Главная » Статьи » Профессиональное образование |
[size=9]Включение ИКТ в учебный процесс с целью повышения эффективности обучение Включение ИКТ в учебный процесс с целью повышения эффективности обучение. Успешное обучение математике в значительной мере связано с организацией консультаций для студентов. Это побуждает преподавателей более тщательно подходить к проблеме проведения консультаций, искать новые формы и методы. Интенсивное внедрение в учебный процесс новых информационных технологий обучения (ИКТО) открывает широкие перспективы относительно углубления и расширения теоретической базы знаний, предоставления результатам обучения практического значения, активизации познавательной деятельности, создания условий для полного раскрытия творческого потенциала студентов, учитывая возрастные особенности и индивидуальные наклонности. В частности, компьютер –незаменимый помощник во время создания контролирующих заданий для студентов, привлечения их к самостоятельной и поисковой работе. Поэтому нужно выработать систему, в которой гармонично соединились бы традиционное обучение и обучение с использованием ИКТ. Одним из важных результатов применения ИКТ в сфере образования является использование элементов дистанционное обучение. Дистанционное обучение уходит корнями в 19 век. В 50-х годах XIX века Густав Лангеншайдт опубликовал в Германии «обучающие письма» - самопреподаватель по освоению языка. В 1870-х программы дистанционного обучения стали создаваться в США. После 1917 года модель «консультационного»(заочного) обучения была разработана в России. В 1969 году был открыт первый университет дистанционного обучения – Открытый Университет Великобритании. В Казахстане дистанционное обучение стало набирать обороты после принятия Государственной программы развития образования в 2005 году. Дистанционное обучение позволяет реализовать на практике основной принцип Государственной политики в области образования – его доступность для любых слоев населения независимо от расстояния. Актуальность дистанционного обучения в Казахстане подтверждается результатами исследования, который состоялся в рамках проекта «Дистанционное обучение в странах СНГ: Мониторинг образовательных потребностей и возможностей». Проект осуществлялся в порядке реализации решений Конференции Министров образования государств–участников СНГ (28–29 мая 2002 г., г. Алматы) о координации сотрудничества в области применения информационных технологий в образовании Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) совместно с РЦИО МОиН РК, являющимся одним из «focal point» ИИТО ЮНЕСКО среди 34 государств-участников. С начала 2006 года при РЦИО (НЦИ) открыт Портал дистанционного образования «Modular Object Oriented Digital Learning Environment (MOODLE)» Данный проект реализуется в рамках проекта ЮНЕСКО «Дистанционное образование с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для средних школ отдаленных и уязвимых регионов» и направлен на совершенствование качества образования. MOODLE - открытый пакет программ, созданный для эффективного дистанционного обучения. Данная система обладает международной лицензией GPL (General Public Licence), которая позволяет свободно тиражировать, копировать и распространять данный материал. К образовательным технологиям, приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся: – мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; – электронные мультимедийные учебники; – компьютерные обучающие и тестирующие системы; – имитационные модели и компьютерные тренажеры; – консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; – видеоконференции. – видео-лекции; Дистанционное обучение является перспективным направлением, и его развитие в системе образования продолжается. Данный способ очень удобен для студентов с ограниченными возможностями, отсутствующих на занятиях по болезни, имеющих пробелы в знаниях. Для проведения консультаций можно использовать следующие средства Сайт колледжа: размещение тестов, тренажеров для широкого доступа студентов при подготовке к уроку, экзамену, КТА; Skype: on-line консультации с студентами отсутствующими по уважительной причине; Электронная почта: 1.Для проведения Off-Line консультаций студентов; 2. Для пересылки выполненных заданий ЦОР, размещенные в сети Интернет: указание ссылок на определенные ЦОР для студентов. Практическое занятие Представим ситуацию, когда студент по болезни пропустил занятие. С ним нужно заниматься дополнительно, объяснить материал, передать домашнее задание и т. п. Сделать это можно следующим образом: при работе в группе с интерактивной доской можно полностью запротоколировать занятие в формате, поддерживаемом программным обеспечением для интерактивной доски и послать его по электронной почте (или через другие сервисы информационной системы) студентам пропустившим занятие. Экономия времени педагога и эффективность данной формы совместного использования интерактивной доски и дистанционных форм взаимодействия очевидна. При отсутствии интерактивной доски рассылочный материал готовится отдельно, либо используются презентации и другие цифровые материалы, использованные на занятии, и также посылается тем, кто пропустил занятия. При проведении консультаций через программу Skype необходимо продуктивно использовать ее возможности, существенно повысит качество проводимых консультаций. Остановимся на используемых возможностях программы и конкретных примерах использования. 1. Обмен сообщениями. Способ используется для обмена между участника сеанса текстовой информацией, например конкретными числовыми результатами решения задачи или выбранным номером программируемого ответа. Здесь сразу возникает вопрос: а как увидит студент предлагаемую для решения задачу? Для этого конкретного способа обмена информацией между студентами и преподавателем используется сайт. На страницах сайта преподаватель «выкладывает» задания для студентов с учетом изучаемой темы, возможностей студентов – ведь не все имеют компьютер с подключением к сети интернет. Пример обмена информацией со студентом. 2. Голосовое общение. Способ как нельзя лучше подходит для простого общения между преподавателем и студентом. Можно выяснить проблемы, возникшие при решении, при этом, не набирая информацию на клавиатуре. Объяснение преподавателя, вопрос учащегося, корректировка решения вот далеко не полный перечень применения голосового общения. При проведении занятий осуществляется тесный контакт между преподавателем и студентом, индивидуализация уровня и темпов обучения. 3. Возможность передачи файлов. Данный способ не совсем подходит для преподавателя математики. Это проблема связана со знанием основ работы на компьютере, возможность сохранения информации, что не всегда присутствует. 4. Демонстрация экрана. Данная возможность позволяет «передать» собеседнику экран компьютера преподавателя. При этом голосовые комментарии, движения мышки по экрану образуют «классную доску» преподавателя. Для реализации требуется подготовка графических изображений, текстовых файлов (книг), набор заранее формул в приложениях текстового редактора. Создание и сохранение подготовленной информации по конкретной теме позволит обмениваться, совершенствовать используемый материал. Демонстрируемый материал может быть представлен в различных форматах программ, используемых на компьютере. 5. При необходимости можно запустить любую программу: нарисовать рисунок, напечатать или просто открыть для просмотра документ. Виртуальная доска. Доска представляет собой графический редактор с возможностью одновре-менной работы над рисунком нескольких пользователей. Доска позволяет использовать текст, форму для текста, управлять цветом надписей, вставлять изображение и т.д. Рисование в общем окне происходит в режиме реального времени, причем каждый участвующий видит положение курсора собеседника. Преподавателю нужно найти место данной модели учебного взаимодействия в своей работе, для этого нужно помнить главный принцип проекта – «внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения». Это означает, что речь идет не о полноценном процессе дистанционного обучения, а об обычных занятиях, очном обучении, в рамках учебного плана и программы, которые в числе других форм работы со студентами поддерживаются дистанционными методами и формами обучения. Внедрение системы дистанционного обучения «MOODLE» Развитие дистанционного обучения (ДО) требует разработки новых педагогических методов и форм обучения, другой организации постановки учебной деятельности, так как возникает необходимость пересмотра роли преподавателя и студента, определения места и роли компьютера в учебном процессе. На портале http://moodle.nci.kz пользователи, пройдя регистрацию, могут бесплатно получить доступ к образовательным материалам по предметам школьного образования, выполнить задания, пройти пробное тестирование, получить методическую помощь. Moodle позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между студентами или между преподавателями. Система Moodle обладает богатым набором инструментов для представления материалов дистанционного курса и организации работы с этим материалом. Курс в системе Moodle, как правило, разбит на темы. Каждая тема состоит из краткого описания темы и набора некоторых объектов темы. Эти объекты в системе Moodle принято разделять на ресурсы и элементы курса. Под ресурсом понимается некоторый способ предоставления информации. Под элементом курса понимается некоторый механизм, облегчающий усвоение представленного материала. В системе Moodle предусмотрены следующие виды ресурсов: 1. Текстовая страница и веб-страница 2. Ссылка на файл или веб-страницу 3. Пояснение и др. В качестве ресурса может выступать любой другой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: иллюстрация, аудио или видео файл и др. При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят: глоссарий, задание, практикум, рабочая тетрадь, опрос, форум, чат, wiki, урок, тест. Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий. Moodle поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов (элемент кур-са «Wiki»). Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов: - Вопросы в закрытой форме (множественный выбор); - Да/Нет; - Короткий ответ; - Числовой; - Соответствие; - Случайный вопрос; - Вложенный ответ и др. Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста. Коммуникативность – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов – как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Широкие возможности общения (форум, электронная почта, обмен вложенными файлами с преподавателем, чат, обмен личными сообщениями), предоставляемые данной информационно-образовательной средой, свидетельствуют о том, что в системе Moodle очень важным является коммуникационный аспект, отвечающий за организацию общения участников дистанционного курса. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети. В настоящий момент на образовательном портале http://moodle.nci.kz содержатся материалы: по Всемирной истории, физике, алгебре, по истории Казахстана, биологии и т.д. Для этой работы были привлечены опытные педагоги. Содержание всех предметов разделено на модули с кратким и лаконичным изложением сущности программного материала. После изучения каждого модуля студент имеет возможность самотестирования, что позволяет ему определить степень усвоения материала и выявить пробелы в знания. Имеются ссылки на литературу, рекомендованную программой обучения. По просьбам посетителей сайта открыта рубрика «Готовимся к ЕНТ», в данной рубрике содержится краткая информация о сдаваемом предмете и предполагаемые тесты. На сайте открыт раздел на казахском языке. В данном раздела размещена информация как для учащихся, так и для их родителей и учителей. Учитывая потребность в виртуальном общении между коллегами, а также с целью распространения передового опыта была введена новая рубрика – «Фестиваль педагогических идей», «Озық тәжірибелер фестивалі», в которой преподавателя со всех уголков Казахстана могут выставить свои методические разработки, поделиться опытом использования ИКТ в учебном процессе – это можно рассматривать как условие постоянного профессионального самосовершенствования учителей. Использованные источники: Материалы интернета. | |
Просмотров: 463 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|