Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Поэтому одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».Важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса.Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения, соответствовать учебным возможностям ученика, переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным, учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: при работе с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками, при решении задач и выполнении практических, лабораторных работ, проверочных и тренировочных упражнений. Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний.Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляют определенные преимущества, как ученику, так и учителю. Ученик получает возможность самостоятельно обучаться, при этом идет активное усвоение знаний, формируется умение принимать решение, доступен новый уровень наглядности. Учитель же может предать компьютеру часть функций контроля, при этом больше времени будет уделено творческой части урока.Компьютер основной технический компонент современных информационных технологий. Именно он многократно усиливает интеллектуальные деятельность человека, помогает обучать и учиться, выполнять привычные действия с новыми эффектами и невиданными раннее возможностями.Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово:как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала. Жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, разнообразной информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.
|