Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

« Пути реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Выступление на районной августовской конференции.
Учитель начальных классов Токаревской СШ Прохоренко И.А.
В настоящее время во всех сферах деятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже ХХ –ХХ1 веков, что требует нового подхода к организации здоровьесберегающего пространства.
Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально – экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов.
В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Министерства здравоохранения Казахстана лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% - хронические заболевания.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в Казахстане;
- ухудшение состояние здоровья матерей;
- стрессы;
- дефицит двигательной активности;
- недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- частичное разрушение служб врачебного контроля;
- неполноценное питание;
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает:

- последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья,
- а также воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5. учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.
7. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8. рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
10. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.
11. комплексная система закаливания детей.
Все эти принципы учитываются в работе учителей начальных классов, но нельзя сказать, что они используются в работе по здоровьесберегающим технологиям, скорее в создании здоровьесберегающей среды. Для решения поставленной задачи в данное время государством делается очень многое:
• Уже несколько лет во многих школах района все учащиеся начальной школы обеспечены бесплатным горячим питанием, что не смогло не отразиться на состоянии здоровья детей. Так по отчетам медицинской сестры в нашей школе прослеживается такая картина: 2007 год – с заболеваниями ЖКТ – 4 ученика начальной школы; 2008 год (организуется питание) – 4 ученика; 2009 год – 2 ученика, 2010 год – отсутствуют дети с данным заболеванием. Но не только на состояние ЖКТ повлияло горячее питание, я думаю, и со мной многие согласятся, что дети из незащищенных слоев населения (так называемых малообеспеченных и неблагополучных семей) с большим удовольствием на данный момент посещают занятия и лучше усваивают учебный материал.
• Уже два года для рациональной организации двигательной активности в школе введены 3-е часы физической культуры. Правда с этим тоже возникли трудности. Так как спортивный зал во многих школах всего один, то не все уроки проводятся в зале. Летом это стадион, зимой занятия на лыжах и коньках. А в плохую погоду проводятся занятия в классах, но нашими учителями разработан специальный план таких занятий, где предусмотрены такие темы: «Вдох-выдох по правилам» - если научиться правильно дышать, никакие болезни не пристанут; «Азбука здоровья» - где дети изучают комплексу гимнастических упражнений; «10 минут йоги» - упражнения для восстановления энергии и др.
• У нас в школе под руководством учителя физкультуры Тумасовой Н.В. уже год работает валеологическая служба, задачей которой является создание здоровьесберегающего пространства в школе. Она организует взаимодействие всех служб школы (психолога, соцпедагога, учителей предметников, классных руководителей) для решения поставленной задачи, проводит семинары для педагогов, оформляет стенды с материалами по данной теме.
Учителя начальных классов уделяют огромное внимание здоровью детей. Учитель работает в тесном контакте с медицинской сестрой, и зачастую приходится не просто приглашать медика на родительские собрания, но для того чтобы обратить внимание родителей на здоровье их ребенка иногда приходится прибегать не только к уговорам, беседам у администрации, но и обращаться ИДН за помощью в работе с данными родителями. Так же проводятся родительские собрания по темам: «Здоровье ребенка в ваших руках», « Если хочешь быть здоров – закаляйся!» и др.
На уроках каждый учитель создает атмосферу комфортности для каждого ребенка, для этого необходим индивидуальный подход к учащимся, создается ситуация успеха. Так для создания благоприятной психологической обстановки я начинаю урок с минутки вхождения в день, их много и они очень разнообразны, и настраивают всех учеников на доброжелательный лад. Дети улыбаются друг другу, говорят друг другу комплименты, держатся все за руки и др.. На протяжении урока, как и каждый учитель начальных классов, я использую физминутки с песнями, стихами, танцевальными движениями, слушание музыкальных произведений во время выполнения самостоятельных заданий. Смена различных видов деятельности придает образовательному процессу творческий характер, что приводит к исчезновению стрессовых ситуаций на уроках.
При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать необходимость проведения часов здоровья, и различных мероприятий обучающих детей правилам ЗОЖа, соблюдению режима дня . Такими мероприятиями могут стать классные часы «Поликлиника Доктора Нехворайки», «Путешествие в медицинский кабинет», «Мой друг Мойдодыр» и др. Так же очень полезно всем классом проводить выходные летом – на речке, зимой катаясь на санках или лыжах, т.е. обучать детей правильно организовывать свой отдых.
Можно выделить три блока обеспечивающих реализацию здоровьесберегательных технологий:
1 блок - Блок диагностики и мониторинга
• Материально-техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение.
• Диагностика ежедневного питания
• Диагностика уровня здоровья
• Диагностика физической подготовленности
• Прогноз заболеваемости
• Разработка индивидуальных оздоровительных программ
2 блок – Блок методической работы
• Создание условий для заинтересованного обучения учащихся
• Учет в обучении результатов валеологического тестирования
• Обеспечение возможной индивидуализации обучения
• Оптимизация работы валеологических семинаров
• Университет здоровья для родителей
• Разработка памяток для педагогов
• Индивидуальное и групповое консультирование
• Подготовка и участие в мероприятиях по вопросам здоровья
• Социально-психологическое сопровождение
3 блок – Блок учебно-воспитательной работы
• Интеграция вопросов валеологии в преподавании базисных дисциплин
• Организация научно-исследовательской работы учащихся
• Беседы по З О Ж.
• Викторины, КВН, диспуты
• Разработка памяток для учащихся
• Индивидуальное консультирование.
Учитель начальных классов ищет и находит различные пути реализации здоровьесберегающих технологий, но все таки существует ряд проблем, которые требуют решения:
• Здоровье подрастающего поколения существенно зависит от психологического климата в школьном коллективе, в семье, от психологической культуры педагогического коллектива. В связи с чем психологу школы необходимо усилить работу в данном направлении , оказывать практическую помощь учителям и родителям.
• Здоровье подрастающего поколения - важнейшая государственная задача. Необходимо усилить работу по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек не только среди детей, но и среди родителей.
• Обращать внимание на обязательное ритмичное чередование физических и интеллектуальных нагрузок, проветривание помещений, поддерживание чистоты и порядка.

Категория: Профессиональное образование | Добавил: Прохоренко_Ирина (2011-01-05)
Просмотров: 3713 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru