ВВЕДЕНИЕ В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство Казахстана. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Изучив работы ученых, методистов: Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; познакомившись с концепцией личностно ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., разработала свою систему индивидуальной работы с учащимися на уроках физики. Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов Главным вопросом для меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Разрешить это противоречие может принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную “траекторию” своего развития. Цели и задачи: 1. формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта; 2. оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; 3. содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства. Решать данную задачу в полной степени помогает технология личностно ориентированного обучения, так как учитель может развивать урок, не отказываясь от того положительного, что он уже приобрел. Ожидаемые результаты 1. каждый ученик обладает определённым багажом научных знаний и умеет их применить. 2. каждый учащийся умеет искать пути решения поставленной задачи, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать свой выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); 3. каждый ученик может корректировать свою деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования. Мы вступили в 21 век, и каким он будет, зависит от того, какие люди будут жить в последующие годы. И нет ни у кого сомнения, что человек 21 века должен быть решателем, деятелем, имеющим систему ценностей. Всё это предусматривает личностно-ориентированная педагогика, в основании которой лежит гуманистическая психология в широком смысле слова, нацеленная на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида. В контексте гуманной педагогики в настоящее время разрабатывается теория личностно-ориентированного общения, в котором многие видят альтернативу авторитарному воспитанию. Основываясь на современных теориях и взглядах, столкнулась с противоречием между необходимостью воспитания коммуникативных черт личности с одной стороны и традиционным авторитарным стилем общения взрослого и ребёнка с другой стороны. Личность многомерна, поэтому процессуально-предметная сторона обучения лишена единообразия: в ее состав будут входить типы прямого и контекстного обучения, диалогового и инструктивного, информирующего и исследовательского, индивидуального и коллективного, внешне регулируемого и самообразовательного. В качестве принципов построения образовательного процесса выступают основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии: • принцип самоактуализации; • принцип индивидуальности; • принцип субъектности; • принцип выбора; • принцип творчества и успеха; • принцип веры, доверия и поддержки. 1. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока 1.1. Индивидуализация образовательного процесса Личностно ориентированное обучение невозможно осуществить без дифференциации и индивидуализации обучения. При использовании понятия “индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании идет речь не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: • обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся обладающих примерно сходными особенностями; • учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения, например, общие умственные способности; • иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); • индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой. Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения и содержание образования. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая – создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся. Подробнее нужно раскрыть то, в чем может проявляться индивидуальность учащихся в образовательном процессе, и какие диагностические и коррекционно-развивающие действия учителя при этом необходимы: – разная степень усвоения учащимися предшествующего материала. Учителю необходимо выяснить степень усвоения предшествующего материала как путем анализа предыдущих отметок, так и с помощью специально про водимого среза качества усвоенных ранее знаний и способов действия (объективные методы контроля); – индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в учении. Основным диагностическим способом как наиболее доступным в школьных условиях является наблюдение учителя; – различная степень сформированности социальных и познавательных мотивов и, как следствие, различная степень заинтересованности учащихся в изучении конкретных тем того или иного предмета и в целом учебной дисциплины. Учителю важно определить индивидуальные средства развития познавательного интереса учащихся к учебному материалу (предмету); – различная степень сформированности учебной деятельности. Учителю необходимо обеспечить освоение и закрепление основных компонентов учебной деятельности: учебная задача, учебное действие, самоконтроль и самооценка результата через субъективные мнения учителей; – индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы). Диагностические методики, позволяющие выявить индивидуально-типологические особенности, достаточно распространены и доступны. Их использование позволяет учителю построить образовательный процесс с учетом знания реальных особенностей детей и “пристроиться” к ним. Исследованию проблем изучения личностно-ориентированного обучения посвящены работы Г.М. Анохиной, Е.В. Бондаревской, А.Ю.Белогурова, З.К. Каргиевой, Н.А. Морозова, С.А. Рогачева, Н.Г.Свининой, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Е.Г. Силяевой, И.С.Якиманской и др., согласно которым только раскрытие индивидуальности каждого ученика в процессе обучения обеспечивает построение образования в современной школе. Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. 1.2.Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: -разноуровневый; -дифференцированный; -индивидуальный; субъективно-личностный. 1.3.Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода: -диалогичность; -деятельностно-творческий характер; -направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; -предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. 1.4.Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) • Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. ) • Педагогика сотрудничества («проникающая технология») • Педагогические технологии адаптивной школы. • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. • Игровые технологии • Технологии развивающего обучения • Проблемное обучение • Технологии уровневой дифференциации • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); • Технология «Педагогические мастерские» При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта , как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка, а не только логику физики как научной дисциплины. Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций: -необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта; -вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни; использовать биофизический материал ; -обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия : «вижу» - «слышу» - «чувствую»; -постоянно создавать смысловые ситуации , в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления ); -целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот , устанавливать аналогии ; -обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно , например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность; -большое внимание уделять качественным задачам; -использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной ; -постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление; -создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности ) ожиданий различных результатов обучения ; -необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин , КВН, конференций ), посвященных широкой интеграции знаний ; -расширять спектр личностного выбора ученика; -способствовать развитию позитивной «Я -концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности. 2. Практические основы организации личностно ориентированного урока. 2.1.Конструирование личностно -ориентированной технологии урока . • Начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями. • Реализация определенной последовательности основных этапов урока. • Проверка того , как достигаются цели. • Подведение итогов , настрой учащихся на будущее использование знаний . • Рефлексия . Использование личностно -ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения диагностики и самодиагностики. Предлагаю рассмотреть применение технологий личностно-ориентированного обучения физики на конкретных примерах. 2.2. Практическое применение технологии на уроках физики в 8,9,11классах. Методический комплекс раздела «Электростатика» Тематическое планирование раздела. Для 11 класса общественно-гуманитарного направления. № Тема. Колич.часов. Электростатика. 10 1. Развитие учения об электрическом поле. 1 2. Электрическое взаимодействие. Закон Кулона. Эл. поле. Разность потенциалов. Конденсатор. 2 3. Работа по опорному конспекту 1 4. Решение задач. 3 5. Урок –обобщение: Самое важное. 1 5. Урок –семинар. 1 6. Урок – зачёт 1 Основное содержание раздела. Урок № 1. Тема: Развитие учения об электрическом поле. Цель: рассмотреть этапы развития учения об электрическом поле. Тип урока – комбинированный. Оборудование : учебники «Физика 11», «Физика 8», « Хрестоматия по физике», электроскопы, эбонитовая и стеклянная палочки. Ход урока: 1. актуализировать знания , полученные в 8 классе; 2. самостоятельная добыча знаний из § 1 стр. 6; 3. самостоятельное заполнение таблицы в конце тетради по главе 1 (таблица на стр. 8). Домашнее задание: закончить заполнение таблицы. Урок № 2-3. Тема: Электрическое взаимодействие. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Конденсатор. Цель: основываясь на полученных ранее знаниях, сформировать у учащихся более углубленное понимание понятий «Электростатики» Тип урока – лекция с применением мультимедиа. Оборудование: учебный диск «Физика 11» (Кирилл и Мефодий), электроскопы, эбонитовая и стеклянная палочки, конденсаторы, шары. Ход урока: 1. повторить формулировки основных понятий: 2. лекция с применением мультимедиа; 3. составление опорного конспекта по разделу; 4. самостоятельная работа с учебником : выписать из §§ 2-5 определения. Домашнее задание: выучить опорный конспект, подготовиться к показательному опросу. Урок № 4. Тема: Работа по опорному конспекту. Цель: развивать навыки работы с опорным конспектом. Тип урока – комбинированный. Оборудование: сборник тестовых заданий для подготовки к ЕНТ(ШЫҢ), опорный конспект «Электростатика». Ход урока: 1. показательный опрос по опорному конспекту одного ученика; 2. восстановление учащимися опорного конспекта на листочках (15 минут); 3. фронтальный опрос учащихся по определениям; 4. решение на доске задачи № 1 из теста для ЕНТ. Домашнее задание : учить определения. Урок № 5-7. Тема: Решение задач. Цель: научить учащихся применять полученные знания при решении качественных задач. Тип урока- решение задач. Оборудование: сборник тестовых заданий для подготовки к ЕНТ(ШЫҢ), учебник «Физика 11». Ход урока: 1. решение задач упр.№1- 1-4; для мотивированных № 4-6; 2. решение задач упр.№2 - 4-7; для мотивированных № 8-9; 3. решение задач упр.№3 1-3; для мотивированных № 5-8; 4. решение задач из сборника тестовых задач для подготовки к ЕНТ. Домашнее задание: стр. 22 упр. №2 1-3. Урок № 8. Тема: Самое важное в разделе. Тема : Электростатика. Цель: в игровой форме подготовить учащихся к семинарскому занятию. Тип урока- обобщение. Оборудование: маркеры, листы белой бумаги, учебники, конспекты. Ход урока: I. вступительное слово учителя, орг. момент. Разбить класс на группы. I I Игра. 1. Выбрать капитана, название и девиз команды. 2 Разминка. 1) Какой закон напоминает закон всемирного тяготения? 2)Как назывался первый конденсатор? 3) Какой учёный трагически погиб при проведении своих исследований? 4) Что такое элементарный заряд? 5) Что является силовой характеристикой электрического поля? 6) Записать формулы напряжённости. 7) Что такое разность потенциалов? 8) Из чего состоит плоский конденсатор? 9) Записать формулы электроёмкости? Оценивание- полный ответ-3балла, не полный -1 балл, дополнение-2 балла. 3. Решение задач. Упражнение 1 задача №6; Упражнение 2 задача №8; Упражнение 3 задача №6. Оценивание- полное решение-5баллов, не полное -3 балла, дополнение-2 балла. 4.Интерактивное задание. Ответить на вопрос «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ» и обосновать свой выбор. Вопрос « 1 Ф = 1 Кл2/ Н* м, ε=8,85 * 10 -12 Ф/м» 5. Работа с учебником. Ответить на вопросы: Каково важнейшее свойство электрического поля? В чём заключается физический смысл принципа суперпозиции полей? Объясните физический смысл поговорки «Что шёлковая ленточка к стене льнёт» I I I Подведение итогов игры. Выставление оценок. Рефлексия. 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Для чего вам необходимо это знать? 3. Где вы сможете применить свои знания? Домашнее задание: подготовиться к семинару по вопросам. Урок № 9. Тема: Семинарское занятие « Электростатика». Цель: проверка знаний учащимися основных понятий по разделу «Электростатика». Тип урока : урок-семинар. Оборудование: конспект, вопросы на семинар, тесты для мотивированных учащихся.. Ход урока: Взаимоопрос по вопросам семинара. Домашнее задание: подготовиться к зачёту. Урок № 10. Тема: Зачётная работа по теме « Электростатика». Цель: проверка знаний и умений по разделу. Тип урока- зачёт. Оборудование: тесты. Ход урока: Решение тематического теста из сборника для подготовки к ЕНТ. Оценивание «2»-0-5б. «3» - 6-14 б. «4» - 15- 24 б. «5» - 25-30 б. Домашнее задание: повторение. Тема : Тепловые явления. Класс : 8 Цель: закрепить знания, полученные по пройденной теме, использовать их для объяснения природных явлений. Задачи : Обучающая: научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, углубленное понимание сущности известного понятия, закона, явления путём его использования, для объяснения природного явления. Развивающая: развивать смекалку, эффективное внимание и аналитическое мышление, познавательную активность учащихся. интерес к получаемым знаниям по предмету, любознательность. Воспитывающая: воспитывать коллективизм, сплоченность, внимательность. Тип урока : обобщающий урок- соревнование. Оборудование урока: проверочные закрытые тесты, отрывок рассказа , Как наша прожила б планета Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей. Мицкевич. 1.Вступительное слово . Вот и закончили мы с вами изучать раздел физики «Тепловые явления». И сегодня на уроке мы должны подвести итог, показать наши знания, а главное умение применять эти знания при объяснении природных явлений. Наш урок пройдёт под девизом «Я умею и знаю всё». Первый конкурс, который я вам предлагаю, называется «Я знаю определения и формулы». Сейчас вы должны ответить, как называются процессы и виды теплопередач, и переходы веществ из одного состояния в другое. То есть должны показать знания всех определений, которые вы изучали в этом разделе. Отвечать будете по тестам с самопроверкой. Как только все закончат, вы сами проверите правильность ответов и поставите себе оценки. Ну что ж, оценки вы выставили. Перейдём к следующему этапу соревнований. Он пройдёт под девизом «Я умею правильно объяснять явления». А вопросы у нас будут из серии « Термодинамика на кухне».Для этого мне нужны помощники – по одному из каждой команды. Вы прекрасно знаете, что этот раздел физики, имеет широкое применение в нашей жизни. Все изученные явления можно пронаблюдать, например, на кухне. (по возможности помощники демонстрируют опыты). Игроки команд могут пополнить копилку команды и свою собственную. За каждый ответ даётся фишка. 1. В какой посуде пища быстрей пригорает: в медной или чугунной? Почему? 2. В каком чайнике закипит вода быстрее: в старом или новом? Почему? 3. В каком чайнике вода остынет быстрее: светлом или тёмном? Почему? 4. Почему ручки чайников делают пластмассовыми или деревянными? 5. Прежде, чем налить кипяток в стакан, в стакан опускают чайную ложку. Объясните, для чего это делается? 6. Почему вы обжигаете губы, когда пьёте из металлической кружки и не обжигаете, когда пьёте из фарфоровой кружки, если температура чая одинаковая? 7. Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры в комнате? 8. В двух одинаковых тарелках налит жирный и постный суп. В какой тарелке суп остынет быстрее? 9. Почему чай остывает быстрее, если в него добавить молоко? По окончании этого этапа подвести итоги. Следующий конкурс «Я умею объяснить опыт». 1. Явление кипения воды. 2. Явление конденсации. 3. Явление теплопередачи. Оценивается точный ответ, активность команды. ( схема ответа предлагается) Следующий конкурс «Я умею искать ошибки». В прочитанном отрывке найти ошибки и объяснить их. Рассказ «Дорога ошибок». « В яркий солнечный день дети отправились в поход. Чтобы было не жарко, ребята оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг и пришлось сбавить шаг. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. Над костром повесели два чайника: круглый и цилиндрический. В первом вода закипела быстро. После захода солнца на небе показался серп луны. Было очень красиво.» За каждую исправленную ошибку получите фишку. Тепловые явления очень широко описываются многими поэтами. Следующее задание « В стихах мы отыщем суть». Поясните, о каком явлении идёт речь в отрывке. 1. Татьяна перед зеркалом стояла, На стёкла хладные дыша, Прелестным пальчиком писала На затуманенном стекле Заветный вензель О и Е. 2. Туман над озером дымился, И красный месяц в облаках Тихонько по небу катился. ( почему вечером над водоёмами появляется туман?) 3. Проснулся утра шум приятный. Открыты ставни. Трубный дым Столбом восходит голубым. (почему дым поднимается к верху?) 4. Смотри, бревно грызёт пила, Остра, зубаста и светла. Попробуй, тёпел срез бревна, А вот пила, - как жжет она Так почему, скажи быстрей, Пила намного горячей? 5. Жарче день – обильней росы Серебрят ночную тьму. Осаждаются повсюду. Кто ответит почему? 6. То мороз, то снег с водой, А в тазу бельё горой. Высохнет когда быстрей: В день морозный иль сырой? 7. Зимнем днём расселись гости Всюду в комнате моей, Окна быстро запотели. Почему, Скажи скорей? Вы отвечали на вопросы в стихах, но и в устном народном творчестве очень часто используются тепловые явления. Вам необходимо пояснить о чём говорится в поговорках. 1. Куй железо пока горячее. 2. И горячая вода остынет. 3. Щи поел- словно шубу одел. За верный ответ учащийся получает фишку. Наш следующий конкурс « Я умею решать задачи». Давайте подсчитаем сколько же энергии мы получим, когда выпьем чай с бутербродом. 1. Какое количество теплоты получит человек, выпив чашку чая массой 200 грамм, нагретого до температуры 45,6°С? Температура человека 36,6°С. 2. Какую энергию получит человек, съев кусочек хлеба с маслом массой 100 гр? Удельная теплота сгорания пшеничного хлеба со сливочным маслом 19280 ДЖ/ кг. 2. Рефлексия. Вот и закончилось наше соревнование. С каким настроением вы закончили урок? Какова была цель нашего урока? Что вы узнали сегодня на уроке для себя нового, полезного? С какими трудностями вы столкнулись? 3.Подведение итогов. Озвучить командные и персональные оценки учащихся. 4. Домашнее задание. Подготовиться к зачётной работе, вспомнить или найти в литературе пословицы, поговорки или стихи, в которых говорится о тепловых явлениях. Законы И.Ньютона Класс : 9. Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше. И. Ньютон (1643 - 1727) Задачи урока: Повторение формулировки и математическую запись законов Ньютона, закрепление знаний, полученных по теме, , совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач,. Сверхзадача урока: научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, развивать логическое мышление. Тип урока : обобщающее повторение. Оформление: Портрет И. Ньютона, формулировки и математическая запись законов динамики, эпиграф. Девиз: "Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!" Мы, с Вами вспомним, закрепим, обобщим все знания по этой теме. На партах у Вас лежит раздаточный материал, который нам понадобиться. Работа на уроке будет оцениваться за каждый ваш правильный ответ, я Вам буду давать жетоны .А в конце урока поставлю Вам оценки. Наш урок мы разделим на 6 этаповФизическая разминка-.3 мин. 1. Законы Ньютона ( проверка знания опорного конспекта). 2. Ромашка. 3. Решение задач. 4. Кроссворд. 5. Подведение итогов урока. Ход урока 1. просмотр слайдов и знакомство с биографией Ньютона. 2. «Физическая разминка». Сначала давайте проверим, как Вы умеете считать? Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос: СКОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН НАЗВАНО В ДАННОМ СТИХОТВОРЕНИИ? ОДИНОКИЙ ФИЗИК, ПОЧЕСАВ ТЕМЯ, ИЗМЕРЯЕТ ДЛИНУ, МАССУ И ВРЕМЯ. ПАРОЧКА ФИЗИКОВ МЕЧТАЕТ ВДВОЕМ ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ, ПЛОТНОСТЬ, ОБЪЕМ. ТРОЕ ФИЗИКОВ, ПОСТРОИВШИСЬ В РЯД, МЕНЯЮТ ЭНЕРГИЮ, СКОРОСТЬ, ЗАРЯД. ЧЕТЫРЕ ФИЗИКА В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ ИЗМЕРЯЮТ ДАВЛЕНИЕ, А В ПЛОХОМ – УСКОРЕНИЕ. ПЯТЬ ФИЗИКОВ ВЫБЕГАЮТ НА ПЛОЩАДЬ, ИЗМЕРЯЮТ ИМПУЛЬС, ЧАСТОТУ, СИЛУ И ПЛОЩАДЬ, ШЕСТЬ ФИЗИКОВ ПРИХОДЯТ К СЕДЬМОМУ НА ИМЕНИНЫ, ИЗМЕРЯЮТ КАКИЕ-НИБУДЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ. ОТВЕТ: 15. 2. Законы Ньютона. –восстановление опорного конспекта. Давайте вспомним законы Ньютона и восстановим опорный конспект. 3. «Ромашка». Вот у меня ромашка - разноцветный лепесток, но не простой, на каждом лепестке дано задание. Дайте посмотрим, какое первое задание: 1. м/с2 – какая физическая величина имеет такую единицу измерения? 2. 1 кг м/с2 -? Какой единице измерения это равно? Какая физическая величина имеет такую единицу измерения? 3. F=mg – Что это за сила? имеет ли эта сила направление? И куда она направлена? 4. 9,81 м/с2 – что это за число? 5. a= F/m – Что это за формула? Дайте определение этой физической величины? Когда возникает ускорение? 6. F=ma – Что это за формула? Формулировку 2 закона ньютона? Какая сила действует на тело, если к нему приложено несколько сил? 7. S= Vot+at2/2 – что это за формула? Что она характеризует? В каком из разделов механики ее используют? Можно ли использовать при решении задач на законы Ньютона? Что можно с помощью ее вычислить? 8. а=V2/R – Что это? Когда у тела возникает центростремительное ускорение? Спасибо, молодцы! С этим заданием Мы все вместе справились. 4. Решение задач. Урок у нас необычный и поэтому задачки будут тоже необычные, Теперь давайте разберем одну из интересных задач: ЗАДАЧА № 1. ВОРОНЕ, МАССА КОТОРОЙ 1 КГ, БОГ ПОСЛАЛ КУСОЧЕК ВКУСНОГО СЫРА. ВОРОНА СИДИТ НА ВЕТКЕ. ВЕТКА ДЕРЕВА ПОД ТЯЖЕСТЬЮ ВОРОНЫ И СЫРА СОГНУЛАСЬ. СИЛА УПРУГОСТИ, С КОТОРОЙ СОГНУВШАЯСЯ ВЕТКА ДЕЙСТВУЕТ СНИЗУ НА ВОРОНУ С СЫРОМ, РАВНА 10,8 Н. СМОЖЕТ ЛИ ЛИСА, ОБЛИЗЫВАЮЩАЯСЯ ВНИЗУ И ВЛАДЕЮЩАЯ ЗНАНИЯМИ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ, ВЫЧИСЛИТЬ МАССУ БОЖЕСТВЕННО ВКУСНОГО СЫРА? И ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА МАССА СЫРА? (КАКОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ РЕШЕНИИ ЭТО ЗАДАЧИ?) Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и чертеж. (рисунок вывешивается на доску). ЗАДАЧА № 2. РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ В СТУПЕ БАБЫ ЯГИ РАЗВИВАЕТ СИЛУ ТЯГИ В 5 кН. КАКОЕ УСКОРЕНИЕ В ВЕРТИКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ БАБА ЯГА, ЕСЛИ ЕЕ МАССА ВМЕСТЕ СО СТУПОЙ 250 КГ? ЗАДАЧА № 3. ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ИСТОРИЮ О ТОМ, КАК «ЛЕБЕДЬ, РАК ДА ЩУКА ВЕЗТИ С ПОКЛАЖЕЙ ВОЗ ВЗЯЛИСЬ» И рассмотрим с точки зрения механики. …ЛЕБЕДЬ РВЕТСЯ В ОБЛАКА, РАК ПЯТИТСЯ НАЗАД, А ЩУКА ТЯНЕТ В ВОДУ. А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ!!!! (т.е. равнодействующая сил = 0) ЗАДАЧА № 4. ЧЕМУ РАВНО ТРЕНИЕ ПОКОЯ РЕПКИ В ГРЯДКЕ, ЕСЛИ ДЕДКА МОЖЕТ ТЯНУТЬ ЕЕ С СИЛОЙ 200Н, А УСИЛИЕ КАЖДОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПЕРСОНАЖА ВДВОЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ПРЕДЫДУЩЕГО? 5. Кроссворд. 1. КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ МЕШАЕТ ОСТАНОВИТЬСЯ МАШИНЕ МГНОВЕННО?(ИНЕРЦИЯ) 2. ВЫДАЮЩИЙСЯ АНГЛИЙСКИЙ ФИЗИК И МАТЕМАТИК, ОСНОВАТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.(НЬЮТОН) 3. ТЕЛО, КОТОРОЕ ИЗМЕНЯЕТ СВОЮ СКОРОСТЬ ЗА ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ ИМЕЕТ?(УСКОРЕНИЕ) 4. ЭТУ ВЕЛИЧИНУ МОЖНО ВЗВЕСИТЬ. (МАССА) 5. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛ. (ДИНАМОМЕТР) 6. ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ. (СКОРОСТЬ). 7. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕГО-НИБУДЬ, ИЗМЕРЯЕМАЯ СЕКУНДАМИ, МИНУТАМИ И ЧАСАМИ. (ВРЕМЯ) 8. РАЗДЕЛ МЕХАНИКИ, ИЗУЧАЮЩИЙ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ ТЕЛ.(ДИНАМИКА) 6. Подведение итогов урока. БИОГРАФЫ НЬЮТОНА РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРВОЕ ВРЕМЯ В ШКОЛЕ ОН УЧИЛСЯ ОЧЕНЬ ПОСРЕДСТВЕННО. И ВОТ ОДНАЖДЫ ЕГО ОБИДЕЛ ЛУЧШИЙ УЧЕНИК В КЛАССЕ. ТОГДА ОН РЕШИЛ, ЧТО САМАЯ СТРАШНАЯ МЕСТЬ ДЛЯ ОБИДЧИКА – ОТНЯТЬ У НЕГО МЕСТО ПЕРВОГО УЧЕНИКА. ДРЕМАВШИЕ СПОСОБНОСТИ В НЕМ ПРОСНУЛИСЬ, И ОН С ЛЕГКОСТЬЮ ЗАТМИЛ СВОЕГО СОПЕРНИКА. С ТОГО МОМЕНТА И НАЧАЛОСЬ ПРЕВРАЩЕНИЕ СКРОМНОГО АНГЛИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА В ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО. ХОЧЕТСЯ НАДЕЕТСЯ, ЧТО СЕГОДНЯШНИЙ УРОК РАЗБУДИТ И У ВАС ЖАЖДУ НОВЫХ ПОЗНАНИЙ, ВЕДЬ «ВЕЛИКИЙ ОКЕАН ИСТИНЫ» ПО-ПРЕЖНЕМУ РАССТИЛАЕТСЯ ПЕРЕД ВАМИ НЕ ИССЛЕДОВАННЫМ ДО КОНЦА. «СДЕЛАЛ, ЧТО МОГ, ПУСТЬ ДРУГИЕ СДЕЛАЮТ ЛУЧШЕ.» ОЦЕНКИ ЗА СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ПОЛУЧИЛИ: СПАСИБО ЗА УРОК. Глоссарий 1. Личностный подход – это объяснительный принцип, раскрывающий механизм личностных новообразований в педагогическом процессе. Смысл этого принципа состоит в том, что никакие изменения в жизнедеятельности человека не могут быть объяснимы без понимания их места и роли в самореализации личности. 2. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, идеальная представленность индивида в себе, как в другого 3. Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей… 4. Самопознание - познание человеком самого себя. Некоторые философы очень высоко ценили С. усматривая в нем условие всякой добродетели (Сократ), начало или центр человеческой мудрости (Г.Э. Лессинг, И. Кант); др. относились к С. с известным скептицизмом и советовали не переоценивать результаты углубления индивида в свое Я. И.В. Гёте, в частности, писал, что для него «звучащая столь значительно задача: познай самого себя — вызывает такое же недоверие, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество недостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир, и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя — только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган». В др. работе Гёте замечает: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при. помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено». 5. Самоактуализация -процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его собственного личностного потенциала. С. способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. 6. индивидуализация – метод активного обучения. Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Список используемых источников: 1. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с. 4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996 5. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003. 6. Деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению физике. – Из опыта работы учителя физики Бубашнёвой Натальи Викторовны. – Биробиджан, ОблИУУ, 2005, - 36 с. 7. Газета «Физика». Личностно-ориентированный подход в обучении физике. Копылова О. Е., ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ ЗАКОНЫ НЬЮТОНА. КРОССВОРД: 1 КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ МЕШАЕТ ОСТАНОВИТЬСЯ МАШИНЕ МГНОВЕННО? 2. ВЫДАЮЩИЙСЯ АНГЛИЙСКИЙ ФИЗИК И МАТЕМАТИК, ОСНОВАТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ. 3. ТЕЛО, КОТОРОЕ ИЗМЕНЯЕТ СВОЮ СКОРОСТЬ ЗА ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ ИМЕЕТ ? 4. ЭТУ ВЕЛИЧИНУ МОЖНО ВЗВЕСИТЬ. 5. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛ. 6. ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ. 7. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕГО НИБУДЬ, ИЗМЕРЯЕМАЯ СЕКУНДАМИ, МИНУТАМИ И ЧАСАМИ. 8. РАЗДЕЛ МЕХАНИКИ, ИЗУЧАЮЩИЙ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ ТЕЛ. 2 1 5 4 3 6 7 8 СХЕМА ОПОРНОГО КОНСПЕКТА Приложение «Электростатика» УРОК № 9. Тема : СЕМИНАР. Вопросы на семинар. 1. Что такое электрический заряд? Какими свойствами обладает электрический заряд? 2. Сформулируйте закон сохранения электрического заряда. Почему в изолированной системе тел алгебраическая сумма электрических зарядов остаётся постоянной? 3. Сформулируйте закон Кулона. Чему равны постоянные k и ε? 4. Чем отличаются электростатическое, электрическое и электромагнитное поля? 5. Что такое напряжённость? Сформулируйте принцип суперпозиции полей. 6. Каковы свойства электрического поля? 7. Чему равна работа электрического поля по перемещению заряда? 8. Что называется разностью потенциалов? Чему равен модуль напряжённости однородного электрического поля? 9. Что называется конденсатором? Чему равна энергия и электроёмкость конденсатора? Автор : Прокудина Н.В учитель физики. школа-интернат для одарённых в спорте детей им. Молдагуловой г.Караганда.
Источник: http://Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001. |