Роль математических дисциплин в формировании здорового образа жизни детей и подростков. (подготовила: Барташевич Л.Ю ,учитель математики высшей категории Ростовского Ресурсного Центра Бухар-Жырауского района.) Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. В.А. Сухомлинский. Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны. Медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране Физически здоровыми рождаются не более 14% детей 25-30% детей приходящих в 1-й класс имеют отклонения в здоровье. 50% учащихся теряют здоровье в начальной школе. 60% школьников имеют хронические заболевания. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени. Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровым является только один ученик из десяти. Поэтому сохранение здоровья – это потребность не только нашего, но и будущих поколений. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 1) строгая дозировка учебной нагрузки; 2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4) благоприятный эмоциональный настрой. Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержанию образования. Всегда остаётся неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни. А это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих технологий в школе должно быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения. Одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, является сохранение здоровья детей. Как показывают исследования, так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости учеников, преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Одним из главных направлений здорового образа жизни является создание благоприятного эмоционального настроя и атмосферы успеха на уроках, здорового психологического климата и повышение интереса к физико-математическим дисциплинам. Развитие интереса к занятиям и мотивация к учениям привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. Все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения. Роль математики в формировании здорового образа жизни Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно к снижению качества здоровья. Одна из моих задач - заинтересовать ребёнка в здоровом образе жизни. Это я делаю и на уроках, причем, не ущемляя учебный процесс, т.к. практически всё можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой. Исходя из этого я использую следующие направления в формировании здорового образа жизни на уроках математики, цель которых: создание условий для формирования здоровой личности учащихся на уроках математики, задачи: -увеличение двигательной активности учащихся на уроке; -предоставление информации, связанной с контролем здоровья; -применение учебного материала (тексты задач) с валеологическим содержанием; -учет здоровых возможностей детей, их индивидуальных особенностей на уроках. Для решения первой задачи (увеличение двигательной активности) я провожу на уроках физкультминутки. О роли их для сбережения здоровья сказано уже немало. Физкультминутки я делю на две группы. К первой отношу физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами, которые не связаны по содержанию с процессом обучения математике. Ко второй группе - упражнения, организующие процесс усвоения учебных знаний: пересчёт предметов, движение руками с целью изображения геометрических фигур, эстафеты по решению примеров и т.п. Например, показываю карточки с примерами, называю ответ. Если верно - наклон влево, неверно - вправо. Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагаю использовать следующие упражнения: • растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма; • перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга; • качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения. Вторую задачу я решаю путём увязки математических тем с какими-либо сведеньями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья. В 5 классе, изучая шкалы, поговорим о тонометре и нормальном давлении, о термометре и нормальной температуре тела человека и оптимальной температуре воздуха в классе в спальной комнате и т.д. При изучении процентов – о процентном соотношении факторов, влияющих на здоровье. При изучении отрицательных и положительных чисел о роли отрицательных и положительных эмоций. Задачу, которая содержит сведенья о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами. Название полезного продукта, режимного момента использую для зашифровки правильных ответов к устному счёту. Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепят знания о здоровом образе жизни. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности. Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы. При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики. Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Обучаясь в школе, ребёнок вынужден длительное время сидеть за партой. Это влечёт за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушение осанки. Одним из приемов активации организма является периодическая смена поз. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина, ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят. В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его, указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять». Итогом работы считаю: хорошую психологическую атмосферу на уроках; заинтересованность детей в выполнение творческих заданий ,стабильную успеваемост Рекомендации по здоровому питанию учащихся Продукты красного цвета (свекла, болгарский перец, клубника, помидоры) стимулируют обменные процессы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность. Но его избыток может вызвать перевозбуждение и трудности с засыпанием. Оранжевые (хурма, абрикосы, персики, тыква, апельсины, мандарины, морковь) помогают восстановлению нервных клеток, обновлению мышечных тканей, улучшает настроение, помогают в борьбе с усталостью и апатией, успокаивают головную боль. Желтые (лимоны, ананасы, яблоки, бананы, кукуруза, сыры, яичные желтки) стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, снабжают энергией, способствуют очищению крови. Синие (тёмный виноград, черника, сливы) содержат биологически активные вещества – антоцианы, которые защищают кровеносные сосуды и зрение. Зеленые (листовые салаты, брокколи, зелёный горошек) подпитывают мозг, повышают активность, снимают напряжение, активизируют иммунную систему. Ещё хотелось бы добавить и о белом цвете. Белые (молоко, молочные продукты, творог, рис, чеснок, цветная капуста) успокаивают, снимают раздражительность, выводят из организма токсины. Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, поэтому перед заучиванием материала неплохо съесть тарелку тёртой моркови с растительном маслом (без масла усвояемость самого ценного в моркови вещества бета-каротина резко снижается). Черника способствует мозговому кровообращению. Желательно употреблять её в свежем или замороженном виде. Орехи помогают сконцентрировать внимание. Они стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему. Особенно рекомендуется при длительной напряжённой деятельности. Лимон освежает восприятие информации за счёт большой концентрации витамина С. Стакан лимонного сока особенно способствует занимающимся иностранными языками. Капуста снимает нервозность. Салат из капусты перед экзаменом снимает “мандраж”. Ананасы давно используют театральные и музыкальные звёзды, коим приходится заучивать много информации. А лук полезен при переутомлении и психической усталости, улучшает снабжение мозга кислородом. Принимать ежедневно не менее половины луковицы. Рекомендации учителям по формированию ЗОЖ Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения) Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся. Рациональная организация труда учителя и учеников. Создание комфортного психологического климата. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда. Чередование различных видов деятельности на уроке. Использование аудиовизуальных средств обучения. [b]
|