Каржаубаева Ж.К. – преподаватель общетехнических дисциплин КГКП Колледж транспорта г. Семей Концепция модернизации образования Республики Казахстан предусматривает введение такой категории как ключевые компетенции выпускника. В образовательной практике категория «квалифицированный специалист» постепенно заменяется категорией «компетентный специалист». При компетентностном подходе в профессионально - техничесом образовании перечень необходимых компетенций профессии определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны общества и потребностью личности. Овладение различного рода компетенциями, в том числе и профессиональными, становится основной целью и результатом процесса обучения. При определении состава компетенций в результате опроса работодателей было выявлено, что современный специалист – выпускник колледжа, должен обладать не только объемом, качеством знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта РК, но и относиться к своей профессии, как к личной и социальной ценности, обладать способностью профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества, постоянно стремиться к повышению своей квалификации. Работая над проектом «Требования к современному технику-механику» мы пришли к выводу, что только 20-30% абитуриентов поступают в КГКП «Колледж транспорта» по собственному желанию, остальные по различным мотивам (рядом с домом, родители привели, друзья посоветовали, было все равно), следовательно, у студентов зачастую отсутствует интерес и мотивация к обучению и получению будущей специальности. Курс общетехнических дисциплин должен формировать понимание правильности выбранной специальности, показать ее важность и значимость в экономике государства, раскрыть возможности профессионального роста и возможности достойного заработка. Уважение и интерес к изучаемой профессии - это фактор, который способствует успешному обучению и активному формированию профессиональных компетенций. Опыт работы в профессионально - техническом образовании позволяет из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования компетентности будущего специалиста. Необходимо шире использовать различные формы активных методов обучения, «Интерактивное обучение», «Технология критического мышления», «Модульная технология», ИКТ, «Игровые технологии». Это выполнение проектных заданий, викторины, игры, семинары, лабораторные работы с использованием различных инновационных технологий. На занятиях применяются современные электронные программы: «АсtivInspire», флипчарты. В процессе реализации компетентностного подхода педагог перестает быть носителем информации и превращается в руководителя самостоятельной познавательной учебной деятельности студентов. Его главной задачей становится умение мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности. Необходимо организовать самостоятельную учебную деятельность студентов таким образом, чтобы каждый из них мог реализовать свои способности и интересы. Фактически преподаватель создает развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым студентом определенных компетенций на уровне развития его способностей. Теоретический анализ литературы и анализ собственного опыта позволили выделить условия эффективного формирования профессионально-личностных компетенций для будущих специалистов • включение студентов в активную самостоятельную работу; • организация решений учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий • предоставление права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчета при проведении проверки знаний, умений и навыков, отвечающим индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста; • активизация деятельности студента как субъекта образовательного процесса; • создание на учебном занятии ситуации успеха. Целям развития образовательного интереса служит проведение интегрированных занятий, на которых четко прослеживается межпредметная связь. При изучении общетехнических дисциплин «Технология металлов», «Материаловедение», «Основы стандартизации и метрологии», «Сварочное производство» прослеживается связь, как с предметами специальных дисциплин, так и с общеобразовательными дисциплинами. Многие темы такие как «Производство чугуна», «Производство стали», «Производство цветных металлов», «Строение и свойства металлов», «Сварка чугунов». «Трансформаторы», «Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии», и другие настолько близки к темам по химии, технической механике, учебной практике, ремонт автомобилей, что позволило бы вести интегрированные уроки, что и запланировано мною в ближайщем будущем. Повышению эффективности профессионально - технического образования способствует критическое мышление студентов, так как оно развивает у них любознательность, способность продолжительное время заниматься решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность, дисциплинированность. Она направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, к получению будущей специальности. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. На ежегодных научно-практических конференциях студенты решают практические задания профессиональной направленности, участвуют в подготовке и проведении семинаров, конференций, привлекают свои знания при практических задачах. Студентами, под руководством педагогов, подготовлены проекты «Химико-термическая обработка металлов», «Коррозия металлов и способы защиты от нее». Проекты ставят своей целью закрепление студентами умения применять теоретические знания, проводить анализ специальной и технической литературы, выделять научную новизну и практическую значимость, выбирать оптимальный вариант решения поставленной проблемы. Особая роль отводится к конкурсам профессионального мастерства, так как участие в конкурсах позволяет переосмыслить имеющийся опыт, посмотреть на его эффективность со стороны. Наши студенты принимают участие в областных конкурсах «Лучший по профессии». После участия в подобных конкурсах у студентов возрастает мотивация к повышению своей квалификации. Все это способствует профессиональному становлению будущего специалиста.
|