Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Дополнительное образование детей в современной системе образования Президент Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» отмечает, что человек - это главное богатство нашей страны. Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от знаний и социального самочувствия казахстанцев.[1] В отечественной педагогике накоплен богатый опыт развития творческих способностей учащихся. Неоценимый вклад в исследование психологических основ развития творческих способностей, творческого процесса, внесли видные ученые нашей Республики К.Б.Жарыкбаев, М.А.Кудайкулов, М.М.Муканов, Т.Т.Тажибаев и многие другие. Проблемы самореализации личности в образовательном процессе остаются без должного внимания, что приводит к социальной пассивности молодежи, дегуманизации межличностных отношений. Очевидно, что эти задачи не могут быть выполнены усилиями только школьной системы. Особое значение в их решении играет дополнительное образование, которое получило широкое развитие в Казахстане в последнее десятилетие. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен. В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков.[4] Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Для многих занятия в системе дополнительного образования становятся потом делом на всю жизнь. Система дополнительного образования, по сути своей от самых истоков развивавшаяся как демократичная открытая социально-педагогическая система обладает очень мощным потенциалом в подготовке детей и подростков к жизненному самоопределению. Она существует не просто для того, чтобы занять свободное время школьников, хотя и это важно как для развития личности в целом, так и для решения задач профилактики преступности, разных видов девиантного поведения детей. Главное, что в процессе дополнительного образования дети осваивают ценности отечественной и мировой культуры, у них формируется ценностное отношение к семье, здоровью, природе, отечественной истории, образованию, профессиональной деятельности и такие принципиально важные для гражданского становления личности качества, как мобильность и коммуникативность, столь востребованные сегодня, социальная компетентность, личностная позиция- потребность в саморазвитии и готовность к реализации социальных инициатив, к интеграции в культуротворческий процесс, общественное производство. Современная система дополнительного образования направлена на взаимодействие с семьей, школой, социумом, предоставляя при этом возможность каждому учащемуся заниматься разными видами деятельности, обеспечивая активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения. Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей. Одним из требований, предъявляемых к процессу развития творческих способностей, является учет индивидуальных и возрастных особенностей личности учащегося. Это обусловило ориентацию представленного диссертационного исследования на учащихся подросткового возраста, который во многом является благоприятным для развития творческих способностей. Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования как педагогический процесс, осуществляемый в условиях свободного выбора образовательного маршрута, в совместной с педагогом творческой деятельности, соответствующей возрастным особенностям и интересам учащихся.[3] Дополнительное образование детей имеет значительный педагогический потенциал: выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности; в процессах дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства; построенное на освоении различных видов деятельности, дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству; в сфере дополнительного образования на основе общности личностных интересов ребенка и взрослого интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций; дополнительные образовательные программы, становясь зоной ближайшего развития ребенка, содействуют воспитанию его «культурной одаренности»; дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения через решение проблемы занятости детей. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает подросткам в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе. Главное – в условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, реализовывать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность полноценной организации свободного времени. А значит, ребенок социально реализует себя, готовится к освоению профессии, и в результате – у него больше шансов достичь успехов в будущем.[5] Система дополнительного образования детей стала особенно активно развиваться в последние десятилетия. Повышается качество образовательного и воспитательного процессов, осваиваются инновационные программы и технологии системы дополнительного образования детей и юношества. Итак, дополнительное образование детей является особой сферой современного общего образования. Его отсутствие вряд ли может быть компенсировано использованием других источников общего образования. Есть основания полагать, что для ряда учащихся дополнительное образование на отдельных этапах процесса общего образования является не только необходимым, но и ведущим его компонентом. | |
Просмотров: 465 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|