Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

разработка урока по предмету "Основы рыночной экономики
Разработка урока по предмету «Основы рыночной экономики»
тема «Налоги. Налоговая система РК.»

Тип урока: комбинированный
Цель урока: : определение преимуществ системы налогообложения в РК
Задачи урока:
Образовательная: формирование знаний о налогах
и системе налогообложения в РК.
Развивающая: активизация познавательной деятельности, развитие логического мышления, самостоятельности, творчества, навыков работы в микрогруппах.
Воспитывающая: воспитание коллективизма, товарищества, взаимопомощи, связь обучения с практикой, жизнью.
Метод обучения: беседа, объяснение, мозговой штурм, дискуссия, ролевая игра,
самостоятельная работа, составление мини-проектов
Виды самостоятельной работы на уроке: работа в микрогруппах, выполнение упражнений.
Материально техническое оснащение урока:
1. ТСО: кодоскоп.
2. Слайды;
3. Плакат «Кривая Лаффера»;
4. Раздаточный материал;
5. Бумага формата А4.
6. Маркеры.

Ход урока
Самая сложная для понимания в мире вещь - это система налогов. Альберт Эйнштейн
I. Организационная часть.
Сообщение темы, цели урока.
Тема урока «Налоги. Налоговая система РК». Сегодня на занятии мы рассмотрим: Что такое налоги? Элементы и принципы взимания налогов, виды налогов.
Налоги нужны государству, чтобы реализовать свои экономические фунции.
Давайте с вами вспомним: Какие функции выполняет государство?
II Проверка домашнего задания.
Вам необходимо было дома подготовить статьи из районных или областных газет, характеризующие различные функции государства. Пожалуйста, по цепочке читаем газетные заголовки, и поясняем, к каким функциям государства их можно отнести. Например: «Земельный конфликт решит суд» - функция косвенного регулирования (Обеспечение законодательной и социальной основы).
III. Актуализация опорных знаний.
Прием «Мозговой штурм»
1. Ответьте на вопросы:
- Что такое налоги?
- С чем у вас ассоциируется слово «налог»?
Ассоциации можно написать на листочке, а понятие сформулировать всей
микро-группой.
2. Каждая микро-группа зачитывает подобранные ассоциации и дает свое понятие
налогов.
3. Обсуждение ответов учащихся и дополнение преподавателя.
(демонстрация слайда 1)
Налоги – обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти
с физических или юридических лиц (т.е. граждан или предприятий) на основе действующего законодательства.
Упражнение – игра «Веер»
Сейчас предлагаю выполнить упражнение: каждой микро-группе выдается лист бумаги формата А4. Начинается игра по команде преподавателя. Каждый учащийся в микро-группе должен записать на лист вид налога или сбора, который знает с истории человечества, изучал по дисциплинам «История Казахстана», «Всемирная История». После того, как написали свои ответы, загните лист так, чтобы другие не видели, что вы написали и передаете по кругу. Каждая микро-группа составляет свой «веер». Учитывается, в какой микро-группе меньше всего повторов, а больше названий налогов и сборов. Например: налог на бороды (ввел Петр I, чтобы «ударяя по карману», приучить своих подданных ежедневно бриться); чангарак (кибиточная подать, взимаемая с обитателей юрт в размере стоимости одного барана, отдельно с кочевой и оседлой семьи). Так же по команде игра прекращается. Затем приглашается представитель с каждой микро-группы для озвучивания ответов.
Преподаватель поясняет и дополняет ответы учащихся.
IV. Изучение нового материала
Преподаватель: В рыночной экономике налоги выполняют следующие функции (демонстрация слайда 1 и объяснение преподавателя):



Регулирующая функция. Государство изменяет условия налогообложения (вводит одни и отменяет другие налоги), применяет систему налоговых ставок, льгот и штрафов, способствуя решению социально-экономических проблем;
Стимулирующая функция. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики;
Распределительная функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на важнейшие государственные нужды. При этом перераспределении средств приоритеты выбирает государство.
Фискальная функция. Реализация данной функции позволяет формировать государственные денежные фонды, необходимые для выполнения государством хозяйственно-политических функций.
Государство в практике налогообложения должно соблюдать следующие принципы ( демонстрация слайда 2):

обязательность – налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки;
определенность - означает, что в налоговом законодательстве установлены (определены) все основания (причины) возникновения, порядок исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика;
справедливость – обеспечивается тем, что налогообложение является всеобщим и обязательным.
Упражнение «Элементы налога»
Каждый налог содержит обязательные элементы. Посмотрите пожалуйста на таблицу, здесь перечислены основные элементы налога, вам необходимо в микро-группе обсудить и дополнить вторую колонку примерами.
Элементы налога Примеры элементов налога
Субъект налогообложения (кто?) Работник, предприятие, владелец, наследник…
Объект налогообложения? (что?) Прибыль, зарплата, имущество, товар…
Налоговая ставка в денежном выражении, в%
Налоговые льготы для субъектов малого бизнеса.
Обсуждение ответов учащихся

Преподаватель:
- Какими методами и способами собирать налоги, насколько они эффективны?
В этой связи различают три основных способа взимания налогов:
1. «У источника» означает взимание налога у налогоплательщика до получения им своего денежного дохода (заработная плата).
2. Кадастровый способ связан с оценкой имущества, недвижимости, земельных участков, подлежащих налогообложению.
3. Налоговая декларация предполагает заполнение налогоплательщиком декларации о совокупном доходе и подачу его в налоговую инспекцию.
Налоговые системы могут быть (демонстрация слайда 3):



Дискуссия.
Можно ли считать прогрессивное налогообложение личных доходов абсолютно справедливым изобретение человечества? Попробуйте найти возражения против него (обсуждение учащихся)
Преподаватель подводит итог: Очевидно, что прогрессивное налогообложение в ряде случаев может восприниматься людьми как несправедливое. Это относится к тем случаям, когда повышенный доход достигается благодаря наличию у человека либо редкого таланта, либо его особой умелости и повышенной результативности труда. В обоих случаях повышенный уровень доходов является заслугой самого человека и вознаграждает его за особо продуктивный или высоко ценимый обществом труд. Изъятие вознаграждения за такой труд в повышенных размерах по сравнению с менее успешно зарабатывающими людьми, конечно, не вполне справедливо. Но прогрессивное налогообложение все же справедливее регрессивного и пропорционального, а поэтому оно и стало преобладающей формой перераспределения доходов.
Рассмотрение таблицы «Виды обязательных платежей в Казахстане».
Пояснение преподавателем, какие взимаются налоги на основе Налогового кодекса РК.
Существуют разные подходы к классификации видов налогов. Например, налоги разделяют по характеру субъекта (юридические, физические лица). Видом налога с физических лиц является подоходный налог, с юридических лиц – корпоративный налог. По характеру объекта (доходы, собственность, имущество, потребление, с оборота). Примерами являются налоги на землю, недвижимость, акциз, НДС.
По методу установления: прямые и косвенные. Прямой налог берется с того, на кого он направлен, платят с дохода или имущества (подоходный налог, налог на имущество). Косвенный налог адресован одному, но платит другой, формально взимают с производителей, но оплачиваются потребителями. Устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (НДС, акцизы).
По уровню бюджета, в которой поступают налоговые суммы: общегосударственные и местные.
В общее понятие налогов могут входить, помимо самих налогов, другие виды обязательных платежей: сбор, плата, пошлина.

- Чем эти платежи характеризуются? Прежде чем ответить на этот вопрос, проведем ролевую игру «Разговор ходжи Насреддина и сборщика пошлин», инсценируем отрывок из произведения Л. Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине»


Ролевая игра (Л. Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине»)
… Начался сбор пошлин за товары и за въезд в город. У ходжи Насреддина товаров не было, с него полагалась пошлина только за въезд.
- Откуда ты пришел и зачем? – спросил сборщик.
- Я приехал из Испагани, о, пресветлый господин. Здесь, в Бухаре, живут мои родственники.
- Так, - сказал сборщик. – Ты едешь в гости к своим родственникам. Значит, ты должен заплатить гостевую пошлину.
- Но я еду к своим родственникам не в гости, - возразил Ходжа Насреддин.
- Я еду по важному делу.
- По делу!- вскричал сборщик, и в глазах его мелькнул блеск. Значит, ты едешь в гости и одновременно по делу! Плати гостевую пошлину, деловую пошлину и пожертвуй на украшение мечетей во славу Аллаха, который сохранил тебя в пути от разбойников.
«Лучше бы он сохранил меня сейчас, а от разбойников я бы как-нибудь и сам уберегся!»,- подумал Ходжа Насреддин, но промолчал: он успел подсчитать, что в этой беседе каждое слово обходится ему больше, чем в десять таньга.»
-Теперь обратимся к терминологической справке (приложение 2) и ответим на поставленный выше вопрос.
Преподаватель:
Налог должен быть оптимальным и эффективным, поэтому должен быть научно обоснованным. Каждое отклонение от оптимальности чревато неэффективностью.
Этому аспекту налогообложения посвящались отдельные исследования.
Американский экономист Артур Лаффер, исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением средств в государственный бюджет показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую границу, поступления начнут уменьшаться. Артур Лаффер доказал, что один и тот же доход в государственный бюджет может быть достигнут и при достаточно высокой и при низкрой налоговых ставках. Это положение можно проиллюстрировать графически (плакат «Кривая Лаффера»)


Кривая Лаффера

Кривая Лаффера дает ответ на вопрос, при какой ставке налогов налоговые поступления будут максимальные (точка М). Из графика следует, что один и тот же объем налоговых поступлений (200 тыс. тенге) может быть обеспечен при ставке налога в 10% и 65% (точка L и N). При повышении ставок (на графике от 35% и выше) налоговые поступления уменьшаются, так как снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».

V. Закрепление и обобщение изученного материала:
1. Самостоятельная работа: подберите к каждому понятию соответствующее ему определение (карточки 1 и 2 вариант, приложение 3), взаимопроверка.
2. Мини-проект «Эти неизбежные налоги» Каждой микро-группе необходимо придумать новый вид налога для пополнения местного бюджета, используя таблицу «Элементы налога» и его презентовать.
Например: «Налог с посетителей дискотеки» - налогоплательщики - посетители дискотеки - объект налогообложения - посещение дискотеки - налоговая ставка - 10% от стоимости входного билета (например: стоимость входного билета 100 тенге, сумма налога 10 тенге, итого стоимость билета
110 тенге) - расход налоговых поступлений – часть налоговых поступлений пойдет на благотворительность в детские дома.

VI. Итог урока, оценки за урок.
Сегодня на уроке, мы с вами рассмотрели: что такое обязательные платежи, функции, принципы, системы налогообложения, виды и способы взимания налогов. - Как вы думаете, прав ли был Альберт Энштейн, когда говорил: «Самая сложная для понимания в мире вещь – это система налогов». Конечно, существование государства и выполнение им своих задач требуют создания системы налогообложения доходов, не лишающей людей интереса к легальному ведению хозяйственной деятельности, и умелого управления государственными финансами, а это не простая задача.

VII. Задание на дом: составьте в тетради кластер «Классификация налогов»
Преподаватель: Диментиюк Н.В

Приложение 1

Виды обязательных платежей в Казахстане.

НАЛОГИ 1. Корпоративный подоходный налог
2. Индивидуальный подоходный налог
3. Налог на добавленную стоимость
4. Акцизы
5. Налоги и специальные платежи недропользователей
6. Социальный налог
7. Земельный налог
8. Налог на транспортные средства
9. Налог на имущество


СБОР 1. Сбор за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств.
2. За государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей
3. За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. За государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
5. За государственную регистрацию транспортных средств и прицепов
6. За государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов
7. За государственную регистрацию гражданских воздушных судов
8. За государственную регистрацию лекарственных средств
9. За проезд автотранспортных средств по территории РК
9-1. Сбор за поставку на учет средства массовой информации
10. с аукционов
11. гербовый
12. лицензионный за право занятия отдельными видами деятельности
13. За выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.


ПЛАТА 1. За пользование земельными участками
2. За пользование водными ресурсами поверхностных источников
3. За загрязнение окружающей среды
4. За пользование животным миром
5. За лесные пользования
6. За использование особо охраняемых природных территорий
7. За использование радиочастотного спектра
7-1. Плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи
8. За пользование судоходными водными путями
9. За размещение наружной (визуальной) рекламы


ДРУГИЕ
ПЛАТЕЖИ 1. Государственная пошлина
2. Таможенные платежи:
а) таможенная пошлина
б) таможенные сборы
в) плата
г) сборы

Приложение 2

Терминологическая справка

Виды обязательных платежей:
Налоги – обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти
с физических или юридических лиц (т.е. граждан или предприятий) на основе действующего законодательства.
Сбор - обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления каких-либо прав (например, сбор за государственную регистрацию юридического лица предоставляет возможность зарегистрировавшемуся пользоваться правами юридического лица);
Пошлина – это один из обязательных платежей, который взимается за государственную услугу (например, за нотариальные услуги, регистрацию актов гражданского состояния и др.);
Налоговая льгота – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения в соответствии с действующим законодательством (не облагаемый налогами минимум дохода, налоговый вычет, скидка);
Инвестиционные налоговые преференции – это освобождение от уплаты налогов (корпоративному подоходному налогу, земельному налогу и налогу на имущество) либо предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков – юридических лиц, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств.





Приложение 3

Вариант 1
Термины Определения
1. Налоги А. налоги, которые взимаются с доходов физических и юридических лиц
2. Кривая Лаффера Б. прибыль, зарплата, имущество
3. Объект налогообложения Г. фиксированная величина дохода, подлежащая налогообложению
4. Косвенные налоги В. обязательные платежи в государственный бюджет
5. Пропорциональный
налог Д. налоги взимаются местными представительными органами
6. Прямые налоги Е. НДС, акцизы
7. Налоговая льгота Ж. все налогоплательщики выплачивают одинаковую ставку, независимо от величины дохода
8. Прогрессивный налог З. кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений
9. Налоговая база И. полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения
10. Местные налоги К. взимание большей ставки налога с высоких доходов и меньшей – с низких

вариант 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В З Б Е Ж А И К Г Д

Вариант 2
Термины Определения
1. Пошлина
А. Обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц
2. Акциз Б. Размер налога на единицу налогообложения
3. Субъект налогообложения Г. обязательный платеж, который взимается за государственную услугу
4. Пропорциональный налог В. взимание налога у налогоплательщика до получения им своего денежного дохода
5. Налог
Д. официальное заявление налогоплательщика о его доходах за истекший период
6. Налоговая ставка
Е. взимается как одинаковый процент со всех доходов, независимо от их величины
7. Прямой налог Ж. плательщик налога
8. «У источника» З. Подоходный налог, налог на транспорт, налог на имущество
9. Регрессивный налог
И. косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателями
10. Налоговая декларация
К. взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента – с высоких

вариант 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Г И Ж Е А Б З В К Д
Категория: Профессиональное образование | Добавил: dimentiuknataliy (2016-01-24) | Автор: Наталья Диментиюк E
Просмотров: 1239 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru