Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Значение музыкального воспитания в развитии ребёнка. «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев [1, C. 123]. «Раннее вовлечение детей в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественного для ребёнка, и вполне отвечает его потребностям и возможностям», - указывал Б.М. Теплов. [2,C. 90]. Было принято считать, что творческие возможности в области музыки учащихся обычно общеобразовательных школ невелики. Кладезь гениальных педагогических мыслей помогла нащупать верный путь формирования детского музыкального творчества. К детским музыкальным творениям – таким хрупким – нельзя подходить со взрослой меркой: «музыкальное творчество не проявляется только в сочинении «сложных музык», оно гораздо многообразнее и разветвленные, чем кажется». Включая музыкальное творчество в процесс общего музыкального образования школьников, считая его «высшим видом музыкальной самодеятельности», Б.В. Асафьев, вместе с тем, считал, что сочинение музыки в школе не «недолжно быть предметом». Тем самым он ратовал за живой, увлекательный процесс постижения основ музыки и творчества, в противовес натаскиванию, схоластике и зубрёжке. [1, C. 94]. Формирование основ детского музыкального творчества задумано в широчайшем гуманитарном контексте, интеграции искусств, рука об руку с обучением, воспитанием, общим и художественным развитием личности ребёнка. Не зря же в своё время и поныне, авторитетный Д.Б. Кабалевский убеждал общественность в том, что «общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех детей». [3, C. 72]. Формирование детского творчества задумано в целостном образовательном процессе, при органическом вхождении ребёнка в художественную культуру. Выдвижение творческих и репродуктивных заданий, следует в логике возрастания. Формирование положительной мотивации реализуется несколькими путями. Во-первых, в процесс становления детского творчества гармонично вплетена психолого-коррекционная работа с целью привития социально-ценных установок, устранения неверия в свои силы. Во-вторых, выступает мысль о высокой миссии гуманизма, добра: о творчестве, как воплощении лучших побуждений человека, о связи творчества с трудом. В-третьих, формирование положительной мотивации обеспечивается занимательностью, созданием ситуаций успеха, предвосхищением тех эмоций, которые желательно испытать ребёнку. В-четвёртых, предприняты меры, по предупреждению затруднений учащихся, привлечению подбадривания, юмора. Под музыкальным развитием учащихся, имеется в виду развитие таких музыкальных способностей, которые в своей совокупности обуславливают успешное выполнение той или иной деятельности. Музыкальные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, к которым относятся природная чувствительность, обуславливающая анализ речевых или музыкальных звуков.[5] Музыкальные способности являются, как бы ядром музыкального развития, осуществляемого в процессе музыкального воспитания, в процессе планомерного овладения учащимися системой знаний и навыков. Но решающую роль в музыкальном развитии играет учёт индивидуальных особенностей учащихся, и внутренних условий их развития. Ведь развитие всегда определяется тем, насколько гибко умеет ребёнок использовать их в новых условиях. На каждом этапе развития открываются новые возможности для дальнейшего совершенствования способностей и для общего развития. «Всякое подлинное развитие человека – это становление или развитие его способностей» - утверждает известный психолог С.Л. Рубинштейн. [6,C.53]. В полной мере это высказывание относится и к музыкальному развитию, как развитию музыкальных способностей. От природы нет никаких способностей, есть только задатки, которые в большинстве педагогических работ рассматриваются как анатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратиться, а могут и не превратиться в способности. Задатки есть у всех. Однако очень важно иметь в виду два обстоятельства: 1. задатки у всех разные; 2. задатки нужно развивать и превращать их в способности в определённое время. Таким образом, природные задатки развиваются в определённых условиях. Если много заниматься с ребёнком, то его многому можно научить. Для того чтобы развились его дарования, нужно, чтобы ребёнку самому нравились музыкальные занятия. Необходимость положительных эмоций, чувства удовольствия от деятельности – неприемлемое условие для развития любых способностей, даже таких «натуральных», как музыкальные способности. Эмоциональный отклик на музыку побуждает ребенка радоваться и печалиться, мечтать и грустить, то есть испытывать все многообразие чувств, которые ребенок способен пережить в процессе восприятия музыки в силу своих возрастных особенностей. Обогащение чувственного опыта ребенка связано с расширением его эмоционального опыта — способностью сопереживать тем чувствам и настроениям, которые выражены в музыкальном произведении. Скорость музыкального развития ребенка обусловлена многими индивидуально-психологическими факторами. Не все дети могут одинаково развиваться музыкально при единых требованиях. Одни будут успешны в овладении музыкальной грамотой, развитии звуковысотного слуха, про¬явлении двигательных навыков и навыков координации движений (при лабильности нервной системы). Для других (более инертных) эти стороны музыкального развития могут быть затруднены, а повышенные требования в области музыкального образования к данной категории детей могут закрепить у них переживание неуспеха, снизить положительный эмоциональный тонус от занятий музыкой. Между тем и дети с инертной нервной системой способны сделать большой скачок как, в общем, так и в музыкальном развитии. Важно увидеть скрытые возможности ребенка и более внимательно относиться к тем детям, которые на начальных этапах своего музыкального образования не показывают высоких результатов. Для таких детей необходима специально продуманная в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями методика. При этом важно не заставлять ребенка приспосабливаться к педагогическому методу, а стремиться к тому, чтобы выбор метода соответствовал особенностям и способностям самого ребенка. От переживания — к познанию — таков естественный путь ребенка в музыку, учитывающий как эмоциональную природу этого вида искусства, так и природу самого ребенка — естественную, генетически заложенную в нем готовность к опережению уровня своего развития. Список литературы: 1. Б.В.Асафьев. «О музыкально-творческих навыках у детей» М. – 1990г. [ C. 123]. 2. Б.М.Теплов. «Психология музыкальных способностей». М, - 1974г. [C. 90]. 3. Д.Б.Кабалевский. «Прекрасное пробуждает доброе» М.: Просвещение 1990г. [ C. 72]. 4. Н.Ветлугина «Музыкальное развитие ребёнка» М.: Просвещение, 1986г. 5. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1989г. 6. С.Л.Рубинштейн. «Основы общей психологии» М. – 1980г. [C.53]. 7. Л.Б.Бахтигулова «История и основные аспекты музыкальной психологии» Издательство Магистр Москва 1998г. 8. Е.Юдина «Первые уроки музыки в подготовительном классе» М., 1997г. | |
Просмотров: 623 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|