Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ – ВЕКТОР КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА «ТРИЕДИНСТВО ЯЗЫКОВ»
Одним из важнейших аспектов происходящей в казахстанском обществе экономической и соци¬альной модернизации выступает политика в области языка. Внимание Лидера нации к этой состав¬ляющей государственной политики очевидно и заслуживает самого пристального изучения и анализа, поскольку именно в нашей республике реализуется уникальный проект, инициированный Главой го¬сударства, — триединство языков. В современном мире, полиязычном и мультикультурном, как ни-когда актуальна проблема сопряженности языков, поиск эффективных и жизнеспособных программ в области языков по консолидации обществ. В связи с этим значимость и актуальность полиязычного образования, являющегося результатом внедрения идеи Президента о триединстве языков, не вызы¬вают сомнения.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неодно¬кратно подчёркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику» [2].
Для казахстанцев идея триединства язы¬ков особенно важна, поскольку сформулирована была Главой государства как ответ на вызов време¬ни, как решение насущной жизненной потребности общества, активно интегрирующегося в глобаль¬ный мир. Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение домини¬рующими языками. Благодаря инициативе Президента наше государство приступило к реализации концепции полиязычия в образовании, потому что именно полиязычие послужит укреплению конку-рентоспособности Казахстана.
Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство, смена парадигмы образования и формирование его новой национальной модели не оставляют без внимания и вопросы качества подготовки педагогических кадров.
В Послании уделяется особое внимание человеческому капиталу, говорится о создании равных возможностей для всех граждан нашей республики, повышении уровня образования, здравоохранения. Фактически нынешнее Послание направленно на то, чтобы будущие поколения казахстанцев жили в процветающей, развитой стране. Президент говорит: «Главным критерием для меня всегда был и будет уровень жизни народа». Все это – результат идеологии Гуманизма, которой придерживается лидер страны с самого начала построения независимого Казахстана.
В послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», говорится о Концепции вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира и обозначены долгосрочные приоритеты предстоящей работы.
В Послании Президент акцентирует внимание на том, что путь страны «…в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане». Для реализации вышесказанного Президент указывает, что необходимо решить ряд задач по нескольким приоритетным направлениям. Одно из направлений связано с улучшением качества всех звеньев национального образования, а именно с формированием «…национальной системы дуального технического и профессионального образования. В перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования» [1].
К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Не только выпускники школ, но и студенты – будущие специалисты должны владеть тремя языками, именно поэтому в вузах Республики Казахстан вводиться поэтапное поликультурное обучение[1].
Актуальность полиязычного образования определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах. Полиязычное образование направлено на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов различных специальностей, обладающих языковой компетенцией на основе параллельного овладения казахским, русским и английским языками, мобильных в международном образовательном пространстве и на рынке труда, способных к межкультурной коммуникации.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы обозначены мировые тенденции развития системы образования: интеграция, интернационализация; мобильность обучающихся, преподавателей, знаний и инноваций; образование через всю жизнь; информатизация и развитие электронного обучения; синтез триады «наука — образование — инновация» [4].
Отмечена необходимость обеспечения интеграции в европейскую зону высшего образования путем приведения содержания и структуры высшего образования в соответствие с параметрами Болонского процесса. В целях развития академической мобильности, как одного из принципов Болонской декларации, студенты будут обучаться за рубежом не менее одного академического периода за весь период обучения, в том числе за счет международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак».
Как подчеркивает глава государства, большинство студентов владеют сегодня двумя и более языками, что позволяет строить оптимистичные прогнозы на будущее: число казахстанцев, владеющих казахским и английским языками, к 2020 году составит 95% и 20%, соответственно.
За 2011-2012 годы более 1000 студентов и магистрантов прошли обучение в 40 странах мира.
Происходит трансферт знаний из ведущих университетов мира.
Для полного овладения всеми казахстанскими гражданами казахским языком будет создана система непрерывного обучения государственному языку «Детский сад - школа, профессиональный лицей, колледж - высшее учебное заведение» на основе международного стандарта владения языками.
Будет внедрена система оценки уровня знаний казахского языка - Казтест с выдачей сертификата для граждан Казахстана (школьники, студенты, магистранты, работники различных сфер) и иностранных граждан, работающих в Казахстане.
Начата подготовка полиязычных кадров в 32 вузах в специальных отделения с общим контингентом более 10 тыс. человек.
На сегодняшний день поликультурное образование в Республике Казахстан является одним из главных направлений в системе высшего образования. Так как ВУЗ является важным этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы.
Одним из эффективных путей первичной подготовки полиязычных кадров является включение в перечень базовых дисциплин типовых учебных планов таких дисциплин как «Профессионально-ориентированный иностранный язык», «Профессиональный казахский/русский».
Современный этап развития полиязычного образования в Казахстане нуждается в орга¬низационных формах при его реализации, которыми могут выступить: Республиканский координацион¬ный и научно-исследовательский центр по проблемам полиязычного образования, центры развития полиязычного образования в вузах и при областных департаментах образования, обучающие семина¬ры по внедрению уровневой модели обучения казахскому, русскому, английскому языкам, механиз¬мы педагогического мониторинга полиязычного образования 3.

Список литературы
1 . Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»// www.akorda.kz
2 Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстан¬ская правда. — 2012. — № 218-219. — 10 июля.
3. От идеи «Триединство языков» Н.А.Назарбаева до полиязычного образования в Казахстане // Б.А.Жетписбаева, О. Т. Аринова, Вестник КарГУ, Карагадна.2012, №4. / http://articlekz.com/node/1411.
4 Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // www.edu.gov.kz
Категория: Профессиональное образование | Добавил: yulyazilowa (2016-08-08) | Автор: Юлия Жилова E
Просмотров: 2746 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru