Главная » Статьи » Профессиональное образование |
СОЗДАНА НОВАЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Создание этого продукта стало плодом соглашения Министерства просвещения Российской Федерации и Пензенского государственного технологического университета. Сотрудники ПензГТУ разработали единую информационную онлайн-платформа, чтобы обеспечить переподготовку и повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного. Создатели платформы ставили цель – ознакомить преподавателей русского языка как иностранного с традиционными подходами к обучению РКИ, информировать о последних событиях и мероприятиях, проводимых в России и за рубежом, вебинарах, образовательных организациях и учреждениях, дать основную информацию о ведущих преподавателях РКИ, представить новейшие исследования проблем преподавания РКИ, новейшие технологии обучения. Насколько это удалось сделать – судить потребителям. Один из разработчиков платформы, кандидат педагогических наук, доцент Мария Амитрова говорит о том, что сделано много, однако предстоит сделать гораздо больше, поскольку создан «фундамент», нуждающийся в систематическом наполнении совместными усилиями преподавателей русского языка как иностранного из различных регионов. Важно, чтобы платформа стала площадкой общения, творческого диалога, обмена мнениями по вопросам преподавания русского языка как иностранного, – именно это позволит дать новый импульс и самому проекту, и методическим разысканиям в сфере РКИ. – Мария Вячеславовна, как преподаватели могут применить на практике те материалы, которые размещены на единой информационной онлайн-платформе для обеспечения переподготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного? – Информацию, размещенную на онлайн-платформе, можно непосредственно использовать в своей практике, делиться с коллегами и активно участвовать в создании авторского онлайн-курса, возможности для разработки которого также представлены на данной платформе. – Как определялись основные темы для онлайн-платформы, что бралось за основу? – Нами учитывались результаты опроса и анкетирования преподавателей русского языка как иностранного, а также собственный опыт обучения иностранцев русскому языку. Именно они позволили определить основные темы, особенности платформы, связанные с возможностями разработки авторского курса, которые, с одной стороны, являются базовыми, а с другой стороны, снимают определенные трудности у преподавателей РКИ при пользовании данным ресурсом. – Какие возможности преподавателям РКИ предоставляет созданная вами онлайн-платформа? – В процессе работы на данной платформе преподаватели могут очень многое. Например, организовать профессионально-ориентированный чат или блог, где можно делиться педагогическим опытом с соседями, выкладывать сообщения об интересных событиях и делиться учебно-методическими разработками, давать ссылки на информационные ресурсы. Также преподаватели могут создавать индивидуально или с коллегами свой авторский курс, привлекать к сотрудничеству образовательные учреждения и новых преподавателей в области РКИ. – В наши дни педагог часто сталкивается с проблемой нехватки времени. В условиях дистанционного обучения развитие личности преподавателя и его профессиональных качеств несколько осложняется, поскольку все влияния становятся опосредованными. Как платформа помогает развивать атмосферу творческого поиска среди преподавателей русского языка как иностранного? – Действительно, современные условия предполагают бóльшую самостоятельную работу слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей. Обучаемый должен уметь оптимально организовывать свою деятельность, чтобы достигать наилучшего результата. Но и обучающий должен думать о том, как в максимальной степени способствовать формированию основных видов компетенций преподавателя РКИ. В связи с этим на нашей платформе предусматривается раздел, в котором размещается информация о предстоящих научно-практических конференциях, также будут опубликованы научные тезисы и статьи по методике преподавания русского языка как иностранного. – Есть ли возможность высказать свое мнение об опубликованных материалах, в частности, о научно-методических статьях, размещенных на сайте? – Такая возможность есть. Кроме того, после ознакомления с текстами слушатели смогут принимать участие в работе научно-профессионального сообщества и привлекать своих студентов к публикации статей на русском языке по разным направлениям. Такой подход обусловливает сугубо практическую направленность онлайн-платформы, учитывающей интересы и потребности как преподавателей, так и их студентов. – Какие еще преимущества вновь созданной онлайн-платформы вы могли бы отметить? Какими особыми возможностями она должна привлекать, заинтересовывать преподавателей русского языка как иностранного? – В результате работы на данной платформе преподаватели могут научиться работать с дистанционным курсом, в котором ими будут созданы основные тренировочные упражнения для отработки умений и навыков студентов по основным видам речевой деятельности. Также платформа поможет педагогам формировать опрос или составлять анкету, чтобы определить индивидуальные особенности обучаемых. Платформа поможет молодым преподавателям русского языка как иностранного научиться применять имеющиеся знания в области методики преподавания в конкретных ситуациях с учетом конкретных условий обучения. Как единое целое эти знания соответствуют понятию профессиональной компетенции преподавателя русского языка как иностранного и обеспечивают высокую результативность педагогического процесса. – Какие виды компетенций преподавателя русского языка как иностранного поможет сформировать единая информационная онлайн-платформа для обеспечения переподготовки и повышения квалификации педагогов? – В рамках использования данной платформы предусматривается формирование наиболее значимых видов компетенций преподавателя РКИ. Это общегуманитарная компетенция (знание особенностей межкультурной коммуникации между представителями разных стран), лингвистическая компетенция (организованная совокупность знаний о языковых трудностях при изучении студентами русского языка), психологическая компетенция (знание психологических особенностей коллег и студентов), педагогическая компетенция (знание общей методики обучения, научно-методической литературы по русскому языку как иностранному, а также приемов, методов и способов преподавания, типологии упражнений, направленных на формирование соответствующих навыков и умений; программ, учебников, учебных пособий и технических средств обучения), профессионально-коммуникативная компетенция (умение преподавателя самому внутренне настроиться на обучение и дать обучаемым установку на общение; умение добиться коммуникативного контакта и поддерживать установившийся контакт; умение установить педагогически целесообразные отношения с коллегами и другими участниками педагогического процесса; умение своевременно и адекватно воспринимать и оценивать изменения в условиях общения; умение правильно оценивать коммуникативные поступки учащихся, их реакцию на речевое поведение преподавателя и других учащихся, оперативно корректировать собственные коммуникативные действия и действия обучаемых). – Как вы представляете себе основного пользователя онлайн-платформы, педагога, способного во взаимодействии с платформой добиться наилучших результатов в своей профессиональной деятельности? – Для достижения результата при работе с нашей платформой преподаватель РКИ сам должен быть динамичным, активным и рефлексирующим специалистом, восприимчивым к методическим новинкам и новым информационным технологиям в обучении. – Как самостоятельная работа педагога на разработанной вами онлайн-платформе будет помогать повышению его профессионального уровня? – Поскольку преподаватель индивидуально или совместно с коллегами будет создавать свой курс, это предполагает подбор соответствующего учебно-методического материала, что, несомненно, поможет создать условия для повышения квалификации и карьерного роста самого преподавателя. Также разработка собственного курса окажется существенной для формирования коммуникативных навыков педагога, умения работать в сотрудничестве. Платформа призвана объединять педагогов для достижения общих целей, формировать творческие команды с учетом методических интересов. – Как я понимаю, преподаватели русского языка как иностранного не только будут создавать на онлайн-платформе собственные курсы, но и займутся их развитием? – Действительно, у педагогов будет формироваться управленческая компетентность, которая будет выражаться в умениях определять перспективу развития собственного курса, а также саморазвития. Педагог сможет создавать систему обмена информацией, связанной с разными направлениями, развивать систему собственных профессиональных внешних связей, которые дают возможность реагировать на изменения, происходящие в области методики преподавания русского языка как иностранного. При взаимодействии с единой платформой у преподавателя будут развиваться и организационные способности и навыки, а именно: педагог сможет эффективно организовать использование рабочего времени; мотивировать развитие собственной инициативы и саморазвитие, креативные способности; создавать и улучшать профессионально-информационную систему. Разработчики единой информационной онлайн-платформы для обеспечения переподготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного предполагают значительные перспективы ее дальнейшего развития, поскольку она создана в полном соответствии с новейшими методическими исканиями в области РКИ. Платформа позволит слушателям расширить знания о методах, способах и приемах обучения, ознакомиться с исследованиями методических проблем в области преподавания РКИ, поделиться опытом и учебно-методическими материалами с коллегами, создать собственное профессиональное сообщество, чтобы эффективно применять полученную информацию при обучении иностранных граждан русскому языку. | |
Просмотров: 551 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|