Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Психологические особенности формирования патриотизма современной студенческой молодежи
Одной из важнейших проблем современного общества является вопрос патриотического воспитания студенческой молодежи. Быть патриотом - это естественное желание человека, удовлетворение которого выступает как условие материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей культурной, исторической, национальной и духовной принадлежности к Отечеству и понимание демократических основ и перспектив его развития в современном мире.
Феномен патриотизма – базовое понятие общественного сознания, которое является интегративным и имеет социально-психологическую природу. Патриотизм формируется на основе национального сознания, которое предполагает наличие общества, этноса. В современной психологической науке существуют два основных подхода к рассмотрению проблемы национального самосознания.
С одной стороны - национальное самосознание понимается как осознание, идентификация и отождествление себя в единстве со своей национальной или этнической общностью в качестве целостного сообщества (этноса, нации, народа), объединенного теми или иными общими признаками: происхождением, культурой, языком, территорией. Осознанию себя как нации свойственно стремление к сохранению этих общих признаков и через них - своей самобытности и целостности (как культурному типу, или шире - определенному типу цивилизации), готовность отстаивать и защищать их, и в то же время способность (бессознательная или осознанная) ассимилировать новое, обогащающее жизнь сообщества, и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни [1, с. 89].
По словам С.К. Рощина, главная особенность такого типа национального самосознания состоит в том, что его носители признают равное право всех народов на самобытность, и не считают возможным навязывать другим свои представления, нормы и ценности. Такое самосознание составляет основу патриотических чувств [2, с. 2].
С другой стороны, чувство национального самосознания, в определенной степени, неизбежно включает в себя превосходство над другими нациями, осознание и переживание того, что «мы» лучше, умнее, сильнее, чем «они», выделение своей нации и этноса среди других, возвышение этнических особенностей своей культуры. Патриот, так или иначе, всегда должен быть приверженцем идеологии своей страны, нации, в чем и проявляется превосходство [3, с. 32].
А.В. Сухарев [4, с. 312] выделяет три этапа развития патриотического сознания человека:
1. Этап раннего этнически-территориального самосознания является фундаментальным этапом в патриотическом воспитании и приходится на дошкольный и младший школьный возраст. На данном этапе формируется чувство патриотизма;
2. Этап национально-политического самосознания, приходится на подростковый возраст, когда сменяются основные институты социализации и подросток выходит в общественную среду. На этом этапе происходит присоединение личности к различным молодежным общественно-политическим организациям и объединениям, которые в состоянии помочь воспитать сегодняшнего школьника завтрашнего гражданина;
3. Этап государственно-патриотического самосознания, когда понятие «национального» выходит за пределы этничности и достигает уровня государственности. Характерными чертами данного этапа выступают проявление любви, уважения к своему государству как главные цели нации.
Успешное прохождение указанных этапов свидетельствует о наступлении гражданско-патриотической зрелости личности.
Таким, образом, патриотизм в самом общем виде следует понимать как чувство, возникающее у человека при отождествлении себя с определенной национальной, этнической и территориальной общностью.
Формирование патриотизма - процесс, имеющий лишь относительную завершенность на каждом своем этапе. С возрастом он лишь видоизменяется в том смысле, что в нем все большую роль начинают играть уже сформированные черты, установки, ориентации человека, а влияние новых жизненных ситуаций, новых идей неизбежно преломляется через грани уже сложившейся личности. На сегодняшний день все столь же значимым, как и прежде остается взаимодействие государства, семьи и образовательных учреждений с целью формирования национального самосознания, патриотизма и гражданственности среди современной молодежи. Патриотическое воспитание выступает как фактор единения всего общества, является источником и средством культурного, политического и экономического преобразования Родины, её территориальной целостности и безопасности.
Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе вовлечения молодежи в деятельностный созидательный труд на благо родной страны, привития бережного отношения к ее истории и культурному наследию, обычаям и традициям народа, любви к родным местам; воспитания готовности к защите Родины; изучения культуры и традиций разных народов. Система формирования патриотизма призвана обеспечить целенаправленное развитие у студентов активной позиции, способствовать максимальному включению в решение национальных проблем, создать условия для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с общегосударственными интересами. Она является подготовкой молодых людей и побуждением представителей более старших поколений к подобному характеру деятельности, в которой знания и опыт соединяются с позицией гражданского долга и участия в судьбе Родины, а личные интересы - с общественными.
В качестве условий и путей развития патриотизма как личностного качества выступает диапазон всех видов деятельности и форм организации воспитательной работы студентов, позволяющих им проявлять патриотизм самостоятельно и вовлекать в это окружающих. Включение молодежи в изучение культуры своей страны воспитывает уважение и гордость за родную землю. Поэтому молодым людям необходимо знать и изучать традиции своих предшественников. Как отмечает Р. Б. Сулейманов, чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к стране, ее прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание студентов, расширить их знания об истории и культуре родных мест, о подвигах предков в защите Родины, преподаватель должен обладать такими качествами, как высокая культура, мораль, нравственность, гражданственность, быть патриотом своей страны, любить и уважать свою Родину [5, с. 136].
Решая проблему патриотического воспитания студенческой молодежи, необходимо акцентировать внимание на формировании ценностного отношения к явлениям социально-общественной жизни прошлого и настоящего. Согласно позиции Г.К. Селевко, важной характеристикой современного патриотического воспитания является возрастание значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие способы для результативного патриотического воспитания: использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь, исторического; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; формирование многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и студентов в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края [6. с. 522].
Мы считаем, что вышеуказанные способы формирования патриотизма могут быть с успехам использованы в рамках гражданско-патриотического воспитания казахстанской студенческой молодежи.
При этом, следует отметить, что нельзя добиться эффективного формирования патриотизма, если не соблюдены следующие условия, которые выражаются в степени согласованности деятельности преподавателей и студентов: 1)осмысление учащимися необходимости развития патриотизма и героизма; 2)наличие ценностной установки на приобретение профессиональных знаний и умений; 3)включение в разнообразные виды деятельности и выполнение различных ролей; 4)коррекция патриотических потребностей и их возвышение.
Патриотический потенциал страны определяется такими характеристиками, как: культурно-исторические духовные ценности; достаточная разумность личных потребностей и их соответствие коллективным, общественным и государственным; преобладание духовного начала над материальным; способность воспроизводить духовно-нравственный потенциал, хозяйственно-бытовая и культурная среда жизнедеятельности.
Таким образом, в современной ситуации развития Казахстана, как никогда важным является возрождение духовности, воспитание населения, особенно студенческой молодежи, в духе патриотизма, любви к Родине, прекращение пропаганды насилия и жестокости как не свойственного нашей стране образа жизни.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: kalinichenkooksana (2017-10-04) E
Просмотров: 935 | Теги: патриотизм, национальное самосознание, студенты | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru