Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Самостоятельная учебная деятельность (СУД) – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации, приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. СУД – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач. Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Важность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач. Отправной точкой служит постулат, что ребенок по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать - это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо. [2] Древняя поговорка Услышал – забыл Увидел – запомнил Сделал - понял Усвоение информации учащимся: 10% того, что слышит 50% того, что видит 90% того, что делает сам Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся, хотя и не лишенное некоторой односторонности, по мнению Пидкасистого П. И. [4], даётся в работе Б. П. Есипова [2] “Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий”. Пидкасистый П. И. [4] подчёркивает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями. Для раскрытия основных видов самостоятельных работ рассмотрим разновидность классификации по характеру познавательной деятельности, предложенную И. И. Малкиным [1, 3] который выделяет следующие виды самостоятельных работ: 1. Работы репродуктивного типа: а) воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. б) тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем. в) обзорные работы. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Учащимся можно дать задание на составление плана пройденной темы. Составление плана способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные упражнения особенно важны. г) проверочные работы. Их цель — всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают учителю осуществлять оптимальное управление процессом обучения. 2. Работы познавательно-поискового типа: а) подготовительные работы. При их выполнении учащиеся, пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Осмысление учащимися противоречий между имеющимися у них знаниями и новыми требованиями к решению учебно-познавательных задач имеет большое значение для развития познавательных интересов. Можно сказать, что самостоятельные работы данного типа особенно полезны на начальном этапе изложения нового материала. б) констатирующие работы. Подобные работы связаны с описанием новых факторов и явлений по их внешним признакам: наблюдения над природными явлениями и общественной жизнью, изучение дидактического материала и т. д. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивает у них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия. Она используется как в изложении, так и в процессе закрепления. в) экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, “открывают” законы и т. д. Данный вид учебных занятий — эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности. г) логически-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений. К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам. 3. Работы творческого типа: а) художественно-образные самостоятельные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя. б) научно-творческие работы. К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности — проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т. д. Вовлечение учащихся в подобную работу — важное средство пробуждения интереса к самостоятельной деятельности. в) конструктивно-технические работы. Этот вид учебных занятий является действенным средством политехнического образования. 4. Работы познавательно-практического типа: а) учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т. п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника. б) общественно-практические самостоятельные работы. Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода — незаменимый путь связи обучения с жизнью. На уроках так же возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад. Для ряда тем разрабатываются специально кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов — занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Этот метод проверки — только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. Учащиеся так же проявляют интерес к самостоятельному составлению кроссвордов, поэтому подобная работа предлагается учащимся в качестве домашней работы. Такой тип домашнего задания позволяет расширить кругозор учащихся, приучает к краткому и точному изложению, формированию вопросов, работе с дополнительной литературой. Таким образом, организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средней школой и воспитать творческую личность. Нельзя не согласиться с Есиповым Б. П. (3), что широкое применение самостоятельной работы в учебном процессе позволяет упорядочить его, а именно, сократить объём домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать приёмы работы по заданиям. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата. В организации СУД необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять. Правильно организованная учебная деятельность помогает ученику овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть способности и двигаться в развитии дальше. И помогает в этом продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, при этом обязательно задаются технологические нормы допустимых отклонений от проектируемого учебного процесса, в границах которых достижение планируемых результатов гарантировано. Информационная модель учебного процесса выстраивается параметрически. Выбрано пять параметров, наиболее целостно и адекватно отражающих и представляющих закономерности учебного процесса как на стадии проекта, так и на стадии его реализации: - целеполагание (система микроцелей); - диагностика; - дозирование самостоятельной деятельности учащихся; - логическая структура проекта; - коррекция. В качестве основного объекта технологизации учебного процесса выбрана учебная ТЕМА. Это система уроков, в границах которой учитель может проектировать свою оценку по целому ряду результатов, в том числе по скорости усвоения учащимися дидактического материала. Другими словами, перейти к технологическим материалам оценки эффективности того или иного проекта. Учебная тема позволяет провести многоаспектное и многовариантное структурирование учебного процесса и представить результаты этого структурирования в виде тематической карты. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА (ТК) - это "паспорт" проекта учебного процесса по теме. В ТК представлено пять главных компонентов, однозначно представляющих пять выбранных параметров учебного процесса. Все компоненты органично взаимосвязаны: - содержание микроцели определяет содержание диагностики; - содержание диагностики задает содержание, объем, сложность и трудность компонента дозирования самостоятельной деятельности учащихся; - содержание дозирования проверяется как достаточное или недостаточное при проведении диагностики; - логическая структура - это органичное и динамичное единство содержательного, процессуального и мотивационного в проекте учебного процесса; - компонент коррекции - это фактическая программа деятельности учителя с учениками, не прошедшими диагностику. Тематическая карта – это мощный современный инструментарий учителя по совершенствованию и оптимизации учебного процесса. Учитель отходит от тематического планирования и "видит" проект будущего учебного процесса в виде системы микроцелей (начало нового методического мышления); Для ученика выстраивается четкая и рациональная система требований (дескрипторов) к его знаниям и умениям. Микроцели определяют содержание компонента диагностики, компонента дозирования самостоятельной деятельности учащихся, коррекции и логической структуры. Более того, при проектировании учебного процесса микроцели выполняют функции управления профессиональной деятельностью учителя по конструированию вышеуказанных блоков. Конечный результат обучения задается диагностично в виде специально разработанной самостоятельной проверочной работы. Диагностика (Д) - это система проверочных самостоятельных работ, составляемая учителем для определения реализации микроцелей (достигнута или не достигнута каждая микроцель). Для каждой микроцели составляется свой образец самостоятельной работы (Д). Д состоит из двух типов заданий: задания на уровне образовательного стандарта (программы), задания на повышенном уровне. 1) задание на уровне требований образовательного стандарта; 2) задание на уровне требований образовательного стандарта; 3) задание на уровне требований на "средний уровень"; 4) задание на уровне требований на "высокий уровень". Два первых задания должны быть одинаковы по трудности, просты и абсолютно понятны учащимся. В соответствии с Законом "Об образовании" (каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или остановиться на этом уровне, или двигаться выше) в условиях действия образовательного стандарта любой ученик независимо от своих предыдущих успехов выполняет задания в указанной последовательности. Задание №3 на " средний уровень " должно быть более трудным, чем задание №1, №2. Повышение его трудности должно быть связано с содержанием диагностируемой микроцели. Задание №4 на " высокий уровень " должно быть труднее, чем задание №3. Система оценок успехов учащихся: - ошибки в обоих заданиях №1 и №2 - ученик попадает в группу коррекции; - выполнены задания №1 и №2 - ученик получает "зачет" (что означает: "ученик удовлетворяет требованиям государственного стандарта"). Основные преимущества системы контроля и оценок успехов учащихся следующие: 1. Реально выполняется принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся. 2. Равноправное положение учителя и ученика (заранее объявлены образцы Д). 3. Учащиеся конкретно знают требования к их знаниям и умениям: гласно, демократично, открыто (учитель не изменит в последний момент трудность заданий). 4. Начинают действовать "нормы" (они пока носят эмпирический характер): нормы нагрузки, нормы требований, нормы критериального оценивания. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения; 5. Ученику предоставляется право выбора того целевого ориентира "оценки", который в данный момент соответствует ценностным установкам. Именно отсюда начинается развитие учащегося, т.к. у ученика появляется желание "развивать себя". Дозирование самостоятельной деятельности учащихся. Цель практическая для этого блока - гарантированно подготовить ученика (через самостоятельное выполнение определенного объема специально разработанной системы упражнений) к диагностике. Цель нравственная - ученику впервые предоставляется право выбора будущей оценки в полном соответствии с Законом "Об образовании". (Здесь очевиден воспитательный эффект). Кроме того, важная цель - преодоление перегрузки. Учитель определяет содержание СУД, необходимой для достижения микроцели, опираясь на свой методический опыт. У учителя есть, конечно, право на ошибку. Главное вовремя внести изменения в блок "Диагностика". Важным моментом в конструировании ТК является то, что любой из трех этапов: целеполагание, диагностика, дозирование самостоятельной деятельности учащихся, вносит определенные уточнения в содержание предыдущих. Логическая структура учебного процесса - это стратегия развернутой через систему уроков панорамы учебного процесса. Логическая структура проекта представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Микроцели, т.е. главные вопросы темы, определяют зоны ближайшего развития учащихся и временную продолжительность каждой зоны. Заканчивается каждый отрезок выполнением самостоятельной работы. Коррекция рассчитана на учащихся, которые не получили "зачет" на диагностике, т.е. не достигли уровня стандарта. Это своего рода программа вывода таких учащихся на уровень стандарта. Тематическая карта - это точная схема процесса, осуществление которого дает учителю гарантию того, что все учащиеся без исключения усвоят программу по данному предмету, по данной теме на обязательном уровне (уровне стандарта), а наиболее способным ученикам дает возможность усвоения материала на более высоком уровне. Педагогическая ценность тематической карты заключается в том, что она представляет собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся. Если учащийся пропустил какую-то тему или урок, он может выполнить его индивидуально во внеурочное время. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении поставленных задач, но он организует деятельность. Наблюдения за работой позволяют направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно от урока к уроку наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении работ. Данный материал может использоваться при любой форме организации обучения. К.Д.Ушинский писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая; но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать». Л.Н.Толстой считал, что цель учения – самостоятельное применение знаний в жизни. Он писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что правильно организованная самостоятельная учебная деятельность дает большой потенциал для развития школьников. Литература: 1. Веткин Л. Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекция по педагогике для студентов университета). Издательство Саратовского университета, 1978. 2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. Москва, 1961 3. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – СПб., 2002. 4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: «Педагогика», 1972 | |
Просмотров: 474 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|