Главная » Статьи » Профессиональное образование |
ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Назмутдинов Р.А., доцент Костанайского государственного педагогического университета им. У.Султангазина; Федорович Я.Н., магистрант Костанайского государственного педагогического университета им. У.Султангазина Студенческий возраст - это период формирования системы идеалов, ценностей и ориентаций, в жизни, он представляет особенный период в жизни человека в первую очередь потому, что «за общим содержанием и за основными закономерностями возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития». Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особенной социально-¬психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. Студенчество - это особая социальная группа, которая формируется из разных социальных образований общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда, быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в общественном производстве, науке и культуре является главным и по большей части единственным занятием. Студенчество - это мобильная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве [1]. Социально значимой чертой студенчества также является напряженный поиск смысла жизни, стремления, к новым идеям. А. Н. Семашко считает, что было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество владеет всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе и отвечает всем постоянным признакам. К таким признакам он относит выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначную детерминованность поведения членов групп, определенную целостность и самостоятельность, по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей [2]. Как социальная группа студенчество характеризуется профессиональной ориентацией и сформированностью отношения к будущей профессии. Хотя по степени сформированности оно может быть достаточно разносторонним. Кроме того, даже в пределах индивидуального случая формирования такого отношения может наблюдаться заметная динамика. Конечно, на первом курсе чаще всего наблюдаются сдвиг в настроении студентов при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей, и т. п., от захватывающего к скептическому. На втором и третьем курсах у многих возникает сомнение в правильности выбора профессии, специальности, вуза. И хотя до конца третьего курса студенты, как правило, окончательно самоопределяются, часть из них принимает решение доучиться в ВУЗе, но избежать в будущем работы по специальности. По данным В. Т. Лисовского [3], лишь меньше трети старшекурсников считает, что их будущая профессия полностью отвечает их основным склонностям и интересам. Конечно, в современном мире молодые люди испытывают проблемы самоопределения как в профессиональном плане, так и в вопросе жизненных целей. Особенности самоопределения молодых людей заключаются в устремленности в будущее, зависимости от ценностей, лежащих в основе целеполагания и осмысленности жизни, связи с выбором профессии, что проявляется в его частных формах, в том числе профессиональном самоопределении [4]. Анализ данных многочисленных исследований позволяет также утверждать, что выбор студентами профессии преимущественно детерминирован материальным фактором («хорошая зарплата в будущем») и фактором эксклюзивности («таких специалистов мало»). Тем не менее, такая тенденция влечет за собой негативные последствия. Так, лишь 50% студентов в процессе обучения остаются верны своему выбору. Остальные студенты либо сомневаются в правильности своего выбора, либо отчетливо осознают, что это не их призвание, что приводит к разочарованию, утрате интереса к обучению, потере смысла жизни, профессиональных ориентиров и т. д. Большинство исследователей определяют жизненные ориентации как жизненные цели и средства для их достижения (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.). Они обусловлены биологическими, психологическими, социальными и культурными факторами и выполняют функции включения субъекта в те или другие формы социальной деятельности и выступают как относительно самостоятельные, функционально единственные, подсистемы ценностных представлений об определенных сферах деятельности и связанные с ними социальные ценности [5]. Жизненная ориентация формируется в зависимости от того, носителем каких ценностей является тот или другой круг занятий для человека, и какое значение приобретают эти ценности в его сознании. Как компонент молодежного сознания, жизненная ориентация включает в себя все характерные для ценностных ориентаций уровни: - эмоциональный, который характеризуется, в первую очередь, социальными чувствами; - когнитивный, который выражает сознательную направленность на формы жизнедеятельности; - поведенческий, который выражает готовность заняться той или иной деятельностью [6]. Обобщенно определяется, что жизненные ориентации - это высшие уровни диспозиционных образований личности. Понятие жизненных ориентаций появляется как родовое относительно составляющих высших уровней диспозиционных образований, которые обеспечивают ориентирование в жизненном пространстве как системе общественных отношений и структур, усвоенных и включенных в жизненный процесс личности. М. С. Яницкий предложил типологию, которая включает девять типов жизненных ориентаций: 1) потребительская; 2) аффилиационная (участие в социальной жизни); 3) ориентация на признание; 4) на труд; 5) на знание; 6) эстетическая; 7) этическая; 8) ориентация на развлечение (игру); 9) религиозная [7]. Понятие «жизненные ориентации» часто используется вместе с такими понятиями, как «жизненная стратегия», «жизненный план», «стиль жизни», и т. д. Термин «жизненная стратегия личности» был внедрен К. А. Абульхановой - Славской, под которым она понимает принцип опоры на собственные силы, превращения условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности. Согласно ее мысли, индивидуальность - это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятиям судьбы как якобы независимой от человека, она еще заключается в способности организовать ее по собственному замыслу. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор образа жизни, решения противоречия, «хочу - имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. По мнению исследователя, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели [8]. Ученые - психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, в первую очередь, мотивационная активность, которая рассчитана на общественное признание. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий [9]. Жизненные стратегии принадлежат к особенному классу ориентаций личности. Их выделяют по характеру жизненной активности, которая инициируется ими. Это, как правило, сверх - ситуативные и интеграционные (способность подниматься над уровнем конкретной жизненной ситуации и удерживать целостное представление о ней), долговременные и перспективные (рассчитанные на достаточно длительный срок и ожидаемые в перспективе) ориентации личности. Кроме стратегического уровня, в системе ориентирования личности присутствует тактический (оперативный) уровень, представленный ситуативными, частичными кратковременными ориентациями. Вместе с перспективными ориентациями «от настоящего к будущему» возможны ретроспективные ориентации «от настоящего к прошлому». Особенности формирования жизненных стратегий отображаются также в их типологии. В своем исследовании А. Е. Созонтов, основываясь на типологии Э. Фромма, выделяет такие основные типы жизненных стратегий, характерных для современных студентов: - жизненная стратегия «иметь» - заключается в том, что личность конструирует собственную жизнь преимущественно в направлении достижения социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. Наибольшее преимущество отдается ценностям успеха, социального признания, богатства, репутации, компетентности, наслаждения, и тому подобное; - жизненная стратегия «не иметь и не быть» - в конструировании жизни личность направлена на приспособление к имеющимся социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, которые транслируются из поколения в поколение (безопасность семьи, здоровья, социальный порядок); - жизненная стратегия «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую саморегуляцию, стремится к поддержке, благополучию близких значащих людей. Среди приоритетных для него ценностей творчество, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.; - жизненная стратегия «иметь против быть» - направлена на достижение, с одной стороны, социального успеха, обеспеченности, с другой - на развитие собственной индивидуальности. Эти стремления находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, который выражается в тенденции к принятию «всех ценностей», кроме - социально осуждаемых, часто без выбора между ними; - жизненная стратегия «иметь, чтобы быть» - конструирование жизни, ориентировано на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Эти стремления не противоречат друг другу, личность активно ищет возможности их реализации в современных условиях. Среди приоритетных ценностей творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. [10]. Основными характеристиками жизненной стратегии человека является принятие ответственности за свою жизнь, осознание жизни, наличие построенной системы ценностей и жизненный план. Жизненный план как определенное само-распоряжение и способ пространственно-¬временной конкретизации и координации целей, которая намечает пути, средства, темпы и порядок движения, к цели (по сути - план деятельности) отображает деятельностную структуру и способы реализации смысла жизни личности и является последующей конкретизацией жизненной программы и, соответственно, также производной от смысла жизни формой целеполагания. Причем взаимодействие жизненного плана и смысла жизни осуществляется не напрямую, а с помощью жизненной программы и других стратегических понятий [11]. Характерной чертой студенческой молодежи является интенсивное формирование жизненных планов. Жизненные планы зависят от задач, которые определяются объективными условиями жизни и ценностными ориентациями студента и условно разделяются на: - профессионально-образовательные (получить интересную любимую работу, повысить свою квалификацию, получить высшее образование); - общественно-политические (расширить свой политический кругозор, принимать участие в общественной жизни); - романтико-познавательные (побывать в других городах и странах); - личностно-семейные (найти верных друзей, создать семью, воспитать детей настоящими людьми); - материально-бытовые (добиться высокого материального положения, создать хорошие жилищные условия) [3]. Концептуализация жизненных планов требует от субъекта самоопределения в разных сферах, поэтому жизненный план является определенной проекцией понимания и видения собственного будущего. Такое понимание, восприятие или самоопределение своего будущего, является выражением определенной жизненной ориентации. Таким образом, понятие «жизненные ориентации» является полисемантическим и сложным для теоретико-методологического анализа. В современной психологической литературе нет общепринятого определения термина «жизненных ориентаций», что объясняется сложностью объекта исследования и разнообразием исследовательских подходов. Теоретический анализ, проведенный нами, позволяет утверждать, что ценностные ориентации представляют систему признанных ценностей, а жизненные ориентации - это ценности, которые воспринимаются и отображают действия субъекта. ЛИТЕРАТУРА: 1.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - [31-е изд. ]. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»). 2.Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. Петровского. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1986. - 304 с. 3.Лисовский В. Т. Личность студента / В. Т. Лисовский. - Л. 1998. 4.Жалгасов А. Совершенствование профессионально-личностных качеств у студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки. //Поиск,2014.- №2.- С. 155-156. 5.Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 1986. - 223 с. 6. Ломакина Э. Н. Карьерные ориентации как ценностный компонент профессиональной направленности будущего инженера / Э. Н. Ломакина // Ученые записки ун¬та им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7(77). - С. 104-110. 7. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / Яницкий М. С. - Кемерово, 2010. - 204 с. 8. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 2001. - 299 с. 9. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1987. - С. 137-145. 10. Созонтов А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов / А. Е. Созонтов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2003. - № 3 - С. 15-23. 11. Ерденова Г. Б. Современные требования к подготовке педагогических кадров. //Образование. 2008.- №1. С. 82-86. Источник: http://Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - [31-е изд. ]. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с. - (Серия «Маст | |
Просмотров: 432 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|