Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

КАК ВЛИЯНИЕТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
КАК ВЛИЯНИЕТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Манапова Кымбат

Руководитель Макеев Б.К,
преподаватель специальных дисциплин
КГКП «Колледж радиотехники и связи» г.Семей

Стоит отметить, что влияние на мир научно – технического прогресса очень велик. Каждый день мы пользуемся новыми видами техники, и не можем представить себе, как прожить и день, не воспользовавшись ими. Уже исходя из данного, можно понять, что использование предметов Технического Прогресса каждый день влияет на нас в течение всей жизни.
Влияние технического прогресса на нас начинается с раннего возраста. Если раньше от умственных особенностей человека, не требовалось каких- то особых усилий для познания элементарных вещей, окружающих нас, то сейчас большинство детей достигших 3—5 лет уже вовсю пытаются освоить компьютер, познать первоначальные навыки в управлении сотовым телефоном, планшетом и т.д. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в более быстрое развитие мозга человека. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития наших детей интеллектуально, но есть одно «но».
Во-первых, компьютеры, планшеты, сотовые телефоны, ноутбуки и т.п. являются не только средствами, которые помогают развиваться человеку интеллектуально, но также являются и средствами формирования представления о мире. Например, сейчас буквально все дети и подростки пользуются социальной сетью. С помощью них можно общаться, просматривать видео, а так же заходить на различные страницы групп. Но кто знает, кто и под каким именем зашел туда, и о чем он говорит с вашим ребенком. «Море китов», «Синий кит», «Тихий дом» - группы в социальных сетях, в которых пропагандируется идея суицида, предлагается вступить в группу, финалом который является совершение самоубийства.
Такую же опасность для детей и подростков представляет собой игровая зависимость. Ведь в виртуальном мире ребенку не нужно отвечать за свои поступки, там он просто живет по написанным сценариям программистов и дизайнеров. Как следствие, развитие личности ребенка происходит по виртуальному сценарию, абстрагированному от реальности. Поэтому дети впоследствии, попадая в мир реальности, становятся очень жестокими, чрезмерно эмоциональными, неконтролируемыми, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия. Если вовремя не помочь им в этом состоянии, то в будущем эти дети могут лишиться ряда важных личностных качеств, таких как: целеустремленность, сдержанность, выдержка, ответственность, стрессоустойчивость и т.д.
Второй, наиболее сложной, проблемой влияния Технического Прогресса на человека стали «технические новинки». Несложно заметить, что за несколько лет, общество, в буквальном смысле, стало покланяться некоторым видам современных смартфонов. Разумеется, всё можно понять как потребительские нужды, но все же становится ясно, что данный процесс не полностью соответствует данной теории. И были случаи, где люди пытались и даже продавали свои органы, чтобы полученную сумму потратить на покупку нового гаджета. Спрос возрастает только при наличии существенных изменений потребительских свойств товара, это массовая зависимость людей (не только детей, но и взрослых) от ежегодных технических новинок. Или как ещё называют её современные ученые — гаджет-зависимость.
Самой распространенной зависимостью 21 века, можно отнести и «селфиманию». Селфи сейчас делают практически все, независимо от возраста, пола и положения в обществе. Фотографирование самого себя и выкладывание снимков на всеобщее одобрение в социальные сети стало модным сравнительно недавно, но набрало за столь короткие сроки такие обороты, что ученые забили тревогу. Селфимания схожа с наркотиком: человек все фотографирует и фотографирует себя, ему хочется сделать как можно больше снимков. Желание запечатлеть себя в экстремальном виде или месте все чаще побеждает здравый смысл вместе с чувством самосохранения. Между тем во время таких актов самолюбования получают травмы и даже погибают не только и не столько дети, но и взрослые.
И третьим, наиболее опасным, последствием влияния технического прогресса для нормального развития человека является интернет-зависимость. Интернет-зависимость — это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть и неспособен выйти из нее вовремя. Данное расстройство впервые было описано доктором Голдбергом в 1995 году. Хотя Голдберг не собирался включать это расстройство в официально принятые психиатрические стандарты, описание, которое он предложил, основывается на описании расстройств, которые связаны со чрезмерным употреблением психоактивных веществ. Психиатр выделял несколько основных симптомов этой зависимости: пользование интернетом приводит к ущербу психологического, межличностного, социального или физического статуса; вызывает стрессовое негативное болезненное состояние. Также к последствиям данного расстройства можно отнести деградирование личности человека, снижение двигательной активности: вместо того, чтобы встать и выглянуть в окно и узнать идет ли на улице дождь, человек в большинстве случаев предпочтет воспользоваться интернетом для этой цели. На данный момент интернет-зависимость очень широко обсуждается, но еще не признано официальной болезнью.
Мы провели небольшой анкетированный опрос по выявлению зависимости студентов от мобильных устройств (т.е мобильной сети), среди студентов второго и третьего курса «Колледжа Радиотехники и Связи». Вопросы анкетирования прилагаются в приложении. И получили следующие результаты( Таблица 1).
Таблица 1. Количество участников опроса в возрастной группе от 17-19 лет.
Группы Общее количество До 15 баллов – 0% риска развития мобильной зависимости 16 – 22 балла – стадия увлеченности 23 – 37 баллов – риск развития мобильной зависимости Более 38 баллов – наличие мобильной зависимости
Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
253 ТП 18 1 5 2 7 - 3 - -
233 ТКУ 25 6 9 2 4 - 2 - 2
273 ТС 24 3 8 2 4 2 5 - -
333 ТКУ 16 2 5 3 3 - 3 - -
363 ТС 25 2 14 1 5 - 2 - -
313 ММТ
28 1 17 - 7 - 4 - 1
Всего 136 73 (53%) 40 (29%) 21 (16%) 3 (2%)

Рисунок 1.Графическое представление результатов опроса.

Из всех анкетируемых лишь 2% получили более 38 баллов и было выявлено наличие мобильной зависимости.
Также в данной работе нам хотелось бы заострить внимание на очень пугающей тенденции, которая показывает взаимосвязь между развитием НТП и статистикой роста суицида в мире. Как выше сказано, суицид может быть вызван злыми потребителями социальных сетей, а так же различными видеороликами, рассказами и историями, распространенными в интернете. Я думаю, что родители должны уделять больше времени своим детям и знать об их интересах в информационном пространстве.
По одной из версий ученых, рост суицидов связан ещё и с тем, что из-за НТП у людей стал все больше развиваться синдром дефицита внимания, т.к. ещё в детстве некоторые родители вместо того, чтобы заниматься с ребенком, включали ему телевизор, компьютер или что-нибудь другое и уходили, при этом, не подозревая какой опасности они подвергают своего ребенка в будущем. Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что, конечно же, невозможно полностью провести параллели между НТП и ростом психологических отклонений и ростом суицида у людей.
Разумеется, винить во всех вышеперечисленных проблемах только НТП нельзя, да и к тому же это будет неправильно, но стоит очень серьезно отнестись к тому, что во многих случаях НТП является основой развития этих проблем.
Изучая и исследуя данную тему я пришла к следующему выводу: о необходимости ограничения доступа к развлекательным интернет- ресурсам, отдавая предпочтение образавательным сайтам и библиотекам, а так же ограничить использование мобильных устройств на территории учебных и лечебно – оздаровительных заведений.
В конце хотелось бы отметить, что все решения данных проблем в основном лежат в самом человеке. Ведь, чтобы решить все данные проблемы человеку даже может и не потребоваться обращаться за профессиональной помощью. Например, чтобы ваши дети выросли абсолютно психически здоровыми и полноценными личностями, то для этого будет достаточно хорошего и грамотного воспитания в современных технических условиях. Если говорить о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Что касается гаджет-зависимости у взрослых, то тут просто нужно найти в себе силы и поставить себе ограничения. Например, вместо плеера взять в дорогу книгу. Ну, а если все же с влиянием достижений НТП не удается справиться данными способами, то лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.
А вообще, самым главным советом, который только можно дать, чтобы избавиться от всех современных проблем, связанных с НТП, на самом деле очень прост: почаще общайтесь с живыми людьми в реальном мире!
Литература:
1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 120 с.
2. Козлов В.В., Карпов А.А. Психология игровой зависимости. Мн.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. — 227 с.
3. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал, 1999. Том 20, 1, с 94—102.
Раен А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: jazdan16 (2017-05-23) E
Просмотров: 951 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru