Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Цыкунова В.А.

Государственное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17», г. Семей, ул. Кашагана 26, тел.: 56-42-55.

Современной школе нужен педагог, продуктивно сотрудничащий со всеми участниками педагогического процесса, владеющий современными образовательными технологиями, способный адаптироваться в различных педагогических ситуациях. Постоянное расширение образовательных услуг требует от современного специалиста в области образования готовности к неприрывному самообразованию и самосовершенствованию собственных профессиональных качеств с тем, чтобы адекватно социальным запросам творчески самореализоваться в учительской профессии. Сегодняшнее образование - это мощное, многофакторное профессиональноличностное развитие личности будущего специалиста, создание условий для полной реализации им прфессиональных и социальнотрудовых функций.
Обучение в ВУЗе должно обеспичить формирование личности специалиста с такими качествами, которые соответствовали бы современным требованиям общества и школы и гарантировали бы успех в педагогической деятельности с самого начала. Педагог должен обладать современными знаниями в области преподаваемого предмета, владеть педагогическими технологиями, уметь выбирать собственную стратегию профессиональной деятельности, быть ответственным за принимаемые самостоятельные решения. Професиональное воспитание будущего учителя харктеризуется исследователями как всестороннее развитие личности студента, раскрытие его творческого, личного и духовного потенциалов, обретение будущим специалистом умения самостоятельно и критически мыслить, находить рациональные пути решения возникающих проблем, применять полученные знания в новых, постоянно изменяющихся условиях современной жизни.
Преподавание любого предмета в средней школе представляется как средство формирования гармонически развитой личности учащегося. Особую актуальность проблема профессиональной подготовки учителя приобретает при формировании личности учителя изобразительного искусства, так как специфика самого предмета определяет личностное развитие, формирование культуры и жизненных ценностей, способствует раскрытию и реализации творческих возможностей.
Изобразительное искусство в школе создает богатые возможности для всестороннего развития человека, помогает познать окружающий мир, учит познавать красоту природы, наблюдать и анализировать, мыслить и чувствовать. Задача учителя изобразительного искусства пробуждать у ребенка эстетические эмоции, приобщать его к постижению красоты, гармонии, а также развивать его творческие возможности, творческую активность. Ребенку нужно дать не только разностороннее образование и воспитание, но и развивать его индивидуальные способности, научить жить и творить по законам красоты. Огромная роль в этом принадлежит учителю, который должен пробуждать в детях чувство прекрасного и возвышенного. Миссия учителя изобразительного искусства в контексте современного образования ориентирована на осмысление детьми духовных исканий художников предшествующих эпох, постижения воспитанниками с помощью изобразительного искусства важнейших экзистенциальных ценностей и норм человеческого бытия. Это требует от учителя его собственной высокой степени воспитанности, собственной точки зрения на вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. В качестве основного критерия прфессиональной воспитанности выступает социальная напрвленность активности личности. Данный критерий позволяет определить направленность личности студента на созидательную творческую деятельость, изменение социокультурной среды путем активного включения в преобразовательную деятельность, развития нравственных качеств личности, стремление к духовно-нравственному росту и самосовершенствованию, самоактуализации.
Преподавание изобразительного искусства требует от учителя развитых творческих способностей, способности видеть и понимать красоту, эмоциональности, открытости миру. Реализация миссии учителя изобразительного искусства предполагает его высокую степень собстенной погруженности в культуру, выход за рамки собственно изобразительного искусства, уверенности и эрудированности в обсуждении проблем искусствознания, истории культуры, мировой художественной литературы. Эти аспекты общекультурного развитя будущих специалистов оказываются приоритетными в выработке ценностно-целевых и содержательных ориентиров жизнедеятельности воспитательной системы художественно-графического факультета, обеспечении условий продуктивного вклучения будущих учителей изобразительного искусства в социально-творческую и профессионально-педагогическую деятельность. Учитель должен быть свободен от шаблонов и стереотипов и приветствовать творческие проявление учащихся.
Таким образом, перед высшим педагогическим учебным заведением стои задача – развивать важные личностные и профессиональные качества студента – будущего педагога, которые обеспечивали бы успех в профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства – организованное особым образом взаимодействие субъектов воспитательной системы, основанное на профессиональных и культурных ценностях и традициях художественно-педагогического сообщества, обеспечиващих формирование положительного образа профессии и целей профессиональной деятельности будущего специалиста. Содержание профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства определяется синтезом педагогики и художественных дисциплин.
В процессе овладения прфессиональной деятельностью основная роль принадлежит механизму психической регуляции, так как степень его развития обеспечивает функционирование всех сфер личности (интеллектуальной, мотивационно-деятельной, эмоционально-волевой). Формирование механизма психической регуляции учебной деятельности студентов не только определяет их успешность в процессе овладения профессией педагога, но и во многом обеспечивает успешность будущей профессиональной деятельности.
Основными компонентами профессиональной компетентности педагога являются следующие умения:
-Осуществлять воспитательные воздейстия, адекватные пироде ребенка, детства, национальным, региональным, культурным традициям.
-организовывать общение, выстраивать отношения с каждым учеником таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.
-держать ориентир на самоопределение, самоорганизацию, самовоспитание личности, создав условия для саморазвития школьника как субъекта деятельности, как личности , как индивидуальности.
Содержание компетентности педагога вклучает в себя процесс (педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учащегося и личность учителя) и результат (способность к саморазвитию, самообучению, самовоспитанию ученика и учителя).
Как условие реализации профессионально-педагогическойподготовки можно рассматривать – педагогическую практику, которая должна приобретать учебно-исследовательский характер. Занимаясь педагогической деятельностью как исследовательской, будущий учитель субъективно переживает смысл использования научных знаний не только для повышения эффективности результатов учебно-воспитательной работы, но и для себя лично.
Педагог-профессионал владеет педагогической деятельностью в целом, он способен к саморазвитию, что предполагает активное, качественное преобразования своего внутреннего мира. Субъектом собственной профессиональной деятельности педагог может стать только при условии развитой рефлексии. Развитие личностной и профессиональной рефлексии-это процесс длительный, требующий постоянных усилий личности, и он не может осуществиться в течении небольшого периода времени, отведенного на педагогическую практику. Практика должна иметь системный характер: от привлечения первокурсника к простым и доступным ему видам работы, до полномасштабной практики на старших курсах , где ее содержание и объем соответствуют реальным требованиям образовательного учреждения. Необходимо, чтобы движение в прфессии будущего педагога было непрерывным, а сама педагогическая практика в добавление к традиционным приобрела и новые формы. Тогда педагогическая практика, осуществляемая в школах, может стать местом реализации собственных педагогических проектов будущих учителей.
Функции педагогической практики: диагностическая, адаптационная, обучающая, воспитывающая, развивающая.
Адаптационная функция заключается в том, что студент знакомится с учебно-воспитательной работой в учреждении и ее организацией, привыкает к ритму педагогического процесса, начинает реально представлять все трудности педагогической деятельности.
Обучающая функция реализовывается в применении полученных теоретических знаний
Воспитывающая функция практики состоит в формировании мотивации к будущей профессиональной деятельности, становлении педагогической культуры. Воспитывающим фактором педагогической практики являются деятельность специалистов с высоким уровнем профессионализма и личностных качеств, а также воспитательные системы педагогического университета и образовательных учреждений, являющихся базой практики.
Развивающая функция практики реализуется в формировании и развитии педагогических способностей студента-практиканта. Студент развивается и в личном, и в профессиональном планах: учится мыслить и действовать как педагог.
Рефлексивная функция практики является одной из важнейших. Только на практике студент может оценить свое эмоциональное состояние в процессе общения со всеми субъектами педагогической деятельности, проанализировать и оценить свои личные и профессиональные качества как будущего учителя.
Основная цель практики – создание условий для самореализации, самовыражения, самоопределения личности студента, как субъекта профессиональной деятельности, как компетентного педагога, способного работать в условиях конкуренции.

Список литературы:
1. Абасов З. Инновационность в образовании и подготовка учителей. //Высшее образование в России - 2001.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
3. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972.
4. Бусыгин А.Е. Диалектика становления интенсивного типа воспроизводства.- Казань: Изд. Казанского университета, 1985
5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. -М.: Просвещение, 1991.
6. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского пед. института, 2000.

7. Ильина Т.А. Педагогика.- М., 1984.
8. Комаров В.Д. Философия цивилизации. //Философия и общество.- 2001.
9. Лебедев Д. Школа гармонии. Журнал «Искусство в школе» 1992
10. Павлик К.В. Учебные материалы по методике преподавания. - М.: «Флинта» 1999.
11. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. - М.: Политиздат, 1978.
12. Пидкасистый П.И. Педагогика. Уч. пособие для студентов пед. вузов.-М.: Пед. общество России, 1998.

Категория: Профессиональное образование | Добавил: Vera_72 (2011-01-05) | Автор: Вера Цыкунова E
Просмотров: 3568 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru