Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Групповая работа в начальной школе. Первые шаги. Казахстан. г. Караганда КГУ «Гимназия №97» Авторы Диденко Н. И. Новгородцева Н.В. Пилипчук И. Л. Согласно статье №16 Закона об Образовании РК «общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы». (1) А исследования Р.Я.Гузмана, В.В.Рубцова, Е.Е.Шулешко, Г. А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка. (2) Радикальные изменяя, происходящие в настоящее время в сфере образования, требуют от учителя отказаться от традиционных форм урока и, проявляя своё творчество подготовить и провести такой урок, который бы заставил учащихся не оставаться в стороне от происходящего на уроке. На протяжении последних лет нас интересовал вопрос, как сделать групповую работу на уроках русского языка более эффективной, чтобы добиться значимых результатов обучения. Используя на уроках, активные методы работы и применяя, при этом работу в группе, способствовала тому, чтобы у детей развивались такие качества, как умение слушать и слышать, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе. (3 ) Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества –как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу. (Г.Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, самоуправления. Мы считаем, что вводить групповую работу можно начиная со 2 класса. Это связано с тем, что ко второму классу прошёл период адаптации детей в школе. Ученики освоили навыки самостоятельной работы, понимают, что слово "хочу" часто мешает работе в коллективе, а слово "надо" - помогает. Так же они уже имеют опыт в нахождении компромиссов. К этому периоду учитель уже может сказать кто из детей в состоянии вести за собой группу, а кому надо ещё поучиться. Важным этапом организации работы в группе является момент деления на группы. Начальный этап требует чёткого заранее запланированного деления. Проще сказать "запланированной импровизации". Необходимо продумать состав каждой группы, чтобы они были примерно одинакового состава и дети между собой могли поладить. Техника деления детей может выглядеть разнообразно. Вот некоторые варианты: Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых. Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа. Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей. Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д. Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе. Части речи, состав слова, члены предложения. Техника для всех случаев одинакова. Учитель называет группу частью речи, а дети на листочках вытягивают слова и определяют, куда им сесть. При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию. Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе. Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли. Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав надолго тоже не стоит. При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества. Казалось бы всё просто. Объяснить ученикам и распределить их по группам. Однако на практике мы встретились с определёнными трудностями. Некоторые дети, работая в группах считают, что только их мнение должно быть главным. Иногда в группах активные ученики группируются с лидером и начинают ставить во главу угла своё мнение. Очень сложно добиться от второклассников компромисса. На начальном этапе они не могут договориться и пытаются давать ответ самостоятельно. К тому же они привыкли, что за ответ до сих пор получали отметку. А кто получит отметку теперь? Дома их ждут родители и лишний раз похвастать дневником каждый не прочь. Здесь на помощь нам пришли различные приёмы. Например, введение правил работы в группах: слушай внимательно партнера по общению; переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял; отмечай прежде всего положительное; уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение; старайся работать хорошо; при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом; результатом работы пары/группы является ваше общее мнение; помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности; поблагодари партнера за работу. Мы вводили эти правила постепенно на уроках самопознания, классных часах и в процессе обучения. Потом отвели специальное время для того, что бы собрать все правила вместе в одну памятку. В процессе работы на уроках мы следили за соблюдением этих правил.Теперь в четвёртом классе детям не составляет труда разделиться на группы, они сами предлагают варианты деления и состав групп. Работая, на уроках русского языка в четвёртом классе более успешными,считаем применение следующих активных методов обучения таких как: «Карусель», «Снежный ком», « Воздушный шар» (7). «Карусель» Это упражнение, нацеленное на сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по определенной теме. Ученики работают в маленьких группах, чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно рассматриваемого вопроса. Также у них есть возможность оценивать совместно идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственный ответов на вопросы. Ученикам, возможно, понадобится переходить из одной группы в другую. Или же ученики могут оставаться на своих местах и передавать флипчарты соседней группе по истечении отведенного времени. «Воздушный шар» Ученики получают картинку с воздушным шаром. Ученики получают структурированный набор вопросов по определенной проблеме, включая: -Кому нужно быть в воздушном шаре? Ученики пишут имена основных участников вопроса -людей, которым нужно быть на борту, чтобы куда-нибудь полететь. -Что нужно, чтобы этот проект был успешным? На самом шаре ученики пишут все элементы, которые, по их мнению, необходимы для успешного осуществления проекта (планирования). -Что является сдерживающим фактором? Рядом с якорем, ученики пишут вещи, которые могут мешать успешному началу проекта. -Что заставит его лететь на высокой скорости? Ученики пишут поверх шара, какие доработки позволили бы проекту более эффективно продвигаться вперед, такие как работоспособность, мотивация и творческий подход. -Что может сбить шар с курса? С каждой стороны шара ученики записывают проблемы, которые могут возникнуть в ходе проекта. По завершении, ученики сравнивают свои шары, чтобы продолжить планирование. «Снежный ком» • «Необходимо большое пространство для свободного перемещения и общения. Ученики могут работать по группам вокруг парт и передвигать стулья. 1. Объясняется сценарий или задается вопрос. 2. Ученики индивидуально записывают свои мысли, мнения и/или предложения. 3. Ученики садятся по парам и сравнивают ответы. Они обсуждают свои позиции и достигают компромисса по данному вопросу и записывают результат. 4. Ученики делятся на группы из четырех человек и опять обсуждают ту же проблему. Они также должны придти к соглашению. 5. Группа из четырех становится группой из восьми и процесс повторяется. Достигается согласованная позиция уже в рамках большей группы. 6. По мере того, как группа становится больше, появится необходимость выбрать ведущего, организатора, контролера времени, ресурсного менеджера, секретаря и т.д. 7. В конце вырабатывается и объясняется позиция всего класса. 8. Обсуждение упражнения может обсуждать не только знания и понимание, но также и процесс игры: как ученики пришли к своему решению? Как был достигнут компромисс? Какие навыки они использовали? Конечно вначале остро встала проблема дисциплины. Работа в группах проходит в первое время очень шумно. Издесь необходимо корректировать работу детей. Самое сложное - это сохранить каллиграфию в такой работе. Дети возбуждены и первое время их тетрадки напоминали черновики. После консультаций мы пришли к решению параллельно ввести самооценку и взаимооценку работ. К нашему удивлению большая часть детей очень скрупулезно оценивает свои работы. Критерии вырабатывали вместе. Каждое задание даёт возможность получить 3 балла (аккуратность, грамотность, выполнение задания). Сумма баллов за урок переводится в отметку. При введении групповой работы в обучение второклассников учителю отводится очень важная роль. Только от учителя зависит получится эта деятельность или нет. Педагог своевременно корректирует работу групп, анализирует совместно с детьми успехи и неудачи. Находит пути решения проблем. Мы сами ещё находимся на этапе обучения детей этой работе. Для себя мы вывели несколько основных моментов.Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Список литературы: 1. Закон об Образовании РК. 2.Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994. 3.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. 4.Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10 5.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 6.Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000 7. Методы активного обучения и преподавания. Учебник Основного 3 уровня. | |
Просмотров: 1687 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|