Выступление на районной августовской конференции. Учитель начальных классов Токаревской СШ Прохоренко И.А. В настоящее время во всех сферах деятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже ХХ –ХХ1 веков, что требует нового подхода к организации здоровьесберегающего пространства. Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально – экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов. В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Министерства здравоохранения Казахстана лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% - хронические заболевания. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: - падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в Казахстане; - ухудшение состояние здоровья матерей; - стрессы; - дефицит двигательной активности; - недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности; - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; - частичное разрушение служб врачебного контроля; - неполноценное питание; Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает: - последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, - а также воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить: 1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. 2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. 3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью. 4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным. 5. учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции. 6. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности. 7. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени. 8. рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни. 9. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей. 10. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий. 11. комплексная система закаливания детей. Все эти принципы учитываются в работе учителей начальных классов, но нельзя сказать, что они используются в работе по здоровьесберегающим технологиям, скорее в создании здоровьесберегающей среды. Для решения поставленной задачи в данное время государством делается очень многое: • Уже несколько лет во многих школах района все учащиеся начальной школы обеспечены бесплатным горячим питанием, что не смогло не отразиться на состоянии здоровья детей. Так по отчетам медицинской сестры в нашей школе прослеживается такая картина: 2007 год – с заболеваниями ЖКТ – 4 ученика начальной школы; 2008 год (организуется питание) – 4 ученика; 2009 год – 2 ученика, 2010 год – отсутствуют дети с данным заболеванием. Но не только на состояние ЖКТ повлияло горячее питание, я думаю, и со мной многие согласятся, что дети из незащищенных слоев населения (так называемых малообеспеченных и неблагополучных семей) с большим удовольствием на данный момент посещают занятия и лучше усваивают учебный материал. • Уже два года для рациональной организации двигательной активности в школе введены 3-е часы физической культуры. Правда с этим тоже возникли трудности. Так как спортивный зал во многих школах всего один, то не все уроки проводятся в зале. Летом это стадион, зимой занятия на лыжах и коньках. А в плохую погоду проводятся занятия в классах, но нашими учителями разработан специальный план таких занятий, где предусмотрены такие темы: «Вдох-выдох по правилам» - если научиться правильно дышать, никакие болезни не пристанут; «Азбука здоровья» - где дети изучают комплексу гимнастических упражнений; «10 минут йоги» - упражнения для восстановления энергии и др. • У нас в школе под руководством учителя физкультуры Тумасовой Н.В. уже год работает валеологическая служба, задачей которой является создание здоровьесберегающего пространства в школе. Она организует взаимодействие всех служб школы (психолога, соцпедагога, учителей предметников, классных руководителей) для решения поставленной задачи, проводит семинары для педагогов, оформляет стенды с материалами по данной теме. Учителя начальных классов уделяют огромное внимание здоровью детей. Учитель работает в тесном контакте с медицинской сестрой, и зачастую приходится не просто приглашать медика на родительские собрания, но для того чтобы обратить внимание родителей на здоровье их ребенка иногда приходится прибегать не только к уговорам, беседам у администрации, но и обращаться ИДН за помощью в работе с данными родителями. Так же проводятся родительские собрания по темам: «Здоровье ребенка в ваших руках», « Если хочешь быть здоров – закаляйся!» и др. На уроках каждый учитель создает атмосферу комфортности для каждого ребенка, для этого необходим индивидуальный подход к учащимся, создается ситуация успеха. Так для создания благоприятной психологической обстановки я начинаю урок с минутки вхождения в день, их много и они очень разнообразны, и настраивают всех учеников на доброжелательный лад. Дети улыбаются друг другу, говорят друг другу комплименты, держатся все за руки и др.. На протяжении урока, как и каждый учитель начальных классов, я использую физминутки с песнями, стихами, танцевальными движениями, слушание музыкальных произведений во время выполнения самостоятельных заданий. Смена различных видов деятельности придает образовательному процессу творческий характер, что приводит к исчезновению стрессовых ситуаций на уроках. При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать необходимость проведения часов здоровья, и различных мероприятий обучающих детей правилам ЗОЖа, соблюдению режима дня . Такими мероприятиями могут стать классные часы «Поликлиника Доктора Нехворайки», «Путешествие в медицинский кабинет», «Мой друг Мойдодыр» и др. Так же очень полезно всем классом проводить выходные летом – на речке, зимой катаясь на санках или лыжах, т.е. обучать детей правильно организовывать свой отдых. Можно выделить три блока обеспечивающих реализацию здоровьесберегательных технологий: 1 блок - Блок диагностики и мониторинга • Материально-техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение. • Диагностика ежедневного питания • Диагностика уровня здоровья • Диагностика физической подготовленности • Прогноз заболеваемости • Разработка индивидуальных оздоровительных программ 2 блок – Блок методической работы • Создание условий для заинтересованного обучения учащихся • Учет в обучении результатов валеологического тестирования • Обеспечение возможной индивидуализации обучения • Оптимизация работы валеологических семинаров • Университет здоровья для родителей • Разработка памяток для педагогов • Индивидуальное и групповое консультирование • Подготовка и участие в мероприятиях по вопросам здоровья • Социально-психологическое сопровождение 3 блок – Блок учебно-воспитательной работы • Интеграция вопросов валеологии в преподавании базисных дисциплин • Организация научно-исследовательской работы учащихся • Беседы по З О Ж. • Викторины, КВН, диспуты • Разработка памяток для учащихся • Индивидуальное консультирование. Учитель начальных классов ищет и находит различные пути реализации здоровьесберегающих технологий, но все таки существует ряд проблем, которые требуют решения: • Здоровье подрастающего поколения существенно зависит от психологического климата в школьном коллективе, в семье, от психологической культуры педагогического коллектива. В связи с чем психологу школы необходимо усилить работу в данном направлении , оказывать практическую помощь учителям и родителям. • Здоровье подрастающего поколения - важнейшая государственная задача. Необходимо усилить работу по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек не только среди детей, но и среди родителей. • Обращать внимание на обязательное ритмичное чередование физических и интеллектуальных нагрузок, проветривание помещений, поддерживание чистоты и порядка.
|