Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Статья «Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в начальной школе» Северо-Казахстанская обл. КГУ «Мамлютская санаторная школа-интернат» Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся из опыта работы учителя начальных классов Мамлютовой А.В. «Завышая оценку человеку, даёшь ему крылья, занижая — делаешь из него изворачивающегося червя. И только разумный не спалит крылья и выберется из земли». Традиционная система оценивания прекрасно приспособлена к традиционному способу обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик – хорошо его усвоить и запомнить. Критериальное оценивание ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. Отметки у младших школьников, контроль достижений младших школьников – актуальная проблема современной образовательной системы. При критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя. Он становится партнёром, консультантом, советчиком. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья и учеников, и учителей. При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы: стимулировать учащихся; мотивировать на достижение успеха; помогать учиться на своих ошибках; определять наличие тех или иных умений; формировать действия самоконтроля и самооценки. «Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной и в устной форме» . Оценивание делится на формативное и суммативное . «Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок… это суммативное оценивание, а оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения … - это формативное оценивание». Формативное оценивание Formative (формирующее / текущее) По ходу обучения; Даёт обратную связь; Помогает ученикам скорректировать свою работу; Помогает учителям планировать свою работу. Констатирующее оценивание Summative (итоговое) Обычно в конце темы, раздела; Даёт заключительное суждение; Даёт возможность ученикам показать, чему они смогли научиться. Образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка. На уроках удачней всего получилось самооценивание, когда каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я также вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание. При взаимооценивании на первых уроках ребята завышали оценки, объясняя это тем, что им не хотелось бы обидеть друга или одноклассника. Тогда вместо обычной оценки ребята должны были ставить баллы, которые соответствовали определенным отметкам. (показываю оценивание по баллам) Ребята должны были опираться при оценивании на совместно разработанные нами критерии. Одновременно с самооцениванием обучаю детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей. При использовании технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению проверочных и контрольных работ. Не менее чем за неделю до констатирующей работы школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки. К каждой контрольной работе прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение - тем больше балл. Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее. При таком подходе учащимся понятна цель проводимой контрольной работы и процедура выставления отметки. После проверки и оценивания констатирующей работы помимо традиционной «работы над ошибками», организуется также рефлексивное осмысление учащимися их успехов и неудач, выяснение причин и планирование, если это необходимо коррекционной работы. Она проводится как в рамках домашней самостоятельной работы, так и через систему дополнительных предметных занятий. Результаты коррекционной работы отмечаются также в тетради достижений. Если говорить о личном опыте, то мы с моими учениками тоже учимся оценивать по критериям. На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения, то вот они и дескрипторы: 1. Красиво и аккуратно списан текст. 2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы. 3. Правильно определены и подчёркнуты главные члены предложения. На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать: 1. Правильно записаны условие и вопрос задачи. 2. Верно в решении выбран арифметический знак. 3. Точно произведено вычисление. 4. Безошибочно записан ответ. На уроках литературного чтения мои ученики понимают, что для того, чтобы получить лучшую отметку при чтении текста, им необходимо учитывать следующее: 1. Текст прочитан целыми словами. 2. Слова прочитаны правильно. 3. Соблюдена интонация. 4. Понятен смысл прочитанного. Конечно, ребята не знают, что такое дескрипторы. Мы называем это указателями. А критерии называем ступеньками. Например, - Сейчас мы поднимаемся на первую ступеньку и я проверю, знаете ли вы. Отсюда критерий – знание. Критерии следующие: знание, понимание, применение, анализ, синтез (обобщение), оценка. Анализ, синтез, оценку мы сводим к выводам и доказательствам. Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание. При работе в группе, чаще всего оценивание проходит с помощью оценивания на стикерах. Индивидуальное оценивание при помощи "Ладошки" «Вопросник» (подведение итога урока) После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него. «Закончи предложение» В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы: Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов: Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать… Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их. «Древо творчества» Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи. «Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: • нижняя ступенька - не понял, • вторая ступенька – требуется небольшая помощь , • верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. Список литературы: 1.Руководство для учителя. WWW.CPM.KZ. 2. Сборник материалов онлайн семинаров по теме «Критериальное оценивание учебных достижений учащихся», 2012 3. http://www.beyondcurrenthorizons.org.uk/wp-conten 4. https://goo.gl/WSGawH | |
Просмотров: 936 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|