Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Развитие пространственных представлений на уроках черчения. ЧернецкаяС.И. Преподаватель черчения КГУ «Агротехнический колледж с. СаумалкольАйыртауского района» Если у преподавателя черчения являетсяцелью -развитие пространственных представлений у учащихся, необходимо хотя бы кратко рассмотреть физиологические и психологические основы этого процесса. Человек познает окружающий мир через ощущения. Это психологический процесс, возникающий в результате воздействия окружающего мира на органы чувств. За счет этих ощущений мы воспринимаем мир. На основе ощущений и восприятий вырабатываются представления о вещах и их пространственных положениях. Таким образом, пространственное представление-это мысленное воспроизведение формы, величины и расположения в пространстве предмета и его отдельных частей. Для того чтобы воспроизвести форму предмета, нужно его запомнить. Запоминание-важная часть развития пространственных представлений. Запоминанию может способствовать специальная система упражнений.Чертеж не оказывает прямого воздействия на наши органы чувств. Это условное изображение на плоскости объемной формы предмета. Поэтому процесс представления действительной форы детали достаточно труден. Ученик должен сам создать себе пространственное представление о предмете. Есть два способа: индуктивный и дедуктивный. Индуктивный –это познание формы от простого к сложному, т.е. сначала знакомятся со свойствами отдельных геометрических тел, а затем исследуют форму, представляющую сочетание этих тел. Дедуктивный- это выделение и анализ из детали сложной формы отдельных геометрических тел. Значит,умение мысленно разделять сложную форму на простые геометрические тела иесть главное в развитии пространственных представлений. Второе звено в развитии этих способностей-это правильно продуманная и примененная система упражнений. Она должна быть рассчитана по времени и базироваться на самых эффективных формах усвоения знаний. В этой системе важно правильно подобрать задания. Для первых примеров нужно брать несложные по форме предметы. Заключительные задания должны быть не менее сложны, чем те, с которыми квалифицированный рабочий может встретиться на практике. Основным в это системе является последовательность заданий, которые тематически связаны между собой. Первый вид заданий-сравнение наглядного изображения с чертежом модели. Деталей должно быть больше, чем чертежей и форма лишних деталей ненамного отличается от формы изображенных. Второй вид заданий-сопоставление прямоугольных проекций и наглядных изображений с фиксацией внимания учащихся на отдельных гранях предмета. Дается наглядное изображение предмета и три его вида. Грани обозначены буквами. На чертеже требуется тоже пометить эти грани. Затем выполняем задание в обратном порядке. Третий вид заданий-необходимо построить проекции точек, заданных на поверхностях деталей. Четвертый вид заданий-представление формы детали посредством расчленения ее на отдельные геометрические тела. Пятый вид заданий- дочерчивание пропущенных на чертеже линий. Шестой вид заданий- Построение третьей проекции по двум заданным. Здесь нужно так подобрать задание, чтобы один из видов отражал бы характерные признаки формы предмета. Для первых упражнений берем хорошо знакомые геометрические тела, затем предметы прямоугольной формы и детали с наклонными гранями. Седьмой вид заданий-наглядные изображения. Важность этого вида в том, что после вычерчивания аксонометрической проекции учащиеся уже отчетливо представляют себе форму предмета, изображенного на чертеже. Дополнение чертежа детали, выполненного в прямоугольных проекциях, ее наглядным изображениям способствует развитию пространственных представлений учащихся. Подводя итог сказанному о развитии пространственных представлений учащихся как основы для успешного выполнения и чтения чертежей, можно отметить, что: 1. Основным методом развития пространственных представлений учащихся являются упражнения. 2. Преподавателю необходимо одновременно с совершенствованием изложения материала разрабатывать специальную систему упражнений для учащихся. 3. Упражнения должны содержать несколько различных вариантов единых для всей группы заданий. 4. Каждое упражнение должно быть графически грамотным и содержать вопросы, активизирующие мыслительную деятельность. 5. Для более осмысленной работы учащихся над упражнениями вначале их следует выполнять фронтально. | |
Просмотров: 514 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|