Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Интегрированный урок по Казахской музыкальной литературе и Специальности кыл-кобыз и кобыз-прима Тема урока: Выдающиеся исполнители-кобызисты. Класс: 7 А Проводили: Аужанова Айгуль Жаксылыковна, Аужанова Айгерим Жаксылыковна. Цель урока: ознакомить учащихся с исполнительским творчеством Жаппаса Каламбаева, Даулета Мыктыбаева. Задачи: - ознакомление с биографией исполнителей - выявление различий исполнения кобызовых кюев на кыл кобызе и прима кобызе - демонстрация мастерства исполнения Жаппаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева Ход урока: 1. Организационный момент 2. Раскрытие основной темы Жаппас Каламбаев родился в 1909 году в колхозе "Талап" Сузакского района Шымкентской области. С детства игру на инструменте он осваивал самостоятельно. Кюи Ыхласа Жаппас перенял от его ученика известного домбриста Сүгіра. Именно Жаппас вернул произведения классика кобызовой музыки из домбровых версий вновь кыл-кобызу. Ж.Каламбаев – участник 1-го Республиканского слета народных исполнителей (1934). Он стоял у истоков зарождения оркестра народных инструментов им. Курмангазы, являлся солистом и концертмейстером группы альт-кобызов (1934-1967). По словам А.Жубанова "все кобызисты, ныне играющие в оркестре им.Курмангазы первоначальные уроки брали у Каламбаева". Среди его учеников – народные артисты КазССР Г.Баязитова и Ф.Балгаева, кандидат искусствоведения, профессор Б.Сарыбаев. С открытием класса кыл-кобыза Жаппас преподавал игру на инструменте в Алматинской консерватории (1968-1970), совмещая с активной концертной деятельностью. Ж.Каламбаев известен как собиратель музыкального фольклора, который записал и расшифровал уникальные образцы народной музыки. Жаппас является автором собственных произведений – кюев и романсов. Он, в числе первых членов, вошел в состав Союза композиторов Казахстана (1939). Правительство республики высоко оценило деятельность Жаппаса Каламбаева, присвоив ему почетное звание "Заслуженный деятель искусств КазССР" (1944), он имеет правительственные награды ("Орден Трудового Красного знамени" и медали). В исполнении Жаппаса Қаламбаева звучит күй «Жез киік». А сейчас в исполнении Акжунусовой Айданы (прима кобыз), послушаем кюй Ықыласа «Жез киік». Мы услышали два разных исполнения этого кюя. Мы слышим разницу в звучании, штрихов, подачи звука и в тексте. Разница обуславливается тем, что, кыл кобыз звучит мягче, так как имеет две жильные струны, всего две октавы, в свою очередь, прима кобыз имеет четыре металлические струны, и скрипичный строй. Поэтому, штрих легато изменен, с целью приблизить звучание кыл кобыза, то есть смягчить металлический звук. Теперь послушаем күй «Ерден» сначала в исполнении Даулета Мыктыбаева, а затем Маскеновой Акерке. Различие только в подаче и трактовке исполнениния. Даулет Мыктыбаев является потомком легендарного Ыхласа. Родился он в 1904 году в Коргальджинском районе Целиноградской области. Искусство игры на кыл-кобызе перенял у ученика Ыхласа Абикена Токтамысулы, а лучшие кюи для кобыза - у своего дяди Тусупбека – сына Ыхласа. Трудовую деятельность Д.Мыктыбаев начал в Карагандинском областном радиокомитете (1933). Первое серьезное публичное выступление состоялось на 1-м Республиканском смотре народных исполнителей (1934). В Караганде же началась его концертная деятельность в качестве солиста областной филармонии (1937), прерванная Великой Отечественной войной, на фронтах которой он сражался все ее годы (1941-1945). Вернувшись с фронта, Д.Мыктыбаев связывает свою жизнь с Алма-Атой, где работал солистом-кобызистом Казахской государственной филармонии им. Жамбыла и Казахконцерта (1945-1965). Вслед за Ж.Каламбаевым вел класс кыл-кобыза в Алматинской консерватории (1970-1976). Среди его учеников немало замечательных последователей, продолжающих традиции Ыхласа – заслуженный артист КазССР К.Ажмуратов, заведующий кафедрой кобыза и баяна консерватории, профессор Б.Косбасаров, педагог музыкальной школы им. К.Байсеитовой А.Жумабеков. У Д.Мыктыбаева есть собственные произведения для кобыза – кюи и переложения образцов народной музыки. Звучит күй Қорқыта «Қоңыр» в исполнении Жаппаса Каламбаева. Для сравнения послушаем этот же күй в исполнении Ғарифоллақызы Ғазизы на прима қобызе. Данный кюй в исполнении Жаппаса Калмабаева носит более традиционный характер, диапазон кюя – две октавы. Исполнение же на прима кобызе отличается более широким диапазоном – 3 октавы. Таким образом, трактовка кыл кобызовых кюев на прима кобызе подвергается развитию как в штрихом плане, так и в расширении диапазона звучания. В заключении хотелось бы отметить, что популяризация кыл кобызовых кюев и их исполнение на прима кобызе является важной частью учебного процесса, как с целью общего ознакомления учащихся с истоками казахской музыкальной культуры, так и в исполнительской практике. | |
Просмотров: 686 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|