Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Я выберу следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие: -необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых; -осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом; -возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и обучающегося, обеспечивающих гарантированные результаты обучения. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, в этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. К числу современных образовательных технологий можно отнести: -развивающее обучение; -проблемное обучение; -разноуровневое обучение; -коллективную систему обучения; -технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); -исследовательские методы в обучении; -проектные методы обучения; -технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии и др. Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Обучающийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного. Особенности личностно – ориентированного урока: 1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке. 2.Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления студентов. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. 3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование обучающихся к дополнению и анализу ответов товарищей. 4.Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого студента. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний. 5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого студента. Технологии личностно – ориентированного обучения. 1.Технология разноуровнего обучения. Изучались способности студентов в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории: -малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; -талантливые (около 5 , которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; -около 90% обучающихся, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. 2.Технология коллективного взаимообучения. Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их. Статическая пара. В ней по желанию объединяются два обучающихся, меняющиеся ролями «преподаватель» и «обучающийся»; так могут заниматься два слабых, два сильных, сильный и слабый обучающиеся при условии взаимной психологической совместимости. Динамическая пара. Выбирают четверых обучающихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля обучающийся обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с преподавателем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Преимущества технологии коллективного взаимообучения: - в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания; - в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; - каждый обучающийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; - повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; - отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; - формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; - обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. 3. Технология сотрудничества. Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. 4. Технология модульного обучения Его сущность в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными обучающимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения преподавателя и студента. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий обучающемуся вместе с преподавателем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру. Инновационные технологии. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев). Технология перспективно - опережающего обучения. Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего). С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые обучающиеся. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия обучающегося: думаю, говорю, записываю. Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда обучающийся отвечает на вопрос преподавателя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей. Игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: -в качестве самостоятельной технологии; -как элемент педагогической технологии; -в качестве формы урока или его части; -его внеклассной работе. Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания преподавателем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др. Деловые игры пришли в учебное заведение из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др. В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.). Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В ) тих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные. В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между обучающимися распределяются роли действующих лиц. Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов. 1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц. 2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. 3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия обучающихся, если они уходят от главной цели игры. 4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита обучающимися своих решений и выводов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Технологии проблемного обучения Такое обучение основано на получении обучающимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них обучающиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а преподаватель лишь помогает, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Проблемное обучение включает такие этапы: - осознание общей проблемной ситуации; - ее анализ, формулировку конкретной проблемы; - решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их); - проверку правильности решения. Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций. 1. Перед обучающимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями. 2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям обучающегося. 3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала. 4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Развивающее обучение. Основы развивающего обучения. Методика развивающего обучения — это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для преподавателя, так и для самого обучающегося. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие ребенка. При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал. Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и примитивным. Характерной чертой продуктивного мышления в сравнении с репродуктивным является возможность самостоятельного открытия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсутствии достаточного опыта. Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. преподаватель постоянно побуждает обучающегося анализировать свои собственные мыслительные действия, запоминать, как он достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил Отличительная особенность развивающего обучения — отсутствие традиционных школьных отметок. Преподаватель оценивает труд обучающихся по индивидуальным эталонам, что создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью четких критериев, полученных от преподавателя. Самооценка ребенка предшествует оценке преподавателя, при большом расхождении она согласуется с ним. Усвоив методику самооценки, обучающийся сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке, или задачи, которые решаются не известным ребенку способом. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей. Учебная деятельность изначально организуется в атмосфере коллективного размышления, дискуссии и совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение как между преподавателем и обучающимися, так и между ними. Список используемой литературы. 1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998. Источник: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnayatematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii | |
Просмотров: 1358 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|