Главная » Статьи » Профессиональное образование |
ГУ «Межшкольный учебно-производственный комбинат» г.Темиртау УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для учащихся 10-го класса по курсу «Подготовки водителей транспортных средств» учебный предмет «Устройство и техническое обслуживание автомобиля» Типы кузовов легковых автомобилей Учебно-методическое пособие разработал: учитель курса «Подготовка водителей ТС» Межшкольного УПК Павлюк А.Н. Типы кузовов легковых автомобилей ________________________________________ Как называется кузов Вашего автомобиля? Не торопитесь отвечать, даже если на сто процентов уверены в ответе. Точное определение кроется в его форме и содержании. Вопрос совсем не так прост, как кажется. Только в России существуют минимум три разные классификации автомобильных кузовов. А ведь есть еще французская, английская, немецкая... Что такое кузов «Металлическая, пластиковая или деревянная коробка для перевозки пассажиров и грузов», — скажут транспортники. «Несущий элемент конструкции», — добавят инженеры. «Самая дорогая и тяжелая часть легковой машины», — уточнят эксплуатационники. «Произведение искусства», — будут утверждать дизайнеры. И все будут правы. «Ни в каком другом промышленном изделии, — писал в своей книге «Автомобильные кузова» польский исследователь Януш Павловский, — не выступают так тесно связанные и такие разные дисциплины, как технология производства и перевозок, механика, эргономика, архитектура, психология, экономика, сбыт и т.д. С этой точки зрения правильнее определить кузов как принятую форму для перемещения людей, грузов или средств обслуживания». И далее продолжил: «Автомобильный кузов — это продукт существующего уровня развития техники, организации и уровня жизни, а также взглядов на функции автомобиля». Разнообразие форм Еще недавно на наших дорогах можно было встретить всего две разновидности автомобильных кузовов — седан (четырехдверная «Волга», «Москвич» или «Жигули») и его пятидверный вариант — универсал. Исключение — правительственные лимузины, парадные фаэтоны, иностранные купе, кабриолеты, родстеры, спайдеры — были настолько редки, что воспринимались скорее как экзотика. Лишь теперь можно по достоинству оценить великое множество форм автомобильных кузовов. Ведь ныне, в отличие, скажем, от 50-60 годов, любая крупная фирма выпускает практически каждую модель не с одним-двумя, как раньше, а с тремя, пятью, полудюжиной и больше различных кузовов. Голова кругом идет — фастбеки, хэтчбеки, ночтбеки, одно-, двух- и трехобъемные, вагонные, среднекапотные, невиданные помеси универсалов и купе, пикапов и кабриолетов, фургонов и лимузинов. Встречаются и такие кузова, которые и не определишь с ходу. Функциональное назначение Попробуйте дать определение кузову «ушастого» «Запорожца» ЗАЗ-968 или его предшественнику, «горбатому» ЗАЗ-965. Да что далеко ходить, — а как вам «Нива»? По форме это настоящий универсал, но вот по содержанию... С точки зрения функциональной принадлежности универсал — это грузопассажирский кузов с 3 или 5 дверями и, как правило, вагонной компоновкой задней части. А много ли в «Ниву» войдет груза? Поэтому всем известный вазовский вездеход можно определить скорее как купе. То есть кузов с одним основным рядом сидений или одним основным и одним дополнительным и двумя или тремя дверями. А как же вагонная задняя часть машины? Для нее в 70-е годы придумали название —хэтчбек — то есть с дверцей в задней стенке. В России принято называть хетчбеком пятидверную легковую машину с покатой задней стенкой. Но с функциональной точки зрения такой кузов называется седаном — конструкция с двумя основными рядами сидений. Седан может быть двух-, трех-, четыре х- и пятидверным, с выступающим сзади багажником (то есть трехобъемным) или покатой задней стенкой (двухобъемным), и даже вагонной компоновки! В первом случае мы назовем его седан-нотчбек (notch — по-английски выемка, зарубка, вырез), во втором фастбек (2 или 4, как у «Победы», двери) или хэтчбек (3 или 5, как у « Иж-Комби»). Вот почему «ушастого» правильнее назвать седаном. Ведь покупали его для целой семьи, и, значит, второй ряд сидений, несмотря на неудобный к нему доступ, был все-таки основным, а не дополнительным. Впрочем, сколько людей — столько и мнений. Так что молодая супружеская пара, не обремененная детьми, вполне может назвать свою «Таврию» трехдверным седаном-хэтчбек, купе, просто хэтчбеком или даже универсалом. Кузов по ОСТу С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей. Нельзя сказать, что он идеально сочетал в себе особенности классификаций «по форме» и «по содержанию». Да и союзного министерства, диктовавшего всем заводам и потребителям свою волю, давно не существует. Тем не менее ознакомиться с трактовкой единственного в своем роде документа, думаем, будет не лишне. Мы также сопроводим официальную точку зрения собственным комментарием и сравним отраслевой стандарт с некоторыми зарубежными классификациями. Далее по тексту: USA — Соединенные Штаты Америки, GB — Великобритания, F — Франция, D — Германия, I — Италия. БЕСКАПОТНЫЙ КУЗОВ (дословно – «маленький грузовой фургон») – однообъемный, грузопассажирский кузов с двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений. Задняя часть салона, как правило, выполняется аналогично кузову типа «универсал», но имеет большее число трансформаций кресел и оборудования. Предназначение минивэнов – это перевозка людей в количестве до 7 человек, что не требует дополнительной водительской лицензии D класса. В салоне автомобилей этого класса все предназначено для максимального комфорта перемещения пассажиров. Багажное отделение небольшое, но вместительное. БРОГАМ (Brougham, Coupe de Ville) Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений, также названия кузовов автомобилей начала ХХ века с убирающейся крышей над передним сиденьем (или совсем без нее). До появления автомобиля так именовались экипажи с аналогичной конструкцией. КАБРИОЛЕТ (Cabriolet) Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися боковыми окнами. По общепринятой международной классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами, торпедо — без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между окнами боковой стены. КАБРИОЛЕТ-ХАРДТОП (Cabriolet) Пассажирский кузов со съемной жесткой крышей. КУПЕ (Coupe, Gran turismo) (от французского «couper» – «отрезать») – крышка багажника у купе дверью не является, то есть через багажник проникнуть в салон нельзя. Трехобъемный или двухобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и двумя рядами сидений. Второй ряд сидений может быть со стесненными посадочными размерами (схема 2+2). Такие модели кузова зачастую используются в спортивных автомобилях. Их отличает высокая комфортность для водителя и пассажира, сидящего спереди. Однако наличие только двух посадочных дверей затрудняет посадку на заднее сиденье, если таковое вообще имеется. Багажник у этих моделей, как правило, несколько больше по сравнению с седаном, но не существенно. ЛАНДО (Loundoulet) (от Landau – город в Баварии (Германии), где с XVII века начали изготавливаться экипажи под названием «ландо») – первоначально – четырехместная карета с открывающимся верхом; сейчас – пассажирский кузов легкового автомобиля с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений. ЛИМУЗИН (D-Pullman) (от названия исторической провинции Лимузен во Франции). На дорогих автомобилях начала ХХ века водитель располагался вне салона (такой кузов назывался лимузином). Трехобъемный пассажирский кузов с четырьмя или шестью боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений и застекленной перегородкой, отделяющей пассажирский салон от места водителя. При трехрядной компоновке салона второй ряд сидений либо складной, либо расположен спиной к направлению движения. ПИКАП (Pick-up) (от английского – «pick up» – «поднимать») – грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой бортовой платформой для груза. Кабина может быть оборудована двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями и иметь один или два ряда сидений по схеме 2+1, 2+2 или 2+3. У грузовой платформы откидной задний борт, мягкий или жесткий верх. Возможна и установка пассажирских сидений. Мини-грузовичок – как его называют ласково в народе. Автомобили с данным типом кузова могут быть предназначены как для перевозки пассажиров, так и грузов в специально для этого отведенном отсеке. РОДСТЕР (Roadster, Spider) Пассажирский кузов со складывающимся верхом, двумя боковыми дверями и одним или двумя рядами сидений. Второй ряд сидений отличается стесненными посадочными размерами (схема 2+1 или 2+2). В отдельных случаях эти кузова могут комплектоваться съемным жестким верхом. СЕДАН (USA-Sedan, GB-Saloon, F- Berline, D-Limousine, I- Berlina) (происхождение термина, вероятно, от французского города Седан) – трехобъемный кузов с двумя, четырьмя или шестью дверями. Данная модель кузова типична для большинства легковых автомобилей. Различается объемом багажника и салона. Удобен для перевозки пассажиров, однако практически не предназначен для перевозки грузов. Даже перевозка лыж вызывает неудобства. Хотя для этих целей в импортных автомобилях предусмотрен открывающийся отсек в заднем сиденье. Но это не решает проблемы в полном объеме. ТАРГА (Targa) Пассажирский кузов типа «Купе» со складной или съемной частью крыши над первым рядом сидений. В конструкции крыши возможны варианты. Например, так называемая «Т-образная» крыша – с центральной, продольной балкой, разделяющей съемную часть на две половины. УНИВЕРСАЛ (USA-Station Wagon, GB-Estate car, F-Break, D-Kombi, I- Giardinera) Двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд сидений складывающийся). Пассажиры третьего ряда сидений могут также располагаться или спиной к направлению движения, или на отдельных креслах вдоль бортов кузова. Автомобили с универсальным типом кузова являются настоящими семейными автомобилями. ФАСТБЕК (Fastback, D-Fliessheck) Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей. Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время практически не используется. ФАЭТОН (Phaeton, Convertible) (от имени персонажа греческой мифологии Фаэтона – сына бога солнца Гелиоса) – первоначально – конный экипаж с открывающимся верхом; затем данное название стало применяться по отношению к автомобилям – пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами. ФАЭТОН-УНИВЕРСАЛ (Universal Mehrzweck Fahrzeug) Грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей). Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью пользуются «пляжные» открытые джипы-пикапы и им подобные «помеси». ФУРГОН (USA, GB-Van, D-Kastenwagen, F-Fourgonette) Закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов. В 80-90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение. ХАРДТОП-СЕДАН (Sedan-Hardtop, Sport-Sedan) Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах. Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время они встречаются достаточно редко — у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при опрокидывании машины. ХАРДТОП-КУПЕ («хардтоп» в переводе с английского – «жесткий верх») – кузов купе (двух- или трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах. ХЭТЧБЕК (Комби, Hatchback, D-Heckklappenlimousine) (от английского «hatch» – «люк» и «back» – «задний») – двухобъемный грузопассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и одной грузовой в задней части кузова (общее число дверей три или пять). Два ряда сидений. Второй ряд и расположенную за ним полку можно складывать или вообще снять, резко увеличив полезный объем грузового помещения. Крыша плавно спускается назад, в задней стенке большой багажный люк. | |
Просмотров: 678 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|