Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Зарипова Анна Александровна КГУ "Детский дом №8 воспитатель 2 категории «Толерантность в каждом из нас» Проблема культуры общения – одна из самых серьезных в детском доме, так и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают далеко не все люди. Многих нужно учить этому. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости, служащей взаимопониманию между народами, социальными группами, позитивному взаимодействию с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Деятельность воспитателя в процессе формирования толерантных отношений - это содействие повышению коммуникативной компетентности воспитанников, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими. Толерантность представляет собой новую основу педагогического общения воспитателя и ребенка, предполагающую создание оптимальных условий для формирования у воспитанников осознания достоинства личности, признания права на ее самовыражение, что, в частности, исключает боязнь возможности ошибочно поступить или неправильно ответить. Какой возраст наиболее удо¬бен для воспитания толерант¬ности? Сегодня возникает необходимость воспитания у детей толерантности с самых первых дней их пребывания в детском доме. Для младших воспитанников проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Уважительное отношение к окружающим, гармонизация отношений в группе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «педагог - воспитанник». Поэтому одно из условий воспитания толерантности у воспитанников - освоение воспитателем определенных методических приемов и технологий организации учебно-воспитательного процесса и общения детей и подростков друг с другом и с воспитателем. Особое внимание у нас в детском доме обращается на воспитание толерантности у подростков. Именно в их возрасте у человека начинает формироваться чувство культурной идентичности чело¬века, и, соответственно, повыша¬ется его интерес к вопросам куль¬турной принадлежности. В подростковом же воз¬расте закладываются и основы дальнейшего социального пове-дения личности, в том числе способность к эмпатии или кон¬фликтность, стремление к социальной изоли¬рованности, позитивное или заведомо негативное отношение к окружающим. Подростковый возраст, как известно, возраст всегда трудный. У старшеклассников мы воспитываем такие качества, как любознательность, учим их сознательно участвовать в общественной жизни, учим идти на компромисс в случае разногласий и споров, справедливо относиться к людям, защищать от несправедливости любого человека независимо от его национальности. Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на мой взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и воспитанники могут проявить свое отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Педагог, как раз и стремятся занимать детей коллективной деятельностью, которая позволяет увлечь их общим делом, снять межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает лучшие стороны их характера, выявляет достоинства и проблемы воспитанников, учит детей находить компромиссы. Особенно важно то, что мы обеспечиваем в детском доме психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в группе-семье. Хочется отметить, что педагоги нашего детского дома стараются личным примером показать, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать, корректно отстаивать свою точку зрения. Большое значение в формировании толерантных отношений имеют игровые ситуации, ролевые игры, направленные на развитие коммуникативных умений. В нашем детском доме воспитание толерантного отношения к окружающим осуществляется через воспитательные мероприятия: «Школа общения» игровая программа, «Давайте понимать друг друга с полуслова» круглый стол, «Толерантность путь к миру» час общения, «Путешествие по Стране Толерантности» викторина и тд. В заключении хотелось бы сказать, что воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной воспитательной среды, в которой непосредственно изо дня в день находится ребенок. Ведь не мы, а наш пример поведение и умение общаться друг с другом воспитывает детей. | |
Просмотров: 331 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|