся ответили: «Любимый и главный урок, на который я иду с позитивным настроением», «Очень хороший урок, на котором мы учимся развивать логику, своё мышление. Правильно выражать свои мысли», «Очень интересный урок», на вопрос «Больше всего на уроке математики тебе нравится» ответили так: «Работать в группах», «Изучать новые темы самостоятельно», «Ставить оценки себе и одноклассникам» и т.п. В дальнейшей своей работе планирую применять идеи семи модулей. Для этого мне нужно более тщательно изучить его все методические приёмы, применение которых станет залогом дальнейшего развития метапознавательного потенциала моих учеников. | |
Просмотров: 2349 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|