Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Отчет по зарубежной стажировке
Директору Группы управления
проектом «Модернизация техниче-ского и профессионального образо-вания»
Сакееву Р.К.
(копия отдел ТиПО,
УО Карагандинской обл.)
ОТЧЕТ
по результатам зарубежной стажировки руководящего состава в рамках реализации
Плана институционального развития специальности 1301000 «Электронные приборы и устройства»
КГКП «Шахтинский технологический колледж»

1. Общие сведения о мероприятии повышения квалификации
Форма повышения квалификации: стажировка за рубежом
Название мероприятия: «Формирование профессиональных компе-тенций руководителя образования»
Место повышения квалификации: Минск, Беларусь
Варшава, Польша
Познань, Польша
Париж, Франция
Базовая организация: Республиканский институт профессионального образования, Республика Беларусь, г. Минск (УО РИПО)
Цели повышения квалификации: изучение опыта работы Ресурсных центров Беларусь и Франции; обмен опытом по во-просам профессиональных квалификацион-ных требований и характеристик по профес-сиям и специальностям технического и про-фессионального образования; установление деловых контактов с учебными заведениями ТиПО Франции.

Сроки повышения квалификации: начало: 16 июня 2015 года
окончание: 29 июня 2015 года
продолжительность: 14 дней

2. Содержательные результаты участия в мероприятии повышения квалификации (командировки)
В соответствии с планом повышения квалификации и стажировок руководящего и инженерно-педагогического состава в рамках реализации Плана институционального развития специальности 1301000 «Электронные приборы и устройства» по проекту МОН РК «Модернизация технического и профессионального образования» в период с 16 июня по 29 июня 2015 года руководящий состав КГКП «Шахтинский технологический колледж» в количестве 2-х человек в лице Мамерхановой Ж.С. – директора колледжа, Тарасовой В.С. – заместителя директора по УПР прошли стажировку по программе руководителе й колледжей гранто-получателей 2015 года.
В период стажировки программой курсов было предусмотрено 16 июня посещение и изучение опыта работы Ресурсного центра по подготовке кадров для строительства, сварочного и мебельного производства филиала «Индустриально-педагогический колледж» и Ресурсного центра по подготовке кадров для машиностроения и автосервиса филиала «Профессионально-технический колледж», являющиеся экспериментальными площадками УО РИПО, Беларусь.
Целью работы ресурсных центров является опережающая подготовка квалифицированных кадров в условиях формирования конкурентоспособных рабочих для различных отраслей экономики. Направления деятельности ресурсных центров:
• проведение маркетинговых исследований рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг;
• реализация образовательных программ дополнительного образования взрослого населения для отраслей машиностроения и автосервиса;
• разработка и внедрение инновационных образовательных технологий;
• постоянное обновление материально-технической базы;
• информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;
• обучение иностранных граждан.
Целевая аудитория:
• обучающиеся учреждений профессионального образования;
• мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисци-плин учреждений, обеспечивающих получение профессионального образования;
• рабочие (служащие) соответствующей отрасли, по которой профилируется колледж ;
• безработные граждане;
• физические лица;
• иностранные граждане.
Техническая оснащенность центров обеспечивается государственным финан-сированием. Научно – методическое обеспечение, типовые программы разрабатываются методистами РИПО, что значительно облегчает труд преподавателей в колледжах. Доступно и детально разработаны материалы по технологии модульного обучения. Концентрация материально-технических и программно-методических ресурсов создает условия для обучения взрослого населения с целью повышения уровня их компетенции или изменения специализации.
17 июня на базе УО РИПО состоялся семинар-совещание при участии представителей РИПО, Группы управления проектом «Модернизация технического и профессионального образования» и директоров колледжей-грантополучателей 2015 года, Республики Казахстан. В ходе семинара были представлены:
• основные направления деятельности РИПО, в том числе в контексте реализации проекта по созданию ресурсных центров в Казахстане;
• основные направления развития системы профессионального образования Республики Беларусь в международном контексте;
• вопросы кадрового обеспечения учреждений системы технического и профессионального образования;
• информационные технологии в образовании;
• система научно-методического обеспечения профессионального образования в современных условиях;
• изучение действующих образовательных программ ТиПО Республики Казахстан;
• система учебного книгоиздания и книгообеспеченности Республики Беларусь.
УО РИПО является базовой организацией государств-участников Содружества Независимых Государств по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в системе профессионально-технического и среднего специального образования. Одним из направлений деятельности УО РИПО является разработка механизмов взаимодействия рынка труда и профессионального образования по обновлению и развитию профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых кадров. На семинаре были также представлены для дальнейшего изучения и обсуждения концептуальные основания и алгоритм создания Ресурсных центров, их модели для различных отраслей экономики и положение о Ресурсном центре.
18 июня состоялся визит в Высшую педагогическую школу Союза польских учителей в г. Варшава, в ходе которого состоялся круглый стол «Тенденции и проблемы развития профессионального образования Польши». На круглом столе были представлены вопросы:
• структура профессионального образования в Польше;
• основные проблемы профессионального образования в Польше;
• основные пути изменений в системе профессионального образования в Польше.
Образование в Польше бесплатное и обязательное до 18 лет. Основой системы образования является 12-летняя школа, в которой первые 8 классов составляют начальную ступень. Четыре старших класса образуют лицей. Существуют два типа лицеев – общего образования и технического. Особое внимание уделяется развитию ремесленных и технических училищ. Диплом лицея – необходимое условие для поступления в вуз.
В мае 2004 года Польша присоединилась к Европейскому Союзу, и на данный момент образование в Польше имеет массу дополнительных преимуществ. Дипломы польских вузов автоматически признаются во всех странах Европы, при этом дополнительное подтверждение не требуется, а сама система образования в стране функционирует по общеевропейской схеме:
• интеллектуальное развитие;
• равновесное развитие;
• развитие способностей к социальному включению.
Также образование в Польше соответствует Международным нормам классификации образования (ISCED).
Основными направлениями изменений в системе профессионального образования в Польше является:
• перечень профессий профессионального образования;
• основной учебный план профессиональной подготовки;
• организация профессиональной подготовки - рамочного учебного плана;
• экзаменационная система;
• квалификационные профессиональные курсы.

19 июня участники стажировки посетили Познаньский центр непрерывного профессионального образования. В программе презентован опыт работы центра, система финансирования и управления центром, взаимосвязь бизнеса и учебных заведений, сотрудничество с рынком труда, посещены учебные мастерские и лаборатории центра. Также представлены функционирование экзаменационного центра и системы подтверждения профессиональной квалификации, программа ERASMUS+ по обмену учителями и учащимися.
Особенностями деятельности Познаньского центра является то, что обучение в центре ориентировано на малый и средний бизнес (заключено более 300 договоров с предприятиями) и лишь 24 договора с крупными предприятиями. Центр является государственным, но 70% финансирования – привлеченное (в год для оснащения специальности, например, электрика государство выделяет 1 млн. евро).
Квалификационные курсы в центре организованы по 200 профессиям. Образование в центре студенты получают бесплатное, практику проходят на предприятии, то чему не обучили на предприятии, закрепляют в лабораториях центра. Если работодатель желает переквалифицировать своего рабочего, он направляет их в центр на переобучение, платит за курс и экзамен.
Важным источником финансирования является участие центра в проектах различного уровня. Центр имеет более 80 партнеров, в том числе такие стратегические партнёры как:
• Siemens
• Solaris
• Viessman
• Volkswagen
• Политехнический университет Польши.
Сотрудничество с партнёрами выражено не только в получении финансирования, но и написании модульных программ дуального обучения.
Интересен проект программы ERASMUS+ по обмену учителями и учащимися. В рамках данного проекта студенты имеют возможность обучаться на техническом английском, немецком и русском языках.
Одним из направлений работы центра также является дистанционное образование.
Разработана платформа Moodle, на которой выложены курсы. Слушатель получает свой логин и может изучать лекции в режиме он-лайн, по окончанию курсов сдает экзамен в центре. Кроме того, центр имеет возможность проводить практические занятия в режиме он-лайн, для этого разработана симбиозная машина-тренажер для практических заданий.
20 июня состоялся семинар-экскурсия «Современные подходы к профессио-нальному обучению специалистов на производстве» на базе фабрики бриллиантов Gassan.
22 июня прошел семинар «Система профессионального образования Франции» на базе лицея имени Марселя Депре, г. Париж. Во время работы семинара участники ознакомились с особенностями системы образования Франции: ее структурой, содержанием, финансово-административным управлением, в том числе, с системой повышения квалификации. В ходе семинара постоянно происходил конструктивный диалог между участниками и выступающими, обмен мнениями, обсуждались возможные перспективы дальнейшего взаимного сотрудничества в системе повышения квалификации.
Образование во Франции обязательно для детей от 6 до 16 лет и не имеет религиозного содержания.
Во Франции имеются частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра.
Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:
-дошкольное образование (до 6 лет);
-начальное образование (6 - 11 лет);
-среднее образование (11 - 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра;
-высшее образование.
Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения в коллеже (college) и второй цикл обучения в лицее (lycee)(общегуманитарный, технический, профессиональный).
В коллеже классы считаются в обратном порядке: ученик поступает в шестой класс, через четыре года заканчивает третий.
В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа (ранее этот документ назывался BEPC).
После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по "короткому", либо по "длинному" циклу обучения в лицее.
2-й, 1-й и выпускной (terminale) классы - "короткий" и "длинный" цикл обучения.
Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным.
Часть выпускников коллежа нацеливаются на поступление в ВУЗ и в течение трех лет готовятся к сдаче экзаменов на степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно BAC), для чего поступают в лицей общеобразовательного (general) или технологического (technologique) направлений –длинный цикл обучения. Другие настраиваются на скорейшее обретение специальности и идут в профессиональный лицей (lyceeprofessionnel) или в центр подготовки подмастерий (CFA), где получают знания и навыки по выбранному профилю – короткий цикл обучения.
Длинный цикл обучения
Обучение в общеобразовательных и технологических лицеях продолжается 3 года, то есть второй класс, первый класс и выпускной класс (terminale). В последний год выпускники сдают государственный экзамен на степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно BAC) по специализации, который позволяет поступить без дополнительных экзаменов в ВУЗ. Экзамен baccalaureat приравнивается к первой университетской степени.
Общеобразовательное направление строится с уклоном в филологию, экономику или естественные науки. Соответственно, в зависимости от специализации лицеисты получают BAC-ES (экономика и социальные науки), BAC-L (литература и языки), BAC-S (естественные науки).
Технологическое направление предусматривает четыре типа специализации: STI (наука и промышленные технологии), STT (технологии сферы обслуживания), STL (технологии лабораторных исследований) и SMS (медико-социальные науки).
Надо отметить, что сам факт обучения в лицее вовсе не гарантирует получения диплома BAC. Он выдается только тем, кто набрал не менее 10 баллов по итогам серии устных и письменных экзаменов. Получившие меньше сдают вторую серию экзаменов или отправляются на переэкзаменовку. Если набрать проходной балл так и не удается, обучающиеся просто получают свидетельство об окончании средней школы (в среднем по стране таких набирается 25%).
Короткий цикл обучения
Профессиональным учебным заведением во Франции называют вторую ступень средней школы. Для человека, не ставящего своей целью получить высшее образование, есть подходящий путь – лицей профессионального образования. За 2-3 года обучения здесь можно получить рабочую специальность. После сдачи выпускного экзамена учащиеся, как правило, идут работать на предприятия промышленности или сферы услуг.
Профессиональные лицеи во Франции бывают следующих видов:
- профессиональные лицеи-училища (lyceeprofessionnel) LEP;
- центры подготовки подмастерий (CFA).
Молодые люди могут готовиться к получению этих дипломов в профессио-нальном лицее (государственном или частном) или же по контракту без отрыва от производства.
Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.
Сертификат профессиональной подготовки(CAP), выдается учащимся, овла-девшим определенной профессией.
Сертификат общего профессионального образования(BEP), который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п.
В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.
Профессиональный лицей LEP не имеет спроса в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.
Среди учащихся, получающих сертификат общего профессионального образования(BEP), почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра (BAC), благодаря наличию "переходных" классов.
Для французских лицеев характерен индивидуальный подход к ученику – уровень овладения каждой учебной дисциплиной разделяется на три степени, поэтому при обучении во Франции можно самостоятельно выбирать, в какой степени необходимо овладеть той или иной дисциплиной.
Во Франции не существует строгой границы между средним специальным и высшим образованием: первое служит ступенькой для второго.
Выпускники профессиональных лицеев и центров подготовки подмастерий, лишенные возможности сразу поступать в университет, могут продолжить свое образование в техникуме (STS) или технологическом институте (IUT), которые относятся к категории дополнительной старшей школы. В этих учебных заведениях ежегодно обучается около 300 тысяч французов. По результатам двухгодичного обучения в дополнительной старшей школе выдается диплом BTS (техник высшей квалификации) или диплом DUT (диплом технологического института). Эти дипломы дают право поступления в университет или приравненную к нему специализированную высшую школу.
Семинар закончился посещением нефтяной компании TOTAL. Не отказавшись полностью от государственного вмешательства в профессиональное образование и обучение, Франция нашла компромиссное решение путем активного привлечения к разработке и реализации политики в этой области социальных партнеров в виде профессиональных ассоциаций, торгово-промышленных палат, профсоюзов и т.д. и децентрализации управления, которая выражается в делегировании части полномочий регионам. На примере компании TOTAL показана сложная система координации государственного регулирования сферы образования и рынка труда.
Сложность системы заключается в том, что часть обучения осуществляется в рамках формального образования, а практическое обучение и отбор обучающихся производится предприятием.
Таким образом, ключевые управленческие решения принимаются предприятиями, использующими рыночные подходы, при том, что сама система находится в ведении государства и регулируется государством и профессиональными объединениями.
23 и 24 июня проходила индивидуальная стажировка по специальностям в 8 лицеях. Представители Шахтинского технологического колледжа посетили многопрофильный лицей имени Луиса Арманда, г.Ножан сюр Марн. Лицей имеет знак качества по программе «Электроника», «Автоматизация и компьютерное проектирование». Участники индивидуальной стажировки в течение двух дней знакомились с учебным заведением, материально-технической базой, программами подготовки специалистов; изучали подходы к системе профессионального образования во Франции и методы построения учебных программ с адаптацией к местным условиям; обсуждали вопросы конкретного профессионального метода и адаптирования оборудования для каждой специальности. Так как в нашем колледже ведется подготовка специалистов по родственной специальности «Электронные приборы и устройства» нас интересовал вопрос современной подготовки специалистов по данной специальности. В лабораториях нам представили реальные практические ди-пломные проекты, например велосипед на солнечных батареях, 3-D принтер и др., которые разрабатывались и изготавливались при поддержке университета и социального партнера.
Профессор BAC PRO SEN М. Самама представил 3-х летнюю программу обучения в лицее после коллежа. Программа BAC PRO SEN включает в себя подготовку многопрофильного техника по направлениям: установка и обслуживание охранной и пожарной сигнализации, камер видеонаблюдений, компьютеры, модемы, телевизоры. Каждые 5 лет для BAC PROSEN меняются специальности. Сегодня это 6 специальностей, с 2017 года останется всего 3 специальности.
Во Франции существует специальное Агентство по трудоустройству, которое ведет мониторинг трудоустройства выпускников в течение 6 месяцев, так как в дальнейшем это делать сложнее в виду большой миграции в Евросоюзе. В ходе беседы выяснилось, что для Франции нет системного подхода в отслеживании востребованности выпускников лицеев и соответствие полученных компетенций требованиям работодателей. Вопрос проведения профориентации также является проблемным, так как, предоставляя широкий спектр образовательных услуг, лицеи не отслеживают, какая специальность востребована на рынке труда.
По результатам индивидуальной стажировки совместно с руководством лицея рассмотрен вопрос о международном сотрудничестве между КГКП «Шахтинский технологический колледж» и лицеем имени Луис Арманда. В настоящий момент составлен Меморандум о сотрудничестве и находится на подписании в лицеи.
25 июня состоялся круглый стол в лицее имени Густава Ферри, на котором были обсуждены итоги программы индивидуальной стажировки в Париже и возможность заключения Меморандума о сотрудничестве между колледжами-грантополучателями и Ректоратом Академии Парижа, Министерства национального образования, высшего образования и научных исследований Франции, в лице ректора Франсуа Вел. Данный документ находится в стадии изучения французской стороной. В завершении круглого стола участникам были вручены сертификаты о прохождении стажировки во Франции.
26 июня был организован визит в Федеральное Министерство образования и исследования земли Северный Рейн-Вестфалия. В процессе встречи с руководством были обсуждены вопросы совершенствования профессионального образования и сотрудничества Германии и Казахстана. Во второй половине дня прошла экскурсия по компании и заводу Lucas-Nuelle и знакомство с продукцией в учебном центре компании. Учитывая, что в рамках реализации проекта плана институционального развития специальности «Электронные приборы и устройства», колледж необходимо дооснастить лабораторией по электротехники и электронике, интерес вызвало оборудование по электротехнике, и мы получили квалифицированную консультацию по возможностям программного обеспечения данного оборудования.
28 июня, в заключительный день стажировки, сосотоялось расширенное заседание круглого стола с участием представителей УО РИПО Беларусь, Группы управления проектом «Модернизация технического и профессионального образования», рукводителями региональных Управлений образования и учебных завдений Республики Казахстан. Участники круглого стола подвели итоги стажировки, обсудили вопросы, касающиеся создания ресурсных учебных центров на базе колледжей-грантополучателей, вынесли проект решения круглого стола и поблагодарили организаторов стажировки в лице Шкляра А.Х, ректора УО РИПО. В конце заседания были вручены сертификаты участникам стажироваки.

3. Выводы и предложения
Программа стажировки и повышения квалификации дала максимально широкие представления о современных тенденциях и приоритетах развития сетевых учреждений образования стран Европы и СНГ; способствует возможности применять в практической работе современные модели и приемы управления в области стратегического развития ресурсного центра, управления персоналом и кадровой политики, взаимодействия с учредителями и социальными партнерами, различными группами населения региона; позволяет сформировать условия для сетевого взаимодействия руководителей ресурсных центров; познакомила с инструментарием оценки качества образования в учреждениях НПО/СПО в соответствии с международными стандартами нового поколения; позволила смоделировать экономически целесообразную траекторию развития ресурсного центра.
Итоги стажировки позволят внести корректировки в План мероприятий по созданию и организации ресурсного центра на базе КГКП «Шахтинский технологический колледж».
Предлагается:
1. Продолжить разработку и корректировку существующей нормативно-правовой базы по созданию ресурсных учебных центров с учетом разработанных фирмой-консультантом Типовой концепции и положения о ресурсном учебном центре. В соответствии с Соглашением № 12-РМИ от 28 января 2015 года, п.5.9 и плана мероприятий по пунктам технического задания фирмы-консультанта п.2 срок исполнения октябрь 2015года. Отв. Проектная группа колледжа, консультанты УО РИПО.
2. Принять участие в создании сетевого объединения колледжей-грантополучателей для дальнейшей реализации проекта и сотрудничества между колледжами-партнерами. Срок исполнения до 1 декабря 2015 года. Отв. Группа управления проектом «Модернизация ТиПО», колледжи-грантополучатели.
3. Наладить взаимодействие между ресурсными учебными центрами и Палатой предпринимателей. Отв. РНМЦ РК, колледжи-грантополучатели.
4. Разработать программы курсовой подготовки по установке и обслуживанию охранной и пожарной сигнализации, камер видеонаблюдений для ресурсного учебного центра. Срок исполнения сентябрь 2016 года. Отв. ЦМК технических дисциплин.
5. Предусмотреть в перспективном плане оснащения учебное оборудование по установке и обслуживанию охранной и пожарной сигнализации, камер видеонаблюдений для ресурсного учебного центра. Срок исполнения сентябрь 2015 года.Отв. Заместитель директора по УПР, экономист.
6. Предусмотреть в плане развития ресурсного учебного центра возмож-ность организации дистанционного обучения. Срок исполнения сентябрь 2017г. Отв. заместитель директора по информационным технологиям.
7. Активизировать работу маркетинговой службы ресурсного учебного центра по определению потенциальных слушателей курсов. Срок исполнения сентябрь 2015 года. Отв. Заведующая маркетинговой службой.

К отчету прилагаются:
1. Программа стажировки руководителей колледжей-грантополучателей 2015г. проекта «Модернизация технического и профессионального образования»
2. Сертификаты о прохождении стажировки

Директор Ж. Мамерханова

Исп. Тарасова В. –заместитель директора по УПР
Категория: Профессиональное образование | Добавил: TINNa (2018-01-23) | Автор: Валентина Тарасова E
Просмотров: 488 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru