Главная » Статьи » Профессиональное образование |
21 век – это век высоких компьютерных технологий, на данный момент информация становится важным ресурсом развития общества, а знания – предметом ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в обществе постоянного обновления. Современное образование – это безостановочный процесс, а роль учителя - быть координатором информационного потока. Современный урок в коррекционной школе где обучаются умственно отсталые дети невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы: Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии. Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.). С самых первых дней после рождения ребенка, общение играет важнейшую роль, потому что именно оно стимулирует развитие таких функций как внимание, память, восприятие, воображение, логику. Сам процесс коммуникации обеспечивает ребенку интеллектуальное и психоэмоциональное развитие. При нормальном умственном развитии ребенок быстро увеличивает активный и пассивный словарный запас, с удовольствием разговаривает с взрослыми и ровесниками. Общение – это важный элемент процесса социализации, одно из условий всесторонне развитой личности. Одной из высших психических функций является речь, которая стимулирует развитие мозга. Развивая навыки коммуникации, ребенок обретает способность реализации своих потребностей, понимание речи другого человека, учится эмоциональным реакциям, правилам поведения в социуме. [1] При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Согласно традиционной классификации существует 3 её степени: дебильность, имбецильность и идиотия. Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости. Лёгкая (F70) — соответствует традиционному понятию «дебильность», IQ 50—69. Умеренная (F71) — имбецильность, IQ 35—49. Тяжёлая (F72) — имбецильность, IQ 20—34. Глубокая (F73) — идиотия, IQ < 20. Для умственно отсталых школьников характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Внимание детей с ОВЗ плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения, больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание. Благодаря информационно коммуникативным технологиям хорошо развивается и корригируется произвольную память. Произвольная память –это психический процесс который осуществляется под контролем сознания в виде постановке цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий. У умственно отсталых детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у нормальных детей. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Основные, пользуясь термином Л С Выготского, «ядерные» свойства памяти умственно отсталых детей, а именно замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения. Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых детей к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала Достичь хорошего результата в проведении урока можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации. [3] На мой взгляд ИКТ- это понятие которое объединяет различные устройства, механизмы, способы. Важнейшим современным устройством ИКТ являются компьютер. С помощью икт можно решить следующие задачи: • повышение мотивации учащихся; • усиление интенсивности урока; . повышение уровня комфортности обучения; . коррекция свойств внимания и памяти; . повышение активности и инициативности учащихся на уроке. У учащихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для обучения, развивается и корригируется наглядно-образное мышление. Дается представление о живой и неживой природе, например: воздухе, воде, почве, о строении и жизни растений и животных. Школьники учатся наблюдать за явлениями природы и сезонными изменениями в ней. У них формируется правильное понимание и отношение к природным явлениям – дождь, снег, ветер, туман, гроза и др. в ходе уроков они выполняют некоторые практические действия – аппликации и поделки из природного материала, овладевают приемами выращивания растений и ухода за животными. [4] ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: 1. Для обозначения темы урока. 2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме. 3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) 4. Для контроля учащихся. [5] Календарно-тематическое планирование по предмету «Мир вокруг» за 3 четверть в 1 классе согласно которому применялись ИКТ представлено в таблице Таблица 1. Календарно-тематическое планирование за 3 четверть по уроку «Мир вокруг» в 1 классе Бағдарламалық материал Программный материал Сағат саны Кол- во часов Күні Дата Қалыптастыратын білім, іскерлік және дағдылар Формирование знаний, умений и навыков Оқу-дидактикалық материал Учебно-дидактический материал 1. Зима. Признаки зимы (холод, снег, лёд, мороз). Погода. 3 9,12,16.01. Знать основные признаки зимы, называть их. Картины зимы. Презентация на тему: «Зимушка-зима» с использованием ролика о зиме. 2. Домашние животные: кошка, собака. Сравнение: внешний вид, пища, повадки. 3 19,23,26.01. Знать домашних животных, различать их, называть Иллюстрации «Домашние животные» Презентация на тему: «Домашние животные» с использованием звукового эффекта животного. 3. Дикие животные: медведь, заяц. Сравнение: внешний вид, пища, повадки. Образ жизни. 3 30.01. 9,13.02. Знать диких животных, различать их, называть Иллюстрации «Дикие животные». Презентация на тему: « Зоопарк» с использованием звукового эффекта животного. 4. Домашние птицы: утка, курица. Сравнение: внешний вид, пища, польза. 3 16,20,23. 02. Знать домашних птиц, различать их, называть. Иллюстрации «Домашние птицы». Презентация на тему « Домашние птицы» с использованием графического изображения. 5. Дикие птицы: воробей, голубь. Сравнение: внешний вид, пища, среда обитания. Подкормка зимой. 3 27.02. 1,5.03. Знать диких птиц, различать их, называть. Иллюстрации «Дикие птицы». Презентация на тему: «Дикие птицы» с использованием фильма о диких птицах. 6 Повторение изученного 3 12,15,19.03. Уметь отвечать на вопросы изученного материала ТСО, Презентация на тему: «Обобщение ранее изученных тем» с использованием электронного кроссворда. Примечание +1час – 8марта женский день Таким образом, хочется еще раз отметить, что благодаря ИКТ урок проходит более ярко и интересно, тем самым развивая и корригирую произвольную память. Если говорить об активности включения в учебный процесс и сознательности получения знаний умственно отсталых детей, то в данном случае это означает верное понимание приемов, операций, смысла своих действий во время выполнения заданий, сущности изучаемых понятий. [6] Осознанность гарантирует применение полученных знаний на практике, что превращает их в убеждения, избегая формализма. Цель внедрения мультимедиа технологии в специальное обучение - коррекция нарушений и общее развитие аномального ребенка. Применение компьютера на уроках, коррекционно-развивающих занятиях как одной из форм коррекционной работы– один из путей поддержки у умственно отсталых учащихся положительной мотивации к получению знаний. Это одно из эффективных средств закрепления изученного материала. Проговаривание, чтение учащимися информации не только развивает его речь, но и активизирует произвольную память.[7] К числу достоинств использования компьютера на уроках, коррекционно-развивающих занятиях в специальном (коррекционном) учреждении относится и возможность дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, гибкого адаптированного объема информации с учетом интеллектуального уровня аномальных детей. Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся, икт стимулирует и развивает мышление, память. Использование икт становится неотъемлемой частью работы современного учителя. Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно прийти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к природе.[8] Список литературы. 1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. (2001). №3 2. «ИКТ в работе школы», режим доступа http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt6.html 3. Колин К. проф., докт. техн. наук Институт проблем информатики РАН «Информатизация образования: новые приоритеты» режим доступа http://www.ict.edu.ru/ft/004099/ 4. Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, (2009). — 160 с 5. Львова О.В. «Использование ИКТ для организации и проведения проектной деятельности», режим доступа http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/170074.html 6. Электронная газета «Интерактивное образование», режим доступа http://io.nios.ru/index.php?rel=26&point=19&art=480 7. http://mamapedia.com.ua/detskie-bolezni/psychiatry/umstvennaia-otstalost.html 8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C | |
Просмотров: 716 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|