Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Предметно-развивающая среда, ведущая к формированию готовности детей с задержкой психического развития, к обучению в школе и ранней социализации в условиях детского дома. Сулейменова Л.К. Карагандинский государственный университет КГУ Детский дом «Құлыншақ» Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, его полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие. Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем косвенном воздействии на личность ребенка предметов, игрушек, обстановки и т.д. Цель создания предметно-развивающей среды – создание комфортной, здоровье сберегающей, эстетичной, развивающей, разнообразной предметно-пространственной среды, соответствующей уровню и потребностям детей в условиях детского дома. Задачи: • Обеспечение условий для развития познавательных, творческих способностей детей • Поддержание познавательной активности детей. • Совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов. Гипотеза Если грамотно организовать предметно-развивающую среду, она будет способствовать утверждению уверенности в себе, даст возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Ожидаемые результаты Дети • Дети легко войдут в новую для них среду; • Сформируются умения общения со сверстниками и взрослыми. Педагоги • Установится тесное взаимодействие; • У педагогов повысится уровень компетентности в организации подготовки детей к школе. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, является одной из наиболее важных и актуальных проблем специальной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выходит создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Проблема развития мышления у детей дошкольного возраста актуальна тем, что данный психологический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это, в свою очередь, требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов. Коррекционно-развивающая среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида. Вместе с тем в коррекционной педагогике до настоящего времени не разработаны методические рекомендации к организации коррекционно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Коррекционно-развивающая среда в специальном дошкольном учреждении должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и отвечать на задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с проблемами развития. Исходя из существующих нормативов организации среды и оснащение соответствующим оборудованием, разработанными Министерствами образования и здравоохранения РК, коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребенка в социум. Вот основные характеристики развивающей среды • Комфортность и безопасность обстановки. • Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности дошкольников • Возможность включения в познавательную деятельность всех детей группы Важнейшим условием успешности влияния предметно-развивающей среды является ее доходчивость для конкретного контингента детей, выражающие дидактические, вариативные и видоизмененные способы детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ним ребенка. Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие основные компоненты предметно-развивающей среды. • Природная среда • Предметно-игровая среда • Предметно-развивающая среда занятий • Детская библиотека, игротека, видеотека • Музыкально-театральная среда Контингент детей нашей группы с диагнозом - задержка психического развития разного генеза. Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность. Лейтмотивом выводов отечественных дефектологов является положение – что задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребенка. У всех детей группы наблюдается слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Отмечаются периодические колебания внимания, его неустойчивость, недостаточная концентрация на объекте. Диагностика процессов памяти показала недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения. При обследовании в начале учебного года отмечался низкий уровень развития восприятия, что проявлялось в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если они перечеркнуты, или накладываются друг на друга. Наблюдается несформированность основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. У всех детей отмечаются нарушения всех компонентов речи. Это проявляется в отставании формирования фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи, связной речи. В этом направлении большую работу ведет учитель-логопед на своих занятиях. Проводится взаимосвязь в работе с логопедом: артикуляционная и мимическая гимнастика. Работа в тетрадях по развитию графо-моторных навыков и т.д. Учитывая интеллектуальные способности и возможности наших детей, для каждого ребенка учитель-дефектолог определил индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут. Для того чтобы дети развивались в полном объеме, необходимо создать определенные условия для коррекции отклонений в развитии и успешной подготовке детей к обучению в школе. Основные требования к предметно-развивающей среде – это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования. Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности. Этот центр символически можно разделить на несколько центров: 1. центр детского творчества Рисование для ребенка наряду с игровой деятельностью имеет важное значение, потому что изобразительная деятельность - это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Дети погружаются в мир прекрасного – картины, цветы, декоративно-прикладные изделия, детские работы и работы взрослых способствуют развитию эстетического вкуса. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества. 2. центр театрализованной деятельности представлен куклами, игрушками для различных видов театров (плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный). Диски и аудио кассеты, для сопровождения театрализованных игр, различные костюмы для ряжения. 3. познавательно-речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Дети знакомятся с картами, коллекциями, сувенирами. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости. Центр занимательной математики Представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки и многое другое. Цели и задачи: 1. продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия, 2. расширять и углублять математические представления детей; 3.закрепление умения пользоваться условными символами (цифрами); 4.закрепление количественного, порядкового и обратного счета; 5.решение задач на наглядном материале; 6. понятий смежные числа; 7. закрепление знаний о геометрических фигурах. Подготовка руки к письму в «Школе карандаша» Работа в этом направлении ведется поэтапно. • Проводим линии. В начале освоения графических навыков ребенок учится проводить прямые линии разной длины и в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные. После этого можно потренироваться в проведении изогнутых, волнистых линий. Проводить линии нужно одним движением, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Более сложное задание – обведение рисунков по контуру. Оно требует от ребенка внимательности и аккуратности. Линии должны проходить точно по контуру, не прерываясь. Одно из значимых упражнений – раскрашивание картинок. При этом важно не выходить за контуры рисунков. • Выполняем штриховку. Штриховка - это проведение параллельных линий, не выходящих за контур фигур. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми, ломаными линиями и т.д. Важно следить за тем, чтобы штриховые линии были параллельны и не выходили за контур рисунка. • Копируем рисунки. Копирование рисунков развивает у ребенка полезные графические навыки, произвольное внимание и зрительное восприятие. Начинать копирование нужно с простых фигур и рисунков, а затем переходить к более сложным. • Рисуем и пишем по клеточкам. Перед поступлением в школу ребенок должен уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. В этом ему помогут упражнения на рисование узоров и срисовывание фигурок по клеточкам, графические диктанты. При создании развивающего пространства необходимо учитывать и то, что ведущим видом деятельности является игра. Центр сюжетной игры Позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Представленная предметно - развивающая среда позволяет сформировать у детей с отклонениями в развитии взаимосвязь между наглядными и словесно-логическими формами мышления, закладывает полноценную основу к формированию всех форм мышления, что способствует более успешному школьному обучению, т. е. делает работу дефектолога и воспитателя более эффективной. Используемая литература: 1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 - III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016). 2. Закон Республики Казахстан от 11.07.2002 года №343-11 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014). 3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.05.2016 № 292 4. Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, 2016-2017 уч.г. 5. Общеобразовательная учебная программа дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, Астана 2016 6. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29.12.2014 г. за № 179 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно - эпидемиологические требования к объектам образования». | |
Просмотров: 472 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|