Краткосрочный план урока русской литературы
УРОК: русская литература
Раздел: Нравственный выбор человека. Школа: КГУ «ОСШ № 19 г. Темиртау»
Дата: 22.06.2018 Ф.И.О. учителя: Серова Наталья Викторовна
КЛАСС: 6
Тема: И.С. Тургенев. «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.
И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке 6. ПО 4. Составлять простой цитатный план.
6. АИ 1. Определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка).
6.АИ 3. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения.
Цели урока
Все учащиеся смогут:
Составлять простой план. Определять жанр.
Большинство учащихся смогут:
Составлять простой цитатный план.
Определять жанр и его признаки.
Выделять в тексте произведения элементы композиции.
Некоторые учащиеся смогут:
Составлять простой цитатный план.
Определять жанр и его признаки.
Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения.
Языковая цель Учащиеся могут: работать с текстом в группе, соотносить названия терминов и их определения, доказывать принадлежность произведения к данному жанру, составлять простой и цитатный план к тексту.
Ключевые слова и фразы:
Портрет, прототип, крепостное право, достоинство, нравственная сила, чувство прекрасного, любовь к правде и справедливости, историзмы, архаизмы; литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.
Полезные фразы для диалога/письма:
• Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? How do we know?
• Has every learner’s choice been recorded? How can we check?
• Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?
• Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?
Вопросы для обсуждения:
• О чём это произведение? В чём заключается основная мысль произведения? Что вы знаете о…? К какой группе слов относятся словарные слова – архаизмам, историзмам?
Можете ли вы сказать, почему…?
Почему автор не даёт имя барыне?
Почему барыня решила женить Капитона на Татьяне?
Почему меняется отношение помещицы к собаке?
Письменные подсказки:
По-моему… По мнению писателей… Мне понравилось…Мне кажется... Мы думаем... Здесь говорится о том...
Предыдущее обучение А.Гофман. «Щелкунчик и мышиный король».
План
Планируемое время Запланированные задания (впишите свои задания, вместо изложенных ниже) Ресурсы
Начало
2 мин.
1 мин. 1)Психологический настрой. Создание коллаборативной среды. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Упражнение «Мое воображение»
Цель: активизировать участников группы, изменить вид деятельности, способствовать творческому воображению участников.
Ход упражнения
Закройте глаза и представьте себе:
- Что вы взяли в руки кусочек льда;
- Вы летаете между облаками;
- Вы держите в руках и вдыхайте аромат букета;
- Вы гладите пушистого котенка;
- Вы едите вкусное яблоко;
Рефлексия: опишите ваши ощущения.
Целеполагание.
Учитель озвучивает тему урока.
-Какова цель урока?
-Чтобы достичь цель, какими знаниями надо обладать?
Вместе с учащимися формулирует ожидаемые результаты.
2)Деление на 5 групп. Приём «Пазлы». (Г)
Ученики собирают разрезанные портреты Герасима, Муму, барыни, Татьяны и Капитона. Получают соответствующее название команды.
Разрезанные портреты героев повести
Середина
2 мин.
2 мин.
4 мин.
3 мин.
4 мин.
1 мин.
5 мин.
8 мин.
4 мин. Предтекстовая работа.
Эпиграф
Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу».
В. Громов
(актёр, режиссёр, театральный деятель)
-О ком идёт речь в эпиграфе?
-Почему Громов называет Тургенева «олицетворением русского богатыря…»?
Задание 1. (К)
1)Написать ассоциации к произведению. Приём «Кластер». Работа на доске.
ФО. Самооценивание. Приём «Цветовая дорожка».
ОС. Комментарий учителя.
Задание 2. Приём «Взаимное обучение».
(И) (Г)
Текст биографии писателя разделен на количество учеников в группе. Каждый ученик, проработав свою часть текста в течение 2 минут, рассказывает остальным содержание. Затем спикер каждой группы рассказывает целый текст учащимся класса.
Группа 1. Описание портрета.
Группа 2. Экскурсия в Спасское-Лутовиново.
Группа 3. Образование.
Группа 4. Творчество.
Группа 5. Воспоминания современников.
ФО. Взаимооценивание. Приём «Лист честных мнений».
ОС. Комментарий ученика.
Фамилия, имя оцениваемого ученика
Взаимное обучение
Определение терминов
Определение жанра
Гора истории
Словарная работа
Итого
Задание 3. Приём «Домино». (Г)
1)Соотнести названия терминов и их определения: рассказ, повесть, пьеса-сказка.
2)Самопроверка по эталону.
3) Определить жанр произведения.
4)Записать определение в тетрадь.
ФО. «Лист честных мнений».
ОС. Комментарий ученика.
Задание 4. Приём «ПОПС-формула». (П)
1)Докажите принадлежность произведения к данному жанру
2)Почему автор назвал произведение «Повестью..»
Оценивание по критериям.
Критерии Дескрипторы
Отвечает на вопросы
-правильно называют жанр;
-приводят не менее 2-х аргументов, доказывающих принадлежность к данному жанру;
-используют литературоведческую терминологию
ФО. «Лист честных мнений».
ОС. Комментарий ученика.
Минутка отдыха.
Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, снизу вверх.
Задание 5. Приём «Карта истории». Дифференцированное задание. (И)
Задание на опережение: учащиеся по желанию подготовили сообщение по истории создания повести.
Взаимопроверка. Приём «Горячий стул». (К)
Ученики задают вопросы по услышанной информации.
ФО. Взаимооценивание. Приём «Светофор».
ОС. Комментарий учителя.
Задание 6. Приём «Гора истории». (К),
1)Деление на группы по уровням: базовый, продвинутый, высокий.
2)Определить композиционные части текста: какие события соответствуют экспозиции, завязке, развитию действия, кульминации, развязке под руководством учителя. (К)
3)Дать название каждой главе повести, подобрав цитаты из текста. (П) В каждой группе ученики распределяют части текста для озаглавливания, затем составляют план текста в группе.
Базовый уровень: составить простой план текста. (Г)
Продвинутый и высокий уровни: составить цитатный план текста. (Г)
Презентация постеров. Взаимооценивание между группами. Приём «Две звезды, одно пожелание». (Г)
ФО. «Лист честных мнений».
Задание 7. Словарная работа. Приём «Таблица на соотнесение». (П)
А) дворянство 1.в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое.
Б) усадьба 2.окружающая местность, окрестность
В) крепостные крестьяне 3.бедная женщина, не из крепостных, жившая в барском, помещичьем или купеческом доме на средства хозяев, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяйку, составлявшая ее общество (устар.).
Г) дворовые 4.принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам.
Д) кафтан 5.серебряный рубль
Е) приживалка 6.работница, занимающаяся ручной стиркой белья
Ж)башмачник 7.слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов
З)прачка 8.устар. мастер, изготовляющий или починяющий обувь
И)флигель 9.особый разряд крепостных крестьян, которых их господа использовали в качестве домашней прислуги.
К)ключник 10.одна из категорий служилых людей в России княжеского и царского периодов.
Л)целковый 11.Русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.
М)околоток 12.Пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М
Взаимопроверка в группе. Обсуждение.
ФО. «Лист честных мнений».
Текст биографии писателя
Картинная галерея
Лист честных мнений
Определения на разрезных карточках
Лист честных мнений
Постер, презентация.
Текст повести
Постеры
Лист честных мнений
Таблица на соотнесение
Конец
2 мин.
2 мин. Домашнее задание.
Базовый уровень: рассказать о событиях в повести, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
Продвинутый уровень: рассказать о Герасиме от имени Татьяны или барыни
Высокий уровень: составить синквейн «Образ Герасима», «Образ Татьяны» или «Образ барыни».
Рефлексия. Приём «Где я?» На плакате «Острова настроения», на которых написаны слова: ожидание, неопределенность, разочарование, радость. Прикрепите стикеры к тому острову, которому соответствует ваше эмоциональное состояние по итогам урока.
Дополнительная информация
Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам?
Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?
Межпредметные связи
поддержка ИКТ
Ценности
• Задание на опережение: учащиеся по желанию подготовят сообщение по истории создания повести.
• Разноуровневое домашнее задание • Формативное оценивание
• Самооценивание
• Взаимооценивание
• Обратная связь учителя, учеников • История, изобразительное искусство,
• самопознание
• Презентации, учебник, ресурсы интернета
• Сотрудничество в группе, привитие чувства прекрасного, любви и уважения
Рефлексия
Были ли цели обучения/урока достижимыми?
Чему сегодня научились учащиеся?
Какой была атмосфера обучения?
Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.
Итоговое оценивание
Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и учения)?
1:
2:
Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и учения)?
1:
2:
Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится на проведении моего следующего урока?
Приложение №1
|