Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Современный учитель: кто он ? В нашем современном и технологичном мире, мире информационных технологий, в котором все движется быстрыми темпами, нужно меняться не только ребенку, но и взрослому человеку, которому порой бывает сложно ориентироваться в жизни. И учителям, как никому другому, необходимо меняться самим. Ведь учитель воспитывает и обучает детей критически мыслить, использовать свои знания в жизненных ситуациях, развивает у учеников необходимые навыки и адекватное понимание различного рода явлений и ситуаций, что придаёт им уверенность и обеспечит успешность в стремительно меняющимся мире. Таким образом, всем этим навыкам и знаниям учитель научить на традиционном уроке не сможет, следовательно, нам учителям необходимо менять все и начать нужно с самого себя. Думая и размышляя над вопросом необходимо ли учителю меняться; менять ли свой стиль преподавания и для чего это нужно, мне хотелось бы начать с того что, какова вообще роль учителя в обучении детей. Как утверждал Александр, что посредством диалога учителя могут выявлять повседневные «здравые» перспективы, работать с их развивающими идеями и помогать им преодолевать недопонимания [ 1, С. 135]. Можно сказать, что учитель должен развивать в ученике коммуникабельность, ведь это главное качество идеального ученика. Каким же образом? Конечно же, через диалог, ведь диалог ученика и учителя, ученика с учениками обеспечивает вовлечённость учащегося в деятельность и способствует развитию его понимания. Мы, учителя, должны меняться, потому что нашим детям необходимо эффективное преподавание и качественное образование. Когда я стала обучаться на трёхмесячных курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я поняла, что, пройдя их, я должна изменить своё преподавание. Каким образом? Так на первом этапе «Лицом к лицу» все учителя нашей группы очень активно обсуждали, беседовали, старались как то спланировать способы работы в классе, для того чтобы все таки изменить свои уже прочно сформированные взгляды, убеждения, понимания роли учителя в преподавании и обучении. Какими же должны быть будущие наши уроки? Обязательно, мне кажется, мы должны использовать такие способы, как: совместную групповую работу, обсуждения, исследование и презентация. Что же изменилось? Что полезного я взяла для себя, чему я научилась? Начало нашего обучения началось с обсуждения создания коллаборативной среды. Сначала, когда мы познакомились с этим понятием, было не понятно, что же это такое, впоследствии, я поняла, что это психологический и эмоциональный настрой учащихся, то есть атмосфера, царившая на уроке. Ведь никому не секрет, что раньше мы не задумывались об этом, чаще всего урок начинался обычно, редко когда я лично проводила психологический настрой перед началом урока. Изучив на занятиях это понятие - коллаборативная среда, создавая её на своих четырёх последовательных уроках, я стала понимать, что успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя комфортно [3,С. 32]. Способствует созданию коллаборативной среды также такие формы работы, как групповая и парная. При составлении среднесрочного планирования серии последовательных уроков я решила обязательно включить создание среды, где дети на уроке будут ощущать свободу и безопасность, то есть коллаборативную среду. В дальнейшем нашем обучении на протяжении месяца мы знакомились с идеями программы, т.е. с модулями «Новые подходы в обучении». Все это было очень интересно, но самое главное результатом должно быть сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как следствие становление их независимыми, уверенными, увлечёнными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющим компетентность в цифровых технологиях [1;с 110] при составлении планов уроков на практике, я старалась применять идеи программы. Планируя, я поняла, что эти уроки отличаются от традиционных уроков. Размышляя, анализируя, я пришла к такому мнению, что на данных уроках учитываются образовательные потребности каждого из учеников и поэтому создаётся инклюзивная среда. Размышляя я стала понимать, что очень важным является то что необходимо вести уроки построенные на основе конструктивисткого преподавания, потому что ученики могут размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объём знаний, перестраивать своё понимание определённых тем на стадии изучения[1, с 112]. Сами ученики играют важную роль при использование учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками (Мерсер, 2005) Как утверждал Пажарес (1992), что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большое влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения, влияют на все, что он делает в классе. Мои убеждения, в полной мере повлияли на мои установки, на то как же мне преподавать и обучать детей на всех уроках, так как я являюсь учителем начальных классов и веду почти все предметы во 2 «Б» классе, но для апробации я взяла предмет «Познание мира». Потому что, цели учебного предмета «Познание мира» – формирование у обучающихся системы знаний о природном и социальном окружении человека, представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях природы и общества, как общечеловеческих ценностях. Я думаю, что навыки, приобретенные на уроках познания мира, в дальнейшем помогут моим ученикам применять их в жизни, как предполагает конструктивистское обучение. Подумав я сделала вывод, что мне необходимо изменить те методы, приемы, формы работы которые я применяю постоянно на уроках, и в первую очередь я должна уделить внимание созданию коллаборативной среды на занятиях и поэтому идея того среднесрочного планирования это: «Коллаборативная среда обеспечивает успешность обучения учеников младшего школьного возраста в составлении собственного представления о явлениях природы.» Размышляя о своей работе, я сделала вывод, что очень важно учитывать уровень понимания, а не только их успеваемость. Мне нужно сделать выводы и принять решение, как же я буду изменять своё преподавание. Я решила, что мне необходимо применять диалоговое обучение, потому что это позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся и также это способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении ( Мерсер и Лителтон,2007 )[ 1 с, 135,144]. Также я решила что необходимо создавать условия для формирования в учениках «самоцели» (Чиксентмихайи 2008), для того что бы умели высказывать свои гипотезы, также обсуждать и консультировать друг друга, выявлять главное, ставить цель для себя, следить за результатами. Также для меня немаловажным фактом является оценивание. Я думаю, что необходимо, чтобы на уроках ученики активно участвовали в своём обучении, и этому способствует формативное оценивание, то есть умение учащихся оценивать уровень своих знаний. Приняв решение относительно, того как я буду использовать идеи семи модулей в серии последовательных уроков, я приступила к практике. На уроках, для того что бы все учащиеся чувствовали себя комфортно и понимали, что мнение каждого из них очень важно для учителя и для одноклассников, так же для того что бы каждый ученик активно участвовал в построении своего обучения, старалась создать условия. Как же изменились мои уроки во время практики в школе? Я разделила уроки на четыре этапа: введение, презентация нового материала, основная часть и заключение. Стала продумывать задания для каждого этапа, учитывая возрастные особенности, учеников младшего школьного возраста, именно уровень развития памяти, внимания, речи. На начальном этапе первого урока, я, конечно же создала условия для коллаборативной среды, на первом уроке, дети просмотрели видеоклип «Солнышко» и под музыку вместе с мультипликационными героями выполнили небольшую весёлую зарядку. Это повлияло на позитивный настрой учащихся к уроку. На этом этапе введения, я использовала стратегию «Закончи фразу» для индивидуальной работы учащихся для проверки домашнего задания по теме «Воздух. Свойства воздуха». Это задание способствует развитию критического мышления. По окончанию выполнения, я предложила детям самим проверить свою работу, сравнивая её с правильными ответами на доске и оценить по шкале оценивания, так как, это способствует активному участию учеников в своём обучении. Для актуализации знаний я провела ещё одно задание. Детям предложено было разделиться на группы, по цвету солнышек. Эта работа проводилась впервые, я предложила учащимся разработать правила работы в группе, для этого были использованы материалы образовательного портала («Правила работы в группе»). Здесь я увидела, как дети активно предлагали свои варианты, видно было, что они очень заинтересованы. Задание было таковым: нужно было, вспомнить условные знаки ориентирования на местности, изобразить их на стикерах и прикрепить каждой группе к своему облачку на флипчарте (Рис.3) Дети обсуждали, какие знаки надо нарисовать группе, я думаю, в этот самый момент в группе происходила кумулятивная беседа. Беседуя, размышляя, учащиеся пришли к единому выводу (Рис.4). После того, как ребята были готовы, спикер каждой команды, это Ксения В. (ученик А), Ева К. (ученик А) и Милана П. (ученик А) презентовали работу группы (Рис.5). Как я и предполагала дети аргументировали, почему они изобразили именно это знак. Перед презентацией детям было предложено выработать критерии оценки этого задания. 1.Качество нарисованных знаков 2.Правильность изображения знаков. 3.Правильность презентации. Эти критерии помогли группам оценить работу друг друга. Дети высказывали своё мнение, почему они так оценили и прикрепили бабочку определённого цвета. Услышав комментарии учеников, я поняла, хоть и оценивали дети по разработанным ими критериям, всё же оценивали не объективно, наверное, это потому что, они ещё находились в младшем школьном возрасте, и не понимают ещё цель этого оценивания. На этот момент, я решила, что это ещё только первый урок, и мы ещё всему научимся. На этапе введения использовала стратегию « Мозговой штурм». Дети отгадывали загадки о воздухе, это способствовало быстроте мышления, воспроизведению в памяти уже имеющегося опыта, развитию эпизодической памяти. Это работа проводилась мною для определения темы и цели урока. После вопроса: «Как,по вашему мнению, о чём мы сегодня будем говорить и для чего?», дети предлагали свои цели обучения. Мне было очень интересно их мнение. Раньше, до того как, я стала обучаться на курсах, я называла тему и цели обучения сама. Следующим заданием в этой части урока была стратегия составление «Ассоциативной карты» (Рис.6). Дети с помощью флипчартов, могли отобразить свои ассоциации в виде кластера. В основной части урока учащиеся работали в группах, группам были заданы вопросы, на которые они должны были ответить и высказать своё предположение. 1 группа. Как вы думаете, могут ли обойтись люди и животные без воздуха? 2 группа. Имеет ли воздух запах, цвет или вкус? 3 группа. Имеет ли воздух форму? Группам необходимо было выбрать карточки с правильными ответами и прикрепить к флипчарту, где написаны слова, воздух? После презентации каждой работы, происходила взаимооценка групп по разработанным мною критериям. Тут меня очень удивило и обрадовало, что мои «тихие» ученики проявили активность, когда комментировали оценки, я думаю это позволило им участвовать в учебном процессе, а не отмалчиваться. Далее я предложила детям поработать самостоятельно с учебником в группах по стратегии «Инсерт». Дети выделили, то с чем они уже были знакомы, поставив +, и что для них было для них новым -. После этого задания я отметила для себя, что дети очень радовались, когда видели, что их мнения верны. Что эта стратегия переменялась для выявления главного. На этапе закрепления, я провела игру «Мы учёные». Учащиеся проводили опыты и доказывали определённые свойства воздуха. На заключительном этапе данного урока при помощи стратегии «Дерево познания» дети оценили себя: На стикерах-яблочках дети заполняли карточки где отвечали на вопросы «Чему я научился Что мне понравилось на уроке. Что было трудным для меня». Проанализировав, я поняла, что именно это вид формативного оценивания позволяет учащимся высказывать своё мнение в письменном виде, и они не боялись сказать, что то не правильно или допустить ошибку, и хотя они ещё маленькие, но у них уже, что то стало получаться. Какие изменения были замечены мной на втором уроке? Второй урок мы начали с создания коллаборативной среды с помощью приёма «Круг радости». Ребята, взявшись за руки, просмотрели видеоролик «Добре утро» и пожелали друг другу всего хорошего. Это позволило им настроиться на урок позитивно. Для деления на группы я использовала воздушные шарик двух цветов. Следующим шагом этого этапа была проверка домашнего задания при помощи стратегии «Найди лишнее». Каждый из учащихся индивидуально выполнял задание на карточке, вычёркивая лишние слова, не относящиеся к воздуху. Затем ребята проверили работы друг друга по контрольным карточкам и взаимооценили себя с помощью стратегии «Смайлики» по составленным мною критериям. После анализа этой работы, я убедилась, что детям было важно и интересно оценивать друг друга, потому что я пронаблюдала, как мои слабые ученики Регина и Давыд старались правильно выполнить задание. После того как дети выполнили это задание, и сказали какие свойства воздуха они знают, я предложила вспомнить какие опыты доказывают эти свойства, стала задавать наводящие вопросы, для того что бы учащиеся сами могли определить тему урока и цели обучения. Очень интересными были идеи Ильи и Маргариты. Они пытались рассуждать и аргументировать своё мнение. Интересным было, что они стали использовать такие слова как « Я думаю…». Потому что мы проводили опыты…. «Мы будем снова проводить опыты…», так как на столах стояли приборы. В основной части урока снова была работа по группам. С помощью стратегии «Двухчастный дневник». Учащиеся работали в группах, читали информацию в учебниках, обсуждали и выбирали карточку с названием свойства воздуха описанного в учебники и приклеивали в первую колонку. Далее учащиеся презентовали свои флипчарты, аргументируя, каждое свойство. Анализируя, я поняла, что представление своих идей на флипчартах, способствовало эффективному общению, развитию оценивания работ других групп. Это как бы поощряло детей. Следующим шагом на данном этапе была работа с иллюстрациями (Рис.10). Чтобы заполнить вторую колонку «Двухчастного дневника»: «Где человек использует свойства воздуха?», группам необходимо было рассортировать картинки. Например, напротив карточки свойства воздуха «Упругость» прикрепить рисунок мяча. Дети очень активно работали, включая и «тихих» моих учеников, Давыда, Регину и Кирилла. Так как они чувствовали мою поддержку и поддержку одноклассников. Было интересно наблюдать и слышать, как учащиеся исполняют в своей речи вопросы: «Почему?» и «Как?». Наблюдая за тем, как ученики саморегулируют свою работу (Бронсон 2002), я поняла, что дети интересуются обучением. Это было также видно, когда дети разрабатывали критерии оценки друг друга. Так чтобы сделать вывод по теме я провела рефлексию с помощью стратегии «Лестница успеха», так как это способствует самооцениванию. Какие изменения произошли на третьем уроке? Урок начался с создания коллаборативной среды «Танец капелек», что опять же позволило детям, настроится позитивно. Выполнив индивидуальную работу по карточкам «Найди спрятавшееся слово», дети провели сомооценку с помощью критерий. На этапе вводной части, я провела парную беседу, используя стратегию «Толстые и тонкие вопросы». Дети объединились в пары и получили карточки с вопросом. Обсуждая в парах им было необходимо назвать свойство воздуха и сказать, где использует его человек и объяснить почему. Учащиеся делились идеями, размышляя, аргументировали свои ответы, постоянно отвечали на вопрос «почему». На этапе презентации, я предложила отгадать ребус о воде. Следующим шагом в работе на данном этапе было просмотр фрагмента фильма о воде, после чего я попросила обсудить в группе и определить тему урока и цели обучения. Учащиеся после просмотра видеоролика, делились идеями по теме и обсуждали. Мне понравилась идея Ксении, потому что она точно определила тему урока, также наблюдая, что Ксюша знает ценность своего мнения, была очень уверена в своих ответах. Таким образом, мнение Ксении, Ильи, Миланы помогли другим учащимся сформировать собственные мнения. На этапе основной части урока учащиеся объединились, в группы в составе были как сильные, так и «слабые» ученики. Я думаю, это содействовало взаимообучению, также взаимопониманию и установлению сотрудничества. Следующим шагом работы на данном этапе была работа по стратегии «ЗХУ», данная стратегия способствовала развитию и оцениванию критического мышлением. Учащиеся в группах должны были посоветоваться и назвать всё, что они знают о воде, заполнить первую колонку «Знаю». При помощи стратегии «Тонкие и толстые» детям необходимо было составить вопросы и заполнить второю колонку «Хочу знать». Следующим заданием было провести опыты и тем самым ответить на вопросы, заполнить третью колонку «Узнали». Для рефлексии я использовала стратегию оценки «Большой палец вверх» и для определения роли зоны комфорта на уроке и правила игры. « Да-Нетка» для оценки уровня приобретённых знаний для меня и моих учеников. Что же изменилось на четвёртом уроке? Урок начался с создания коллаборативной среды через просмотр фрагмента мультфильма «Капитошка». Учащиеся поделились на группы с помощью тучек и облачек. Проверка домашнего задания происходила с помощью стратегии «Мозговой штурм». Дети индивидуально выполняли тесты, по теме «Вода. Состояние воды», затем дети самостоятельно оценивали себя по критериям, на контрольных карточках. Следующие задание проводилось с помощью игры «Слова рассыпались». Учащиеся в группах получили флипчарты с таблицей в которой было три колонки и карточки со словами обозначающими свойства воды. Учащимся необходимо было распределить слова по колонкам «Жидкое», «Газообразное», « Твёрдое». Дети повторяя и изучая пройденный материал, проводили взаимооценивание по стратегии « Две звезда и одно желание». Наблюдая за процессом, я сделала вывод, что использование различных техник формативного оценивания мотивировало моих учеников к изучению учебного материала. На этапе презентации перед учениками я поставила проблему , прочитав притчу о двух осликах. Обсуждая, размышляя, работая в группах, дети сделали вывод и определили тему урока «Вода – растворитель». На этапе основной части урока, учащиеся в группах провели опыты, размышляя и обсуждая, сделали вывод, о том какие вещества растворяются в воде, а какие нет, и презентовали свои доказательства друг другу. Взаимооценка групп прошла с помощью стратегии «От кулака до пяти пальцев». Формативное оценивание проводилась уже на протяжении всех четырёх уроков, поэтому дети без затруднений комментировали свои мнения и оценивали. Для вывода по теме: «Вода- растворитель» я использовала стратегию «Кластер». Дети составили кластер, где ключевым словом было «Вода». Самооценку дети изобразили на тучках и прикрепили к флипчарту Чему же научились мои ученики? В первую очередь дети научились взаимодействовать друг с другом, работая совместно в парах и группах, и конечно дети активно участвовали в учебном процессе. Также учащиеся проводили формативное самооценивание или взаимооценивание. Анализируя, я сделала вывод, что формативное оценивание это хорошая мотивация к изучению предмета, но самым ценным и главным я считаю, что дети научились самостоятельно оценивать друг друга. Что же я изменю в своей деятельности? Конечно же в дальнейшем планирую использовать парную и групповую работу, то есть диалогическое обучение применяя стратегию «Инсерт», «Мозговой штурм», Двухчастный дневник», «Карусель». Также планирую провести открытый урок применяя стратегии для создания коллаборативной среды, формативного оценивания, планирую разрабатывать критерии оценивания для каждого задания. Буду поддерживать и подталкивать своих учеников к выполнению задания, с помощью подмостков, для того чтобы провести ученика по ЗБР и позволить ему выполнять задания которые он не сможет выполнить сам то есть обучать как обучаться. Как утверждает данная программа желание самостоятельно работать и развиваться является важным аспектом метопознания. Для меня основной задачей на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни. В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность. И хотелось бы подытожить свою статью словами великого Абая: Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет. | |
Просмотров: 628 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|