Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? В своей статье мы хотели бы рассказать о детях с задержкой психического развития (ЗПР), об их особенностях и развитии творческих способностей через технику квиллинга. Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а последнее время он получил широкое распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций. Возможно, поэтому в последнее время к проблеме детей с ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. В начальной школе дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Нарушение тонкой моторики у младших школьников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является творчество. Большая ответственность возлагается на педагога, который помогает ребенку с задержкой психического развития познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Дети с ЗПР живут в своем закрытом, недоступном для нас мире, но они талантливы так же, как и все дети. Эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. В силу своих «ограничений» они воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством дети находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Творческая деятельность детей появляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе нее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Всем известно, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой творческой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью. В ходе творческой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. В ходе творческой работы дети выполняют поделки из различных материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала. В современном мире работа с бумагой носит название «квиллинг». Квиллингом (бумагокручением, по-английски - quilling, от слова quill, обозначающее «птичье перо») называют искусство рукодельного изготовления различных художественных композиций из длинных и узких полос бумаги посредством их скручивания в спирали. История возникновения и развития квиллинга весьма необычна. Видимо, квиллинг появился в средневековой Европе. Тогда специальная бумага для осуществления квиллинга была недешевой, поэтому квиллинг стал искусством высших слоев тогдашнего общества. В виде инструмента для осуществления скручивания тогда применяли перья птиц, отсюда и происхождение названия квиллинг. К примеру, в Корее, бумагокручение имело характерные, присущие только искусству Востока, свойства. Каждая из работ восточного мастера квиллинга могла потребовать большого времени для изготовления и выделяться величайшей кропотливостью. История квиллинга на востоке уходит вглубь веков. Наиболее широко данное искусство распространилось в восточных странах. Богатые древние традиции данной работы с тончайшей пластикой и графикой дали этому искусству невиданные краски. Восточные и западные техники квиллинга, равно, как и темпераменты, сильно различаются. В Европе предпочитают быстрые техники с небольшим количеством деталей, напоминающие мозаики, применяемые в виде украшений для рамок и открыток. У мастеров квиллинга основным инструментом для создания поделок является металлический либо пластмассовый стержень с прорезью на кончике. В результате скрученная спираль выходит с большим отверстием по центру. На Востоке же кропотливо создаются квиллинг работы из очень тонких объемных кружев с множеством деталей, которые напоминают настоящие шедевры ювелиров. В виде инструмента восточные мастера применяют тонкое шило, при этом, сам кончик бумаги легко проскальзывает. В Казахстане, в частности в городе Костанай, техника квиллинг является в большей степени семейным занятием, и мало где используется в виде творческих кружков, организаций. Мы полагаем, что использование техники квиллинг среди детских, школьных организаций является актуальной проблемой в наше время. Решение мы видим в разработке перспективного плана и создании мини-клуба «Волшебный завиток» во внеурочное время, для развития творческих способностей детей с ЗПР с помощью техники квиллинг. | |
Просмотров: 667 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|