Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.). Основы знаний закладываются в младших классах, и то, что будет упущено в этот период, трудно будет восполнить впоследствии. Поэтому обучению и воспитанию умственно отсталых детей младшего школьного возраста необходимо уделять особое внимание. Для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта необходимо знать особенности формирования их познавательных процессов. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева). Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены – последовательно, пишет И.М.Соловьев. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Недостаточная активность восприятия также имеет место быть. Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное – плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление. Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл фраз и слов понимается с трудом или не понимается совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Мышление замедленно по темпу. Уровень развития внимания у учащихся коррекционной школы весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается. Незрелость личности данной категории детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Для таких детей характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Недостаточный интерес к окружающему. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавлять аффекты. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу. Отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий). Коррекционно-педагогическая работа по умственному воспитанию детей с умственной отсталостью направлена на развитие устойчивости внимания и произвольной памяти, формирование восприятия, мышления и речи. Важным начальным этапом подготовки умствен¬но отсталых детей к школьно¬му обучению является целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навы¬ками письма. Как известно письмо – это работа мелкой моторики, а совершенствование моторики влияет на развитие речи, что в свою очередь активизирует процесс мышления. При обучении умствен¬но отсталых детей учитываются их воз¬растные возможности и индивидуаль¬ные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каж¬дым годом усложняются: 1. Развитие мелкой моторики и зри¬тельно-двигательной координации. С детьми проводиться гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов засте¬жек, шнуровке и т.д. 2. Развитие внимания и зрительного восприятия. Работа в данном направлении осуще¬ствляется последовательно: детей учат следить взглядом за перемещением предметов, обучают различать геометри¬ческие формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров. 3. Формирование и развитие про¬странственной ориентировки. Детей учат сначала ориентиро¬ваться на различных плоскостях (дос¬ка, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (тра¬фареты), следить за их перемещени¬ем и определять направления движе¬ний руки на листе бумаги. 4. Развитие слухомоторной коор¬динации, формирование взаимосвя¬зи слухового внимания и графичес¬кого навыка. Важно здесь научить де¬тей воспринимать и дифференциро¬вать предметы и явления по звуко¬вым характеристикам, а затем вы¬полнять различные графические за¬дания. 5. Формирование базовых графи¬ческих навыков. Детей обучают проводить различ¬ные линии по подражанию действи¬ям педагога, а затем по предложенно¬му образцу; копировать, дорисовы¬вать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по ре¬чевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях. Успех осуществления поставленных задач во многом зависит от характера взаимоотношений, которые складываются между родителями и педагогом. Наиболее общими линиями, по которым должно идти воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются: - определение оптимальных отношений к ребенку родителей и других членов семьи; - регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами; - специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребенка; - организация систематического обучения детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков; - содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними. Эффективность коррекционной работы зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса и от применения специфических приемов обучения и воспитания. При работе с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста необходимо обязательно учитывать структуру дефекта для эффективного коррекционно-педагогического воздействия. Коррекционная работа должна сопровождать весь процесс обучения умственно отсталых детей. Правильная организация специального обучения и воспитания, понимание, признание в каждом ребенке человека и педагогический оптимизм создают возможности положительных результатов в коррекции и предупреждения многих дефектов развития умственно отсталого ребенка. Список использованной литературы 1. Акимова М.К. Введение в психодиагностику: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. М., 1998. 2. Артемова Т.А., Ковалева А.В. физиологичес¬кие и психологические предикторы умственной ра¬ботоспособности детей шестилетнего возраста // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996, с. 14— Борисова Е.М., Арсланьян В,П. Тест умствен¬ного развития младшего школьника. М.: Изд-во РАО, 1997. 30 с. 3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с. 4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – СПб. : Лань, 2003. – 654 с. 5. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с. 6. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе : пособие для учителей / под ред. Т. А. Власовой, В.Г. Петровой. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с. 7. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2002. – 54 с. | |
Просмотров: 2065 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|