Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Коммунальное Государственное Казенное Предприятие «Школа искусств акимата Шемонаихинского района» «Утверждено» на заседании педагогического совета директором КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района» ___________Добжанской Ю.Б. Протокол №_______ от « »____________2013 г. МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) (срок обучения 5-7 лет) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств Составлено преподавателем отделения народных инструментов школы искусств Росиной Е.А. г. Шемонаиха 2013 год Пояснительная записка В условиях модернизации музыкального образования преподаватели детских школ искусств находятся в постоянном поиске. На сегодняшний день, создано мало авторских, экспериментальных, вариативных программ нового поколения по предмету «Музыкальный инструмент» (аккордеон), поэтому настала такая необходимость в написании модифицированной программы. Занятия по аккордеону в школе искусств г. Шемонаиха проводятся в объеме, определенном типовыми учебными планами утвержденными приказом МОН РК от 29 декабря 2011 года за № 543 г. Астана, в соответствии с программой развития музыкального образования детей в РК. В основу модифицированной программы положено несколько программ, это: типовая програм¬ма «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для ДМШ и ДШИ - Москва 1988 г.; программа по классу специального фортепиано (интенсивный курс) - Москва 2000 г.; программа по классу «Баян и аккордеон» - г. Усть-Каменогорск 2010 г.; программа по учебному предмету уп.01. специальность баян-аккордеон - г. Иркутск 2013 г. Данная программа апробировалась на базе детской школы искусств г. Шемонаиха в течении пяти лет. Начинать обучение рекомендуется детям с 5 до 8 лет в подготовительном классе, с 9 до 12 лет дети могут быть зачислены в 1 класс, большое внимание при поступлении необходимо уделять природным задаткам уч-ся, общим способностям и желанию учиться. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе аккордеона является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первые годы обучения (подготовительный - 1 класс) наряду с традиционной формой урока, возможны мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком или частично используется для работы одновременно с двумя-тремя учениками. Такие занятия дают возможность более эффективно развивать такие навыки как подбор по слуху, игру с рук, сочинение стихов и мелодий, чтение с листа, транспонирование и конечно ансамблевое исполнение. Согласно типовому учебному плану с подготовительного класса уч-ся отделения народных инструментов рекомендуется получить 1 час из «предмета по выбору». Для аккордеонистов рекомендуется выбирать оркестровые струнные инструменты (балалайка, домра, гитара) или инструмент фортепиано. Различные сроки обучения пять и семь лет дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению. Ключевой задачей программы является приближение обучения игре на аккордеоне к запросам учащихся и их родителей. Цель программы – воспитание гармонически развитой личности с высокой потребностью к саморазвитию в музыкально - творческой деятельности. Задача преподавателя - так настроить учебный процесс по предмету, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни ребенка, как во время обучения, так и после окончания школы. Наиболее одаренным и способным учащимся, рекомендуется продолжать обучение на инструменте в средне - специальных и высших учебных заведений РК. Поэтому, в данной программе прописаны требования 8 года обучения (по 5 летнему курсу соответственно - 6 года обучения). В этих целях рекомендуется давать 1 (дополнительный) час по специальности. От педагога, подготавливающего учащегося к поступлению, требуется хорошая профессиональная подготовка, чувство ответственности, желание помочь ученику в овладении навыками игры. Со своей стороны учащийся должен проявить работоспособность и настойчивость в овладении указанным материалом, показать высокую степень музыкально-технической подготовки и перспективность своих музыкальных возможностей. Методические рекомендации В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделения. В конце учебного года преподаватель представляет отчёт о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической сложности и образно-музыкальной содержательности, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. По окончании 1 класса, на каждого учащегося преподаватель заполняет диагностическую карту, где дается характеристика музыкальных данных ребенка. Результаты диагностики дают право учащемуся и его родителям выбирать направление для дальнейшего обучения. Школа предоставляет обучение по трем направлениям: Профессиональное направление Цель – воспитание потенциального музыканта - профессионала. Задачи: • Активизация всей эмоционально-слуховой сферы; • Сочетание образно-эмоционального и логически-смыслового восприятия; • Освоение закономерностей артикуляции и синтаксического членения; • Овладение различными приёмами меховедения; • Интенсивное техническое развитие с освоением всех видов фактуры; • Воспитание художественной техники; • Воспитание навыка самостоятельной ориентации в работе над различными проблемами; • Увеличение объёма изучаемого материала и повышение исполнительских требований; • Воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков. Критерии контрольных требований: культура звука, свобода движений слуховое восприятие волевое участие объём исполняемых произведений техническое развитие Академическое направление Цель – воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом и активной гражданской позицией – не только потребителя, но и возможного производителя духовных ценностей. Задачи: • Формирование художественно-эстетических вкусов и потребностей на лучших образцах классической и современной музыки; • Максимально возможное развитие исполнительских способностей и технических навыков исполнительства; • Стимулирование инициативы и потребности самовыражения; • Выявление индивидуальности (дифференцированный подход к каждому ученику) и всестороннее музыкальное развитие; • Воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе; • Воспитание навыков практического использования полученных знаний, открывающее путь дальнейшему самостоятельному развитию; • Овладение навыками концертного выступления; • Освоение навыков коллективного музицирования. Критерии контрольных требований: культура звука, свобода движений слуховое восприятие волевое участие образное мышление техническое развитие Общеэстетическое направление Цель – воспитание гармонически развитой личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей, способного к обоснованному эстетическому суждению, владеющего навыками самостоятельного музицирования. Задачи: • Исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров; • Воспитание навыков домашнего музицирования. • Привитие интереса и любви к музыкальному искусству; • Развитие художественного вкуса, умения чувствовать и переживать прекрасное; • Развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков. Критерии контрольных требований: культура исполнения владение основными навыками игры наличие тенденции развития выражение заинтересованности Учитель, должен создать условия, при которых, ученик: - будет любить и понимать музыку, будет иметь хороший музыкальный вкус; - сможет рассказать своим друзьям и знакомым о композиторах, о музыке, поддержать беседу на музыкальные темы; - ученик сможет расширить своё эмоционально-чувственное восприятие и развить образное мышление; - научиться подходить творчески к любому делу, удивлять и приносить радость окружающим его людям. Помимо развития основных музыкальных способностей, педагог постоянно уделяет внимание вопросам постановки игрового аппарата, посадки, положению рук, ног, корпуса во время исполнения. Необходимо также вырабатывать у учащихся самостоятельные навыки применения регистров. Обязательно нужно познакомить ученика с историей возникновения инструмента, его конструкцией, правилами ухода за ним. За время обучения у ученика должны сформироваться следующие музыкальные способности: • самостоятельное разучивание музыкальных произведений и выразительное их исполнение; • чтение с листа музыкальных произведений различной стилистической ориентации, их транспонирование; • подбор по слуху понравившихся мелодий; • вариации на темы пройденных произведений; • импровизация и сочинение в различных жанрах; • коллективное исполнение, игра в различных ансамблях, оркестрах. Педагог должен помнить, что первоосновой музыкальных занятий должно быть не техническое развитие учащегося, а его музыкальное развитие, воспитание его устойчивого интереса к музыкальному искусству. Для этого нужно так организовать технологию освоения инструмента, чтобы встречающиеся исполнительские трудности не заслоняли положительных эмоций, связанных с восприятием музыкального произведения и с самим процессом исполнения. Решающую роль в этом играет соблюдение важнейших принципов обучения последовательности, постепенности и многоуровневости. Ученик должен получать эмоциональное удовлетворение от результатов своей деятельности. При подборе репертуара педагогу важно включать произведения, которые ученик «хочет» играть, умело вставляя те произведения, которые необходимы для развития музыканта. Общее количество музыкальных произведений дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром не каждое произведение нужно доводить до степени завершенности, учитывая, что одни из них подготавливаются для конкурсов, другие для показа в классе, третьи для общего знакомства. Учет успеваемости Учет успеваемости учащихся осуществляется на контрольных уроках, зачетах, академических концертах, конкурсах, фестивалях, отчетных концертах и т.д., в старших классах на прослушиваниях и экзаменах. Форма проведения итоговых выступлений может быть открытая (на публике) и закрытая (в классе). Экзамены проводятся в соответствии с учебными планами. На выпускные экзамены выносится пять произведений различных жанров и форм (учащиеся общеэстетического направления готовят пять произведений, но одно сдается в классе – либо этюд, либо пьеса). Чтение с листа. С самого первого года обучения, обязательным является такая форма работы как чтение с листа и транспонирование. Учет (оценка) данного навыка для всех учащихся проходит в 1 и 2 классе – II, IV четверть. Далее этот навык становится вспомогательным этапом при знакомстве с новыми произведениями. Самостоятельно выученное произведение. Со 2 класса в I и IV четвертях ученик готовит к зачету самостоятельно выученное произведение. Пьеса выбирается по способностям учащегося. Задача учителя не вмешиваться в процесс работы над произведением, а только контролировать временные рамки, так как этот вид работы должен показать готовность учащегося к самостоятельной работе над музыкальным материалом (вопросы к самостоятельной работе смотреть в сборнике М. Печковской «Букварь музыкальной грамоты»). На зачете выставляется две оценки, оценивается собственно само исполнение пьесы и умение ученика дать грамотный, полный анализ произведения. В старших классах при анализе произведения рекомендуется делать более глубокий разбор: называть характерные признаки и черты творчества композитора; вникать в стиль и образный строй произведения; при исполнении обращать внимание на артистичность, подачу номера, концертный вынос. Сроки сдачи самостоятельно выученного произведения в I четверти до 1 октября (задание дается на лето) и в IV четверти до 1 мая (программа второго полугодия). Подбор по слуху и игра по буквенной – цифровой системе обозначения. Контроль этих навыков начинает осуществляться также со 2 класса. Произведения даются на лето, либо в начале учебного года. В конце I четверти на контрольном уроке учащийся сдает: 1.Песню (пьесу) с использованием буквенно-цифровой системы. 2.Песню подобранную на слух или песню собственного сочинения или на стихи местных поэтов (возможно исполнение двумя способами: а) в правой руке мелодия, в левой аккомпанемент; б) двумя руками на аккордеоне исполняется аккомпанемент, мелодию ученик поёт сам или приглашается солиста) Лучшие номера участвуют в школьном «Песенном фестивале» с добавлением постановочных элементов: хореографии, ансамблевой игры. Вариации на тему. Формирование навыка варьирования на знакомую музыкальную тему начинается уже с первых шагов юных музыкантов. Cначала, это исполнение жанровых вариаций (полька, марш, вальс) по звукам главных трезвучий (T –S-D-T), затем постепенно ученик знакомится с простейшими способами варьирования мелодии, а особо одаренные учащиеся могут даже импровизировать. Начиная со 2 класса, в конце учебного года (IV четверть) аккордеонисты сдают на контрольном уроке вариации на тему. Техническое развитие (этюды, гаммы, упражнения). Данный вид работы контролируется в III четверти на техническом зачете. Учащиеся 2-4 классов готовят гаммы, арпеджио, аккорды, игру гармонических схем в тональности и этюд (для каждого года обучения различный вид техники). Игра в ансамбле. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальным репертуаром аккордеониста. Данный вид деятельности нужно начинать с первых занятий на инструменте, так как ансамблевое исполнительство способствует развитию всех видов музыкального слуха: звуковысотного, гармонического, полифонического, тембродинамического. Выставление оценки за игру в ансамбле начинается с подготовительного класса (I - II четверть), со второго класса ансамбль сдается на техническом зачете (III четверть). Полифонические произведения. Важной областью исполнительского искусства на аккордеоне является работа над полифоническими произведениями. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего развитое полифо¬ническое мышление и владение полифонической фактурой. Поэто¬му умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифони¬ческую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протя¬жении обучения. Контролируется исполнение полифонического произведения на академическом концерте (II четверть) cо 2 класса. Произведения композиторов Казахстана. Знакомство, изучение и исполнение произведений казахстанских композиторов является обязательным на протяжении всего срока обучения на инструменте. На уроках специальности учащиеся приобщаются к красоте и богатству казахского музыкального искусства. Знакомство с произведениями национальных композиторов помогает учащимся не только узнать национальный быт, традиции казахского народа, его культуру, но и почерпнуть через музыкальную палитру, истоки добра, справедливости, бережного отношения к духовному наследию казахов. Это, несомненно, формирует нравственные качества, а главное - обогащает эмоционально-образные познания музыканта. Произведение композиторов Казахстана является обязательным в программе выпускного экзамена (5, 7 класс). Крупная форма. Разучивание и исполнение произведений крупной формы (вариации, сонатины, рондо) начинается со 2 класса и сдается на академическом концерте в IV четверти. По началу, с крупной формой учащиеся знакомятся на народных обработках, затем в старших классах берутся более сложные виды крупной формы (с отработкой отдельных партий, с выявлением контрастов, с соблюдением единства формы и темпа). Крупная форма также является обязательной в программе государственного экзамена выпускника школы. Джазовый репертуар. Сегодня становится очень популярным выступления на аккордеоне под эстрадный аккомпанемент (П. Дранго, группа «Невесты», дуэт «Баян Микс»), поэтому подбор эстрадно-жанрового репертуара, одна из важнейших задач педагога в развитии чувства ритма юного аккордеониста. В пьесах эстрадно-жанрового плана учащийся может почерпнуть многое из того, что предлагают ему технические упражнения, но на более художественной основе. В конце учебного года (IV четверть) джазовая пьеса сдается на академическом концерте, либо ученик выступает на школьном «Джазовом фестивале». Годовые требования по классам Срок обучения 7(8) лет Подготовительный класс. Цель – развивающее обучение. Задачи: • Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память) • Формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины) • Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.) • Приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.) • Сохранение любви к музыке и развитие интереса к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию) 1 четверть Выступление перед родителями в классе: 1. Исполнение «Цветочной сюиты» (по учебнику Руденко) 2. Ансамбля 3. Выразительное прочтение стихотворения (возможно с рисунком, по желанию ребенка) 2 четверть Декабрь: концерт для родителей «Новогодний карнавал» - пьеса и ансамбль Прохождение в классе: 1. Упражнения, этюды, ансамбли 2. Знание музыкальных терминов. За полугодие уч-ся прорабатывает 8-10 произведений, решая различные обучающие задачи. Знакомится с большим количеством детских песен, попевок. Осваивает навык игры в ансамбле. 8-10 номеров читает с листа отдельными руками. 3 четверть Выступление перед родителями в классе: 1. Пьеса или исполнение Польки 2/4 и Марша 4/4 (возможно придумать подтекстовку, в левой можно упростить аккомпанемент) 2. Транспонирование этюда или песенки в тональности C, G, F 4 четверть Май: концерт для родителей «Здравствуй лето» - две разнохарактерные пьесы (одну можно с пением) и ансамбль. Прохождение в классе: 1. Активное развитие музыкального, гармонического слуха (лад, регистры, рисунок мелодии и т.д.) 2. Игра песен на слух, игра с рук. 3. Аппликатурные формулы в C, G, D, F: ( 6 положений Т53, опевание, разрешение, гамма – по Руденко со словами) 4.Игра последовательности трезвучий от всех ступеней в До мажоре 5.Чтение с листа с анализом, упражнения для беглости пальцев (по способностям ребенка) 6.Знание музыкальных терминов (знакомство с Т - S – D) За год уч-ся прорабатывает 15-20 произведений, решая различные обучающие задачи. 15-20 номеров читает с листа. Осваивает навык игры в ансамбле. Знакомится с большим количеством детских песен, попевок, прибауток, музыкальных загадок. Учится сочинять и рисовать музыку, изображать её двигательными движениями, подбирать на слух. Большое значение на занятиях уделяется развитию эмоционального отношения к музыкальному творчеству. Главное, чтобы ребенок самореализовывал свои возможности. 1 класс Цель – развивающее обучение Задачи: • Закрепление и развитие всех навыков, полученных в подготовительном классе; • Закрепление понятий - музыкальная форма, фразировка, динамика; • Развитие индивидуальности, характера; • Развитие исполнительских и технических навыков; • Воспитание навыков самостоятельной работы; • Развитие навыка концертного выступления; • Развитие навыков коллективного музицирования; • Воспитание навыков самостоятельного творчества. 1 четверть Контрольный урок: Две пьесы (вторую можно собственного сочинения или этюд) Прохождение в классе: 1. Развитие творческих навыков (игра по слуху, игра с рук, сочинение и др.). 2. Игра аппликатурных, гармонических, жанровых формул. 3. Чтение с листа с анализом . 2 четверть Академический концерт: «Новогодний карнавал» - две разнохарактерные пьесы (можно одну пьесу с имитационной или подголосочной фактурой) Контрольный урок: Ансамбль и чтение с листа с анализом (по возможности двумя руками) Прохождение в классе: 1. Упражнения 2. Этюды 3. Знание музыкальных терминов. 3 четверть «Юный интерпретатор» - конкурс первоклассников. Пьеса + рисунок + стихотворение или сказка. Контрольный урок: 1. Гармонические жанровые схемы (До мажор) : T-S-T; T-D-T; T-S-D-T. 2. Транспонирование этюда (упражнения или пьесы) в тональности, пройденные на сольфеджио. 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Академический концерт: Пьеса, этюд и ансамбль Контрольный урок: 1. Жанровые вариации на тему 2. Чтение с листа с анализом + транспонирование на полутон. Прохождение в классе: 1. Игра обращения трезвучия в тональностях исполняемых пьес. 2. Пьесы, этюды, упражнения, ансамбли. 3. Знание музыкальных терминов, буквенной системы обозначения звуков. За год уч-ся прорабатывает 18-20 произведений, решая различные обучающие задачи. 20-30 номеров читает с листа. Осваивает навык игры в ансамбле. Знакомится с большим количеством детских песен, попевок. Учится сочинять музыку, подбирать по слуху. Большое значение на занятиях уделяется развитию эмоционального отношения к музыкальному творчеству. Главное, чтобы ребенок самореализовывал свои возможности. 2 класс Профессиональное и Академическое направления 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах срок сдачи пьесы до 1 октября) Контрольный урок по творческим навыкам: 1. Песня с использованием буквенной системы 2. Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокалиста, ансамблевая игра. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Конкурс «Юный виртуоз» - исполнение этюда. Академический концерт: Полифония Контрольный урок: 1.Гамма полифонии и пьеса (виды техники необходимые для данных произведений). 2.Чтение с листа с анализом (двумя руками) + транспонирование 3 четверть Конкурс «Юный музыкант» (февраль) Контрольный урок: 1. Игра гармонических схем в тональностях пройденных на сольфеджио T53 -T6 - T64 ; T6 - S53 - T6; T64 - D53 - T64. 2. Игра жанровых формул: T - VI – S – D – T ; T – S – D – T (полька, вальс, марш) Технический зачет: Ансамбль и этюд (гаммаобразная или арпеджированная техника). Гамма С dur, G dur I:I в одну октаву двумя руками. (legato - non legato) Арпеджио короткое и аккорды – двумя руками 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Контрольный урок: 1.Самостоятельная пьеса (до 1 мая) 2.Вариации на песню 3. Чтение с листа с анализом + транспонирование (двумя руками) Академический концерт: Крупная форма, джазовая пьеса За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности игры без нот, отрабатывая исполнение гармонических схем, игру жанровых вариаций. 15-20 номеров читает с листа, учится транспонированию нотного текста на полутон и в тональностях. 2 класс Общеэстетическое направление 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах срок сдачи пьесы до 1 октября) Контрольный урок по творческим навыкам: 1. Песня с использованием буквенной системы 2. Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокала, ансамблевой игры. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Конкурс «Юный виртуоз» - исполнение этюда (конец ноября) Контрольный урок: 1.Полифония и гамма полифонии 2. Чтение с листа с анализом (желательно двумя руками) Академический концерт: Пьеса 3 четверть Контрольный урок : 1. Игра гармонических схем в тональностях пройденных на сольфеджио: T53 -T6 - T64 ; T6 - S53 - T6; T64 - D53 - T64. 2. Игра жанровых формул: T - VI – S – D – T ; T – S – D – T. Технический зачет: Ансамбль и этюд (гаммаобразная или арпеджированная техника) Гамма C dur I:I в одну октаву двумя руками (legato - non legato) Арпеджио короткое и аккорды (можно по три звука) 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Контрольный урок: 1.Самостоятельная пьеса (до 1 мая) 2.Вариации на песню 3. Чтение с листа с анализом + транспонирование Академический концерт: Крупная форма, пьеса (можно джаз). За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности игры без нот, отрабатывая исполнение гармонических схем, игру жанровых вариаций, игру в ансамбле. 15-20 номеров читает с листа, учится транспонированию нотного текста на полутон и в тональностях. 3 класс Профессиональное и Академическое направления 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах срок сдачи пьесы до 1 октября) Контрольный урок по творческим навыкам: 1. Песня с использованием буквенной системы 2. Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокала, ансамблевая игра. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Контрольный урок: 1.Гамма полифонии и пьеса (виды техники необходимые для данных произведений). 2. Исполнение оркестровых партий. Академический концерт: Полифония и пьеса обозначения звуков. 3 четверть Конкурс «Юный музыкант» (февраль) Контрольный урок : 1. Игра импровизации на основе септаккордов (на уроках сольфеджио. 2. Игра жанровых формул: (полька, вальс, марш, мазурка) T – S – D – T; T – VI – S – D – T; T – VI – S – D7 – T. 3. Гамма h moll (legato) 1:1 – гармонический - левой рукой мелодический - левой рукой арпеджио короткое, аккорды – правой рукой Технический зачет: Ансамбль и этюд (репетиции, гаммаобразная или арпеджированная техника) Гамма G dur, D dur I:I в одну октаву, I:II в две октавы (legato - non legato) Арпеджио короткое, аккорды – двумя руками. 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» (апрель) Контрольный урок: Самостоятельная пьеса (до 1 мая) Вариации на песню Академический концерт: Крупная форма, джазовая пьеса За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности: игру без нот, игру жанровых вариаций, отрабатывает исполнение гармонических схем. 3 класс Общеэстетическое направление 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах срок сдачи пьесы до 1 октября) Контрольный урок по творческим навыкам: 1.Песня с использованием буквенной системы 2.Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокала, ансамблевой игры. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Контрольный урок: 1.Полифония и гамма полифонии (виды техники необходимые для данных произведений) 2.Гармонические схемы : T-S-T; T-D-T; T-S-D-T в жанрах польки, вальса, марша. Академический концерт: Две разнохарактерные пьесы 3 четверть Контрольный урок : 1. Гамма h moll (legato) – гармонический (двумя), мелодический – правой рукой арпеджио, аккорды – правой рукой. 2. Игра жанровых формул: (полька, вальс, марш, мазурка) T – S – D – T; T – VI – S – D – T; T – VI – S – D7 – T Технический зачет: Ансамбль и этюд (репетиции, гаммаобразная или арпеджированная техника) . Гамма G dur I:I и I: II – двумя, (legato - non legato) Арпеджио короткое и аккорды (можно по три звука) – двумя руками Арпеджио длинное – правой рукой 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Контрольный урок: Самостоятельная пьеса Вариации на песню (можно фактурные) Академический концерт: Крупная форма, пьеса (можно джаз), За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности: игру без нот, игру жанровых вариаций, игру в ансамбле. 4 класс Профессиональное и Академическое направление 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах срок сдачи пьесы до 1 октября) Контрольный урок по творческим навыкам: 1. Песня с использованием буквенной системы 2. Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокала, ансамблевая игра. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Контрольный урок: 1.Гамма полифонии и пьеса (виды техники необходимые для данных произведений) 2. Исполнение оркестровых партий. Академический концерт: Полифония и пьеса 3 четверть Конкурс «Юный музыкант» (февраль) Контрольный урок : 1. Игра импровизации на основе септаккордов (на уроках сольфеджио) 2. Гармонические схемы: Т53 – S64 - D6 – Т53; Т6 – S53 - Т6 - D64 – Т6; Т64 – S6 - Т64 – D7 - Т. 3. Гамма е moll (legato) – 1:1 гармонический – правой рукой мелодический - двумя руками Арпеджио короткое, длинное, аккорды – двумя руками Технический зачет: Ансамбль и этюд (двойные ноты) Гамма D dur, А dur I:I - I:II - I:III (legato - non legato) Арпеджио короткое, длинное и аккорды - двумя руками. 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Контрольный урок: Самостоятельная пьеса (до 1 мая) Вариации на песню Академический концерт: Крупная форма, джазовая пьеса За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности: игру без нот, игру жанровых вариаций, отрабатывает исполнение гармонических схем. 4 класс Общеэстетическое направление 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах) Контрольный урок по творческим навыкам: 1.Песня с использованием буквенной системы 2.Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокала, ансамблевой игры. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Контрольный урок: 1.Полифония и гамма полифонии (виды техники необходимые для данных произведений) Академический концерт: Две разнохарактерные пьесы 3 четверть Контрольный урок : 1. Гамма e moll (legato) – гармонический I:I в одну октаву – правой рукой, мелодический I:I в одну октаву – двумя руками, арпеджио короткое, аккорды – двумя руками, арпеджио длинное – правой рукой. 2. Гармонические схемы: Т53 – S64 - D6 – Т53; Т6 – S53 - Т6 - D64 – Т6; Т64 – S6 - Т64 – D7 - Т. Технический зачет: Ансамбль и этюд (любой вид техники) Гамма D dur I:I - I:II - I:III двумя руками (legato - non legato) Арпеджио короткое, длинное и аккорды (можно по три звука) – двумя руками 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Контрольный урок: Самостоятельная пьеса Вариации на песню Академический концерт: Крупная форма, пьеса (можно джаз). За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности: игру без нот, игру жанровых вариаций, игру в ансамбле. 5 класс Профессиональное и Академическое направления 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах срок сдачи пьесы до 1 октября) Контрольный урок по творческим навыкам: 1. Песня с использованием буквенной системы 2. Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокала, ансамблевая игра. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Контрольный урок: 1.Гамма полифонии и пьеса (виды техники необходимые для данных произведений) 2. Исполнение оркестровых партий. Академический концерт: Полифония и пьеса 3 четверть Конкурс «Юный музыкант» (февраль) Контрольный урок : 1. Игра импровизации на основе септаккордов. 2. Мажорные гаммы до четырех знаков, минорные до двух знаков в комплексе. 3. Гармонические схемы в освоенных тональностях Технический зачет: Ансамбль и этюд (любой вид техники) Гамма А dur, E dur I:I - I:II - I:III (legato - non legato) Арпеджио короткое, длинное и аккорды - двумя руками. 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Контрольный урок: Самостоятельная пьеса (до 1 мая) Вариации на песню Академический концерт: Крупная форма, джазовая пьеса За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности: игру без нот, игру жанровых вариаций, отрабатывает исполнение импровизационных схем. 5 класс Общеэстетическое направление 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах) Контрольный урок по творческим навыкам: 1.Песня с использованием буквенной системы 2.Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокала, ансамблевой игры. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Контрольный урок: 1. Полифонии и пьеса (виды техники необходимые для данных произведений) 2. Исполнение оркестровых партий. Академический концерт: Две разнохарактерные пьеса 3 четверть Контрольный урок : 1. Игра импровизации на основе септаккордов. 2. Мажорные гаммы до четырех знаков, минорные до двух знаков в комплексе. 3. Гармонические схемы в освоенных тональностях Технический зачет: Ансамбль и этюд (любой вид техники) Гамма А dur I:I - I:II - I:III (legato - non legato) Арпеджио короткое, длинное и аккорды - двумя руками. 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Контрольный урок: Самостоятельная пьеса (до 1 мая) Вариации на песню Академический концерт: Крупная форма, джазовая пьеса За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности: игру без нот, игру жанровых вариаций, игру в ансамбле 6 класс Профессиональное и Академическое направления 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах срок сдачи пьесы до 1 октября) Контрольный урок по творческим навыкам: 1. Песня с использованием буквенной системы 2. Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокала, ансамблевая игра. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Контрольный урок: 1.Гамма полифонии и пьеса (виды техники необходимые для данных произведений) 2. Исполнение оркестровых партий. Академический концерт: Полифония и пьеса 3 четверть Конкурс «Юный музыкант» (февраль) Контрольный урок : 1. Игра импровизации на основе септаккордов. 2. Мажорные гаммы до пяти знаков при ключе, минорные до трех знаков в комплексе. 3. Гармонические схемы в освоенных тональностях Технический зачет: Ансамбль и этюд (любой вид техники) Гамма E dur, H dur I:I - I:II - I:III (legato - non legato) Арпеджио короткое, длинное и аккорды - двумя руками. 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Контрольный урок: Самостоятельная пьеса (до 1 мая) Вариации на песню Академический концерт: Крупная форма, джазовая пьеса За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности: игру без нот, игру жанровых вариаций, отрабатывает исполнение импровизационных схем. 6 класс Общеэстетическое направление 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах) Контрольный урок по творческим навыкам: 1.Песня с использованием буквенной системы 2.Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокала, ансамблевой игры. Академический концерт: Пьеса композитора Казахстана 2 четверть Контрольный урок: 1. Полифонии и пьеса (виды техники необходимые для данных произведений) 2. Исполнение оркестровых партий. Академический концерт: Две разнохарактерные пьеса 3 четверть Контрольный урок : 1. Игра импровизации на основе септаккордов. 2. Мажорные гаммы до четырех знаков, минорные до двух знаков в комплексе. 3. Гармонические схемы в освоенных тональностях Технический зачет: Ансамбль и этюд (любой вид техники) Гамма А dur I:I - I:II - I:III (legato - non legato) Арпеджио короткое, длинное и аккорды - двумя руками. 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Контрольный урок: Самостоятельная пьеса (до 1 мая) Вариации на песню Академический концерт: Крупная форма, джазовая пьеса За год уч-ся прорабатывает 16 – 20 произведений, решая различные учебные задачи. Развивает свои творческие возможности: игру без нот, игру жанровых вариаций, игру в ансамбле. Выпускные требования 7 (5) классы Профессиональное и Академическое направления 1 четверть Сентябрь: Исполнение самостоятельно выученного произведения (самостоятельная работа на летних каникулах срок сдачи пьесы до 1 октября) Контрольный урок по творческим навыкам: 1. Песня с использованием буквенной системы 2. Песня подобранная на слух или песня собственного сочинения или на стихи местных поэтов. «Песенный фестиваль» в концертной программе участвуют лучшие номера музыкального отделения, с добавлением постановочных элементов: хореографии, вокалиста, ансамблевая игра. 2 четверть Академический концерт: Две пьесы на оценку Прослушивание двух произведения из госпрограммы 3 четверть Конкурс «Юный музыкант» (февраль) Прослушивание госпрограммы в полном объёме (март) Контроль над выполнением программы. 4 четверть Школьный «Джазовый фестиваль» Апрель: Прослушивание госпрограммы на оценку, с родителями (допуск) Май: Государственный экзамен - Полифония Крупная форма Пьеса композитора Казахстана Пьеса Этюд Учащиеся Общеэстетическое направление выпускного года обучения имеют некоторое облегчение в итоговой программе - возможность один из номеров (этюд или пьесу) исполнить в классе. 8 класс Предпрофильная подготовка (1-2 года) Основной задачей обучения в 8 классе профессиональной ориентации является подготовка учащегося для поступления в музыкальное училище, закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков. В программу этого класса включён наиболее сложный музыкально-педагогический материал из репертуара старших классов ДМШ, а также те произведения, которые исполняются при поступлении в музыкальные училища. В течении всего года обучения преподаватель готовит ученика к активной конкурсной и концертной деятельности. Первое полугодие. Дальнейшее развитие творческих навыков, (зачет по самостоятельно выученному произведению, игра по слуху, чтение пьес с буквенным обозначением). Совершенствование средств выразительности. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Углубленная работа над техникой обеих рук: развитие беглости пальцев, овладение новыми приемами игры (кластер, глиссандо, тремоло, вибрато и т.д) . Группировки мехом - дуоли, триоли; тремоло мехом, различные виды вибрато. Изучение гамм и арпеджио, включая штриховые варианты, 2 этюда на разные виды техники, включая этюды двойными нотами, произведения крупной формы, 2-3 разнохарактерных пьесы, ансамбль. Углублённая работа над совершенствованием навыков интерпретации музыкальных произведений. Подготовка к концертам и конкурсам. Второе полугодие. Углубленная работа над совершенствованием штриховой базы, звуком, техникой смены меха. Изучение гамм и арпеджио, включая штриховые варианты и двойные ноты. Подготовка к экзамену и поступлению в музыкальное училище. Работа над программой, соответствующей требованиям приёмных экзаменов В течении учебного года учащийся получает консультации у преподавателей музыкальных училищ. Список рекомендуемой нотной литературы 1. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» изд.3. М., «Советский композитор» 1986. 2. «В кругу друзей» популярная музыка для баяна или аккордеона выпуск1. Составитель О. Агафонов. М., «Советский композитор» 1983. 3. Л. Басурманов и Н. Чайкин «Самоучитель игры на баяне» изд. 4. М., «Музыка» 1966. 4. Р. Бажилин «Концертные пьесы» для аккордеона в стилях популярной музыки. М., 2000. 5. Р. Бажилин «Самоучитель игры на аккордеоне» аккомпанемент песен. М., 2000. 6. «Концертные пьесы для аккордеона в стиле мюзет». Составитель Р. Бажилин. М., 2000.В. 7. «В кругу друзей» популярная музыка для баяна или аккордеона выпуск 3. М., «Советский композитор» 1984. 8. «В кругу друзей» популярная музыка для баяна или аккордеона выпуск 2. М., «Советский композитор» 1981. 9. Ш. Ганон «Пианист-виртуоз» 60 упражнений. Эст.Рес.Отд Музфонда СССР Таллин., 1982. 10. П. Говорушко «Начальная школа игры на баяне». Л., «Музыка» 1988. 11. П. Говорушко «Начальная школа игры на баяне». Л., «Музыка» 1988. 12. М.Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне». М., «Советский композитор» 1990. 13. «Педагогический репертуар аккордеониста» выпуск 6. составитель М. Двилянский. М., «Музыка» 1976. 14. «Альбом для юношества» выпуск 5 составитель М. Двилянский. М., «Музыка» 1990. 15. «За праздничным столом» для баяна или аккордеона. М., «Музыка» 1973. 16. «Хрестоматия баяниста» 1-2 классы составитель А. Крылусова изд.5. М., «Музыка» 1984. 17. «Аккордеон в музыкальной школе» пьесы 1-3 класс. Составитель А. Крючков. Выпуск 53. М., «Советский композитор» 1987. 18. В. Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне». 2-е изд. М., «Музыка» 1991. 19. В. Лушников «Школа игры на аккордеоне». М., «Советский композитор» 1991. 20. «Старинные русские вальсы» в переложении для аккордеона. Составитель П Лондонов. М., «Музыка» 1978. 21. В. Мотов «Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне». М., «Музыка» 1989. 22. А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне». М., «Музыка» 1984. 23. «Этюды» 3-5 классы ДМШ. Составители В. Мотов и Г. Шахов. М., «Кифара» 1999. 24. К. Ошлаков «Школа игры на баяне» часть 2. под редакцией И. Боскова. Алма-Ата., 1965. 25. «Сонатины и вариации» 1-3 класс ДМШ. Составление и исполнительская редакция Д. Самойлова. М., «Кифара» 1997. 26. «Хрестоматия баяниста» 1-3 класс упражнения, этюды. Составитель А. Судариков . М., «Музыка» 1983. 27. «Полифонические пьесы» 1-3 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов. М., «Кифара» 1997. 28. Д. Самойлов «Пятнадцать уроков игры на баяне» М., «Кифара» 1998. 29. А. Тепляков «Концертный аккордеон» виртуозные пьесы. Иркутск., 2007. 30. «Аккордеон в музыкальной школе» выпуск 26. пьеса для 4-5 классов. Составитель А. Талакин. М., 1977. 31. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 3-5 классы ДМШ. М., «Музыка» 1966. 32. «Популярные эстрадные пьесы» для аккордеона или баяна». Составитель О. Шаров. Л., «Музыка» 1988. 33. «Популярные эстрадные пьесы» для аккордеона или баяна» выпуск 2. Составитель О. Шаров. Л., «Музыка» 1990. 34. Г. Шахов «Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста» М., «Музыка» 1991. 35. Е. Якимец «Система начального обучения игре на баяне». М., «Музыка» 1990. | |
Просмотров: 1158 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|