Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Интегрированные уроки русского языка с использованием интерактивных методов включают в себя неиссякаемые возможности для всестороннего развития младшего школьника. Организация интерактивного обучения включает: - нахождение проблемной формулировки темы занятия; организацию учебного пространства, располагающего к диалогу; формирование мотивационной готовности обучающихся и учителя в процессе обучения; выработку и принятие правил учебного сотрудничества для учащихся и учителя; использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.; оптимизацию системы оценки процесса и результата совместной деятельности; развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа. По определению Ж.К. Кайкеновой, интерактивные методы и формы являются одним из эффективных средств, направленных на оптимизацию и интенсификацию процесса обучения, активизацию учебной деятельности и формирование профессиональных навыков обучаемых специалистов. В начальной школе применяются следующие интерактивные методы обучения: ролевая игра, метод «Знаю, хочу узнать, узнал» (ЗХУ), синквейн и кластер. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка. В ролевой игре школьники могут активизировать и реализовать все компоненты общения. Критики несправедливо говорят о том, что ролевая игра «требует много времени». Наоборот: ролевая игра эффективно подготавливает детей к реальному устному общению в конкретной ситуации, это «оплачивает» затраты времени. В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен, свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат развитию критического мышления. А необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и убеждать собеседника. Метод «ЗХУ» напоминает тестовое задание, которое используется после прочтения текста или полученной информации (таблица 1). Метод «ЗХУ» расшифровывается так: «Знаю, хочу узнать, узнал». Таблица 1.Метод «Знаю, хочу узнать, узнал» Что ты знал? Что ты хотел бы узнать? Что ты сейчас узнал? 1. Кратко, четко излагается имеющаяся информация одним словом, словосочетанием, краткой фразой. 1. Задаются вопросы по интересующим проблемам урока. 1. Осмысленное от первоисточников позволяет найти ответы на вопросы. 2. Работают индивидуально в парах, группах. 2. Количество вопросов показывает интерес к теме 2. Учащиеся кратко описывают ответы на поставленные вопросы. Рассмотрим интерактивный метод обучения «Синквейн». Приведем его краткое описание, цель которого: активизировать мышление учащихся. Этот метод наиболее эффективен на уроке литературы, с его помощью после завершения новой темы дастся характеристика автору или герою произведения. Являясь интерактивным методом обучения, «Синквейн» помогает учащимся свободно выражать свою мысль и давать характеристику герою того или иного произведения по пяти пунктам. Например, характеристика Тома Сойера: Тема (существительное) – мальчик, парнишка… Описание (прилагательное) – он шустрый, проворный, бойкий, неугомонный, озорной... Действие (глагол) – бегает, прыгает, путешествует, рискует... Отношение к теме – мечтатель, выдумщик... Другое название (синоним) – шустрик, озорник... Использование данного метода на уроках литературы способствует общению учащихся, обмену мнениями. Учитель может наблюдать за работой учеников, узнать их отношение к герою (Какие у него взгляды? Что он узнал нового? Как он это усвоил?).Метод «Синквейн» занимает 5 – 10 минут урока. Интерактивный метод помогает учителям начальных классов решать проблемы современного языкознания, литературоведения, обучения и воспитания учащихся. Теперь рассмотрим интерактивный метод обучения «Кластер». Перед изучением новой темы очень полезно использовать этот метод «Кластера», который подготавливает учащихся к восприятию новой информации и активизирует их умственную деятельность. Проводится этот метод следующим образом: например, дается следующее задание: Запишите в центре листа ключевое слово «Алые паруса», от него проведите лучики (как от солнца), к каждому лучику запишите придуманное слово или словосочетание, соответствующее теме. По этой схеме составляется примерно следующий текст: Повесть «Алые паруса» написал русский писатель Александр Степанович Грин. Главные герои повести Ассоль и Грей. Ученики должны по схеме построить свой рассказ, выделяя главное и правильно оформляя свою мысль. Все слова вокруг ключевого слова должны быть связаны между собой. Таким образом, применение интерактивных методов обучения в начальной школе позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника. В ходе эксперимента все уроки русского языка были проведены с использованием интерактивных методик, в частности с применением приёмов Карусель, Дерево решений, Броуновское движение, Помощь другу (работа в парах), ЖИГСО, кубизм, блицтурнир, дебаты, фишбоун, диаграмма Венн, Drag&drop, Найди меня, мозговой штурм, синквейн, авторский стул. Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внешнее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внутреннем ученики через определенный промежуток времени меняются. Детям внутреннего круга предлагается по несколько карточек с заданиями. Так, например, на уроке по теме «Глагол и его грамматические признаки», ученики внутреннего круга создаются две группы учащихся, по 7 человек в каждой; учащиеся внутренней группы получили индивидуальные карточки, содержащие по одному вопросу; - Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете о глаголе, и устно заполнить схему Глагол – это часть речи, которая_______________Verb- itis________ Глагол имеет: три __________ : ___ , ___ и ____ .It has ________________________ Глагол имеет: два ________ : ____ и _____ .It has_____________________________ на обдумывание ответов было 2 минуты; «карусель» начинает свое «движение» - ученики отвечали по кругу; в это время внешний круг слушал их ответы с тем, чтобы оценить их; учащиеся, не попавшие на «карусель», могли помочь своим товарищам отвечать на вопросы, но невербальным способом: жестами, мимикой. На этом же уроке использовались приёмы сказочная пара и почтальон для деления учеников на пары и группы. Интерактивный метод «Сказочные пары» был использован на интегрированном уроке русского , казахского языков и литературного чтения. Учитель делит учащихся на пары с помощью игры. Детям предлагаются слова на полосках. Они должны вспомнить сказочных героев и объединиться по принципу «Сказочная пара» (Аяз Ата-Ақшақар, Дед – Бабка, Буратино – Мальвина, Чип – Дейл, Қоян -Қасқыр, Шрек – Фиона, Ниф – Ниф, и т.п.). На интегрированном уроке русского, казахского, английского языков использовался интерактивный метод «Почтальон».Учитель раздаёт детям приглашения. Дети определяют куда их пригласили: (моряки,кеме,island, паруса, флажки – Sea);(пирожки, шай, салат, голубцы, bread – Асхана);(арена, сайқмазақ, monkey, фокусник, акробат – circus); Придумать речёвку. Произнести хором, всей группой. Учащиеся объединяются в группы (по характеру приглашения). На этапе актуализации знаний по теме «Глагол» использовался интерактивный метод «Броуновское движение», где мы предложили детям найти в классе карточки с глаголами в неопределённой форме (1группе), с глаголами прошедшего времени (2 группе), с глаголами настоящего и будущего времени (3группе), при этом на столах, стенах, подоконниках, двери было развешано множество различных карточек с написанными словами (кстати, это были различные части речи). Каждая группа находит в классе свои слова, и высказывают свою точку зрения. Метод «Дерево решений», который мы использовали на интегрированном уроке русского языка и чтения по теме «Неопределенная форма глагола и спряжение глагола» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий. Очень интересен приём ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли), заимствованный нами из технологии развития критического мышления. На обобщающем уроке по теме «Правописание глаголов» мы применили этот приём. Учащиеся в «домашних группах» (ДГ) делятся (по номерам – 1,2,3,4) затем расходятся в «экспертные группы». В «экспертных группах» (ЭГ) по карточкам выполняют определённые задания, изучая тему. Затем возвращаются в «домашние группы» и обучают участников группы по своей теме. Каждая ЭГ получает карточку с заданием для изучения определённой темы. 1 ЭГ 1) Как определить глаголы неопределённой формы? Докажи, что употребил глаголы неопределённой формы: Глагол … стоит в неопределённой форме, так как отвечает на вопрос ….? имеет суффикс….; не указывает на … и … . 2 ЭГ 1) Правописание глаголов с частицей НЕ 2) Докажи, что правильно употребил частицу НЕ с глаголом Глагол … пишется слитно так как Глагол … пишется раздельно без частицы НЕ не употребляется без частицы НЕ употребляется Таким образом, наше исследование позволило применить интерактивные методы на интегрированных уроках и создать условия для повышения уровня развития познавательного интереса младших школьников, а также повысить качество обучения, вызвать у учащихся интерес к урокам. Литература 1. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 248 с. 2. Ахбембетова, М. Е. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы– 2005. – №6. – С. 2 - 4. 3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технологии игры в обучении и развитии - М., 2006. 4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:Учеб.пособие для студ.пед. вузов- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с. | |
Просмотров: 889 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|