Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Подготовил преподаватель музыкального отделения Карагандинского гуманитарного колледжа: Идрисов С.С. Искусство дирижирования, как и всякое другое музыкально-исполнительское искусство, развивается и совершенствуется в процессе постоянного общения исполнителя со своим “инструментом”, т.е. в процессе работы дирижера с оркестром или хором. Певец, домбрист, кобызист или любой другой инструменталист работает в непосредственном, живом общении со своим инструментом с самого первого урока, в то время, как дирижер не может начать работать с оркестром или хором, если он до первой встречи с исполнительским коллективом не получил специальную дирижерскую подготовку. Даже талантливые и высокоэрудированные музыканты оказывались в беспомощном, а подчас и катастрофическом положении, пытаясь провести оркестровую репетицию или концерт, не имея достаточно серьезной дирижерской школы. Практикуется система обучения дирижированию, при которой предварительная подготовка в классных условиях проходит при участии пианистов-концертмейстеров, заменяющих будущий оркестр или хор. Практическое руководство исполнением пианистов- концертмейстеров позволяет начинающему музыканту приобщиться к дирижерскому искусству, овладеть основами техники дирижирования. Занятия эти имеют большое значение и для общего музыкального развития молодого дирижера, так как дают ему возможность ознакомиться с разнообразной музыкальной литературой. Специфика общения с оркестром и хором требует от дирижера и многих других качеств: умения руководить массой исполнителей, устанавливать творческий контакт с коллективом, безупречно слышать хор или оркестр и должным образом реагировать на неточности исполнения, лаконично и ясно формулировать свои требования и пожелания; умения планировать репетицию, экономно расходовать силы и время всех ее участников, организовывать репетицию, подготавливать нотный материал и т.д. Репетиционной работе с оркестром предшествует кропотливая работа самого дирижера над изучением партитуры произведения. В результате внимательного анализа партитуры дирижер создает план исполнения и обдумывает все детали его воплощения в исполнении оркестра. Умение работать с оркестром в деятельности дирижера имеет решающее значение. Не умение работать с оркестром не дает возможности дирижеру достичь высокого качества исполнения. Приступая к работе с оркестром нужно быть основательно к этому подготовленным, т.е. обладать соответствующими знаниями и педагогическими качествами. Если студент знаком с произведением ”на слух”, а такое в учебной практике случается часто, то он обычно ограничивается лишь поверхностным просмотром партитуры. Такой дирижер окажется совершенно бесполезным во время репетиции. Если студент под руководством педагога в классе не прошел всех этапов освоения партитуры, не проанализировал ход его исполнения, не продумал характера каждой фразы, всех исполнительских знаков и авторских указаний, то его замечания в работе с оркестром будут касаться лишь формальной стороны исполнения и жест его будет не выразителен. В соответствии с этим перед педагогом, ведущим курс дирижирования, возникает задача развивать и совершенствовать у учащегося три вида дирижерской техники: А) предрепетиционную технику; Б) исполнительскую технику или технику дирижирования; В) технику репетирования. А) Под предрепетиционной техникой следует понимать технику чтения и запоминания нотного текста, тщательного всестороннего анализа этого текста и усвоения его деталей, мысленного воспроизведения прочитанного текста как в виде отдельных музыкальных фрагментов, так и завершенного, целого музыкального произведения. Полное знание сочинения можно получить только изучив партитуру. Изучать партитуру - значит слышать ее внутренним слухом, обязательно интонируя всю звуковую ткань. Б. Асафьев в своей книге “Музыкальная форма как процесс” писал: “Дирижер, интонирующий новую для него партитуру до оркестровой репетиции, - явление творческое, вернее соавторское композиторскому. И он, конечно, владеет в полной мере исполняемым произведением, как организмом. Чаще всего, у дирижера этой высокой культуры, оркестр дышит, слушатель ощущает музыку, как проявление органической жизни”. Дирижер, не умеющий интонировать музыку в своем воображении, воспринимает нотный текст формально, не наполняя его художественным содержанием. Изучая произведение, следует стараться охватить его в целом и в первую очередь необходимо очень тщательно разобраться в строении и взаимосвязях всех его компонентов. Раскрывая замысел композитора, следует вникать во все мельчайшие указания. В процессе изучения партитуры зарождается замысел исполнения, который в дальнейшем может меняться и окончательно сформируется во время репетиционной работы с оркестром. Б) В исполнительской дирижерской технике необходимо различать две функции: функцию тактирования и экспрессивную, выразительную функцию. Тактирование осуществляется при помощи рук дирижера, перемещающихся в пространстве с определенной скоростью и в условных направлениях; оно служит для обозначения темпа и метра исполняемой музыки. Задача экспрессивной функции - раскрыть внутренний смысл, идейно-эмоциональное содержание музыки. Музыкант не владеющий этим искусством, не может быть назван дирижером, ибо он не управляет, не вызывает к жизни то или иное звучание, а лишь отражает, регистрирует исполняемую коллективом музыку. В) Техника репетирования - это способность и умение дирижера, при минимальной затрате сил и времени исполнителей, наиболее полно и точно реализовать в живом звучании творческий замысел композитора, зафиксированный в нотном тексте. Техника репетирования предполагает умение дирижера активно воздействовать на исполнительский коллектив не только при помощи средств дирижерского аппарата, но и путем устных разъяснений в моменты необходимых приостановок исполнения, а также краткими указаниями, замечаниями и требованиями, высказываемыми “на ходу” во время исполнения. Практическая работа с оркестром - единственный путь, ведущий к овладению профессией дирижера. Чем тщательнее подготовка студента к практике, чем глубже его знания, тем эффективнее протекает его работа с оркестром. Эффективность работы с оркестром во многом зависит от всестороннего знания всех особенностей музыкальных инструментов, входящих в его состав. Дирижирование оркестром народных инструментов немыслимо без твердого знания специфики этих инструментов: строя, выразительных возможностей, способов звукоизвлечения, приемов игры и в особенности многообразных штрихов на струнных инструментах, различного рода одинарные, двойные удары по отдельным струнам: тремоло, дробь, бряцание, глиссандо, вибрато - и способы их исполнения в различных темпах, динамике и т.п. Для того, чтобы обеспечить нормальный процесс репетиции дирижер должен тщательно откорректировать партитуру и оркестровые партии, проверив текст, запись динамических, темповых, штриховых и других обозначений, расстановку цифр. Это особенно важно, если нотный материал носит рукописный характер. Наличие ошибок в оркестровых партиях нарушает планомерный ход репетиции, так как время непроизводительно тратится на выяснение различного рода неполадок. Вместе с тем такая неорганизованность притупляет внимание исполнителей и никак не способствует художественной дисциплине оркестра. Репетицию студент - дирижер должен начинать с проверки строя оркестра. Следует с первых репетиций обращать внимание будущего дирижера на качество настройки оркестра. Если участники ученического коллектива не могут хорошо настроить свои инструменты, дирижер должен помочь, создав условия для настройки. При этом все исполнители должны настраивать инструменты так тихо, как только возможно. Когда оркестр настроен, дирижер кратко излагает коллективу основные сведения об авторе, эпохе, характере и содержании произведения, если оно не известно оркестру, и проигрывает это произведение полностью, без остановок. Для первого проигрывания должен быть взят темп, позволяющий максимально точно прочитать произведение с листа. Конечно, такое первое обращение к оркестру не может быть раз и навсегда установленным. Далее следует изучение произведения по партиям и группам, например, это: группа домбр, группа кобызов, группа сырнаев, группа деревянно-духовых и ударных. Целесообразна и индивидуальная работа по партиям, которая завершается сдачей партий дирижеру. Особенно это необходимо делать, если оркестр ученический или самодеятельный. Очень важно научить студента четко и ясно передавать свой замысел оркестру. Жесты студента часто бывают неясны и непонятны оркестру. Объясняется это спецификой овладения мануальной техникой в классе при исполнении произведения на фортепиано. Обычно на первых репетициях студент теряется от обьемности звучания, не может даже проследить за исполнением отдельных групп и партий оркестра. Репетиционный процесс в оркестре вызывает необходимость внести коррективы в дирижерскую технику. Задача педагога - помочь найти студенту более действенные, легко воспринимаемые оркестром приемы. При этом важно добиться, чтобы выразительные жесты студента не только способствовали ясному возникновению звучания, но и воплощали замысел исполнения. В процессе групповых и оркестровых занятий студент стремиться к интонационной чистоте, ритмической точности, единому исполнению штрихов, одновременности вступления в группах. Он добивается слаженного ансамбля и умения выявить все детали фразировки. Следует приучать студента, в случае остановки оркестра, точно и ясно сформулировать ошибку, послужившую причиной остановки и объяснить (желательно с помощью пения) как нужно сыграть данный фрагмент. Очень важно молодому дирижеру приучать оркестр реагировать на все замечания и останавливаться по желанию дирижера, а не оркестра. Роль педагога, руководящего оркестровой репетицией студента, заключается в том, чтобы в случае затруднения оказать ему помощь, не сковывая при этом его самостоятельность и инициативу. После каждой репетиции в классе необходимо делать обстоятельный ее разбор, обсуждая положительные и отрицательные стороны работы студента. Бережное отношение ко времени оказывает исключительное влияние на художественную дисциплину оркестра, которая, в свою очередь, является предпосылкой плодотворной работы с оркестром. В основе взаимоотношений дирижера и оркестра должны быть обычные, общепринятые нормы общения: доброжелательность, чуткость, уважение друг к другу. В такой обстановке создаются все условия для успешной творческой работы. Но, вместе с тем, для того, чтобы влиять на коллектив, необходимо волевое, настойчивое и даже где-то властное воздействие дирижера. Утверждение собственной воли , настойчивость, требовательность необходимо сочетать с корректностью, тактом, терпеливостью, чуткостью и доверием к оркестру. В такой обстановке дирижер скорее добьется детального воплощения своего замысла. Содержательная, плодотворная репетиция зависит от умения дирижера создавать в коллективе необходимую творческую атмосферу, активизировать исполнителей, будить их творческую инициативу. Готовя молодого дирижера к концертному выступлению, следует коснуться внешней стороны дирижирования. Необходимо предостеречь еще неопытного дирижера от увлечения излишними телодвижениями, от манерности, от приувеличенной темпераментности. Опыт показывает, что дирижерский жест у выдающихся, крупных дирижеров отличаются лаконичностью, простотой и ясностью. Им свойственны сосредоточенность, собранность, скромность в сочетании с внутренней энергией и естественным, искренним темпераментом. Такой подход способствует органичному слиянию с оркестром, вдохновляет исполнителей, создает подлинно творческое настроение. К внешней стороне дирижирования следует отнести и другой момент. Во время концерта могут возникнуть различного рода неожиданности, неточные вступления, случайные ошибки, пропущенные доли такта и т.п. В этих случаях нужно уметь быстро исправить допущенную оркестрантом ошибку. А это возможно, если партитура изучена в совершенстве. Поэтому не следует дирижировать наизусть и особенно непрофессиональным оркестром. Партитура всегда должна быть перед глазами, чтобы мимолетный взгляд мог выхватить нужное место на странице. Глаза дирижера в процессе дирижирования играют не меньшую роль, чем руки. Иногда взгляд может быть более стимулирующим и выразительным, чем дирижерский жест. Взгляд всегда обращен к исполнителям, лишь изредка касается партитуры. Присутствие же партитуры на концерте позволяет дирижеру чувствовать себя более уверенным, чтобы не теряться при неожиданностях. Исполнение оркестрового произведения на концертной эстраде - итог большой, длительной работы дирижера и оркестра. Насколько продуманно и эффективно проходила репетиционная работа молодого дирижера с оркестром, настолько успешно будет проведена генеральная репетиция, которая закрепляет не только художественные результаты репетиционной работы, но и учитывает аккустические особенности эстрады, на которой предстоит концертное выступление. | |
Просмотров: 1290 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|