Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Назмутдинов Р.А., доцент Костанайского государственного педагогического университета им. У.Султангазина;
Федорович Я.Н., магистрант Костанайского государственного педагогического университета им. У.Султангазина

Студенческий возраст - это период формирования системы идеалов, ценностей и ориентаций, в жизни, он представляет особенный период в жизни человека в первую очередь потому, что «за общим содержанием и за основными закономерностями возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития».
Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особенной социально-¬психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. Студенчество - это особая социальная группа, которая формируется из разных социальных образований общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда, быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в общественном производстве, науке и культуре является главным и по большей части единственным занятием.
Студенчество - это мобильная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве [1].
Социально значимой чертой студенчества также является напряженный поиск смысла жизни, стремления, к новым идеям. А. Н. Семашко считает, что было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество владеет всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе и отвечает всем постоянным признакам. К таким признакам он относит выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначную детерминованность поведения членов групп, определенную целостность и самостоятельность, по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей [2].
Как социальная группа студенчество характеризуется профессиональной ориентацией и сформированностью отношения к будущей профессии. Хотя по степени сформированности оно может быть достаточно разносторонним. Кроме того, даже в пределах индивидуального случая формирования такого отношения может наблюдаться заметная динамика. Конечно, на первом курсе чаще всего наблюдаются сдвиг в настроении студентов при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей, и т. п., от захватывающего к скептическому. На втором и третьем курсах у многих возникает сомнение в правильности выбора профессии, специальности, вуза. И хотя до конца третьего курса студенты, как правило, окончательно самоопределяются, часть из них принимает решение доучиться в ВУЗе, но избежать в будущем работы по специальности. По данным В. Т. Лисовского [3], лишь меньше трети старшекурсников считает, что их будущая профессия полностью отвечает их основным склонностям и интересам.
Конечно, в современном мире молодые люди испытывают проблемы самоопределения как в профессиональном плане, так и в вопросе жизненных целей. Особенности самоопределения молодых людей заключаются в устремленности в будущее, зависимости от ценностей, лежащих в основе целеполагания и осмысленности жизни, связи с выбором профессии, что проявляется в его частных формах, в том числе профессиональном самоопределении [4].
Анализ данных многочисленных исследований позволяет также утверждать, что выбор студентами профессии преимущественно детерминирован материальным фактором («хорошая зарплата в будущем») и фактором эксклюзивности («таких специалистов мало»). Тем не менее, такая тенденция влечет за собой негативные последствия. Так, лишь 50% студентов в процессе обучения остаются верны своему выбору. Остальные студенты либо сомневаются в правильности своего выбора, либо отчетливо осознают, что это не их призвание, что приводит к разочарованию, утрате интереса к обучению, потере смысла жизни, профессиональных ориентиров и т. д.
Большинство исследователей определяют жизненные ориентации как жизненные цели и средства для их достижения (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.). Они обусловлены биологическими, психологическими, социальными и культурными факторами и выполняют функции включения субъекта в те или другие формы социальной деятельности и выступают как относительно самостоятельные, функционально единственные, подсистемы ценностных представлений об определенных сферах деятельности и связанные с ними социальные ценности [5].
Жизненная ориентация формируется в зависимости от того, носителем каких ценностей является тот или другой круг занятий для человека, и какое значение приобретают эти ценности в его сознании.
Как компонент молодежного сознания, жизненная ориентация включает в себя все характерные для ценностных ориентаций уровни:
- эмоциональный, который характеризуется, в первую очередь, социальными чувствами;
- когнитивный, который выражает сознательную направленность на формы жизнедеятельности;
- поведенческий, который выражает готовность заняться той или иной деятельностью [6].
Обобщенно определяется, что жизненные ориентации - это высшие уровни диспозиционных образований личности. Понятие жизненных ориентаций появляется как родовое относительно составляющих высших уровней диспозиционных образований, которые обеспечивают ориентирование в жизненном пространстве как системе общественных отношений и структур, усвоенных и включенных в жизненный процесс личности.
М. С. Яницкий предложил типологию, которая включает девять типов жизненных ориентаций: 1) потребительская; 2) аффилиационная (участие в социальной жизни); 3) ориентация на признание; 4) на труд; 5) на знание; 6) эстетическая; 7) этическая; 8) ориентация на развлечение (игру); 9) религиозная [7].
Понятие «жизненные ориентации» часто используется вместе с такими понятиями, как «жизненная стратегия», «жизненный план», «стиль жизни», и т. д.
Термин «жизненная стратегия личности» был внедрен К. А. Абульхановой - Славской, под которым она понимает принцип опоры на собственные силы, превращения условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности. Согласно ее мысли, индивидуальность - это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятиям судьбы как якобы независимой от человека, она еще заключается в способности организовать ее по собственному замыслу. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор образа жизни, решения противоречия, «хочу - имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. По мнению исследователя, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели [8].
Ученые - психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, в первую очередь, мотивационная активность, которая рассчитана на общественное признание. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий [9].
Жизненные стратегии принадлежат к особенному классу ориентаций личности. Их выделяют по характеру жизненной активности, которая инициируется ими. Это, как правило, сверх - ситуативные и интеграционные (способность подниматься над уровнем конкретной жизненной ситуации и удерживать целостное представление о ней), долговременные и перспективные (рассчитанные на достаточно длительный срок и ожидаемые в перспективе) ориентации личности. Кроме стратегического уровня, в системе ориентирования личности присутствует тактический (оперативный) уровень, представленный ситуативными, частичными кратковременными ориентациями. Вместе с перспективными ориентациями «от настоящего к будущему» возможны ретроспективные ориентации «от настоящего к прошлому».
Особенности формирования жизненных стратегий отображаются также в их типологии. В своем исследовании А. Е. Созонтов, основываясь на типологии Э. Фромма, выделяет такие основные типы жизненных стратегий, характерных для современных студентов:
- жизненная стратегия «иметь» - заключается в том, что личность конструирует собственную жизнь преимущественно в направлении достижения социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. Наибольшее преимущество отдается ценностям успеха, социального признания, богатства, репутации, компетентности, наслаждения, и тому подобное;
- жизненная стратегия «не иметь и не быть» - в конструировании жизни личность направлена на приспособление к имеющимся социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, которые транслируются из поколения в поколение (безопасность семьи, здоровья, социальный порядок);
- жизненная стратегия «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую саморегуляцию, стремится к поддержке, благополучию близких значащих людей. Среди приоритетных для него ценностей творчество, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;
- жизненная стратегия «иметь против быть» - направлена на достижение, с одной стороны, социального успеха, обеспеченности, с другой - на развитие собственной индивидуальности. Эти стремления находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, который выражается в тенденции к принятию «всех ценностей», кроме - социально осуждаемых, часто без выбора между ними;
- жизненная стратегия «иметь, чтобы быть» - конструирование жизни, ориентировано на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Эти стремления не противоречат друг другу, личность активно ищет возможности их реализации в современных условиях. Среди приоритетных ценностей творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. [10].
Основными характеристиками жизненной стратегии человека является принятие ответственности за свою жизнь, осознание жизни, наличие построенной системы ценностей и жизненный план.
Жизненный план как определенное само-распоряжение и способ пространственно-¬временной конкретизации и координации целей, которая намечает пути, средства, темпы и порядок движения, к цели (по сути - план деятельности) отображает деятельностную структуру и способы реализации смысла жизни личности и является последующей конкретизацией жизненной программы и, соответственно, также производной от смысла жизни формой целеполагания. Причем взаимодействие жизненного плана и смысла жизни осуществляется не напрямую, а с помощью жизненной программы и других стратегических понятий [11].
Характерной чертой студенческой молодежи является интенсивное формирование жизненных планов. Жизненные планы зависят от задач, которые определяются объективными условиями жизни и ценностными ориентациями студента и условно разделяются на:
- профессионально-образовательные (получить интересную любимую работу, повысить свою квалификацию, получить высшее образование);
- общественно-политические (расширить свой политический кругозор, принимать участие в общественной жизни);
- романтико-познавательные (побывать в других городах и странах);
- личностно-семейные (найти верных друзей, создать семью, воспитать детей настоящими людьми);
- материально-бытовые (добиться высокого материального положения, создать хорошие жилищные условия) [3].
Концептуализация жизненных планов требует от субъекта самоопределения в разных сферах, поэтому жизненный план является определенной проекцией понимания и видения собственного будущего. Такое понимание, восприятие или самоопределение своего будущего, является выражением определенной жизненной ориентации.
Таким образом, понятие «жизненные ориентации» является полисемантическим и сложным для теоретико-методологического анализа. В современной психологической литературе нет общепринятого определения термина «жизненных ориентаций», что объясняется сложностью объекта исследования и разнообразием исследовательских подходов.
Теоретический анализ, проведенный нами, позволяет утверждать, что ценностные ориентации представляют систему признанных ценностей, а жизненные ориентации - это ценности, которые воспринимаются и отображают действия субъекта.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - [31-е изд. ]. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»).
2.Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. Петровского. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1986. - 304 с.
3.Лисовский В. Т. Личность студента / В. Т. Лисовский. - Л. 1998.
4.Жалгасов А. Совершенствование профессионально-личностных качеств у студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки. //Поиск,2014.- №2.- С. 155-156.
5.Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 1986. - 223 с.

6. Ломакина Э. Н. Карьерные ориентации как ценностный компонент профессиональной направленности будущего инженера / Э. Н. Ломакина // Ученые записки ун¬та им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7(77). - С. 104-110.
7. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / Яницкий М. С. - Кемерово, 2010. - 204 с.
8. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 2001. - 299 с.
9. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1987. - С. 137-145.
10. Созонтов А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов / А. Е. Созонтов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2003. - № 3 - С. 15-23.
11. Ерденова Г. Б. Современные требования к подготовке педагогических кадров. //Образование. 2008.- №1. С. 82-86.

Источник: http://Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - [31-е изд. ]. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с. - (Серия «Маст
Категория: Профессиональное образование | Добавил: nazmu1956 (2019-04-30) E
Просмотров: 432 | Комментарии: 2 | Теги: компоненты молодежного сознания, ценностные ориентации, жизненные ориентации, ценности | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru